27 лет «Каравану»: путь продолжается

15.11.2023, 15:16
Мария Орлова

13 ноября еженедельник «Караван» отметил 27-летие. Мы стали одной из самых долгосрочных институций Тверской губернии постперестроечного периода – редко какое предприятие или общественная организация достигают в наши дни этого возраста, скажем так, зрелой молодости.

Главный редактор издания «Караван Ярмарка» Мария Орлова, которая пришла работать в газету «Караван» в год основания и уже много лет трудится на своем посту, накануне 27-летия со дня основания встречалась со студентами-журналистами ТвГУ. Сегодня мы беседуем с ней о региональной журналистике, ее удивительном прошлом, трудном настоящем и непредсказуемом будущем, а также о пути, который прошел «Караван».

– «Караван» стал первой частной газетой Тверской области в далеком 1996 году. Что было в начале пути?

– «Караван» – практически ровесник современной тверской политике, он родился на волне обновления, когда старая советская элита уступала место новому поколению руководителей. Это было время непредсказуемых губернаторских выборов. Например, никто не ожидал, что главу администрации Тверской области Владимира Суслова сменит глава Бежецкого района Владимир Платов. Именно в связи с этой пересменкой в региональной власти было связано то, что «Караван» беспрепятственно стал продаваться в газетных киосках. До этого из региональной прессы там были только «Тверская жизнь» и «Вече Твери» (первая перестроечная газета, не имевшая ничего общего с тем, что сейчас выходит под этим названием). Похоже, старая областная элита решила, что «Караван» платовский, а платовские решили, что «Караван» связан с мэром Твери Александром Белоусовым… А «Караван» был сам по себе, это был проект совершенно не интегрированного тогда ни в какую местную политику нашего основателя и главного редактора Геннадия Климова, безвременно покинувшего нас пять лет назад.

– Газета практически сразу же вышла на рекордные тиражи, как это получилось? Были ведь совершенно легендарные сюжеты!

– Не участвуя ни в каких предыдущих группах регионального влияния, «Караван» и его главный редактор на ходу придумывали свои правила, которые буквально вдохнули свежий воздух в тверскую общественную жизнь. Листаешь старые номера и понимаешь, какими мы были тогда веселыми и свободными.

Четвертый номер «Каравана» вошел в историю тем, что в нем был «запущен» в озеро Бросно, глубочайшее карстовое озеро в Андреапольском районе, ставший теперь уже легендарным динозавр Бросни.

Местные жители крутили пальцем у виска, а спустя годы эти же люди рассказывают каналам «РЕН-ТВ» или «ТВ-3» о том, как Бросни съел корову их бабушки (или даже саму бабушку)!

А чего стоит история с выдвижением в мэры Твери чернокожего студента медакадемии Марселя?! Тогда брать интервью с Марселем приезжали средства массовой информации со всего мира. Борис Немцов, посещая Тверь с официальным визитом, захотел увидеться с Марселем раньше, чем встретился с губернатором Тверской области.

Можно вспомнить и наши экспедиции в затерянный мир Петрозерья, среза бескрайних и непроходимых болот Оршинского Мха (кстати, мы даже один раз привезли туда Марселя, чтобы тамошние аборигены, пять мужиков, не бывавших на Большой земле, увидели настоящего афротверитянина).

Мария Орлова и Геннадий Климов

– Как нарабатывалось политическое влияние «Каравана»?

– «Караван» играл все большую роль в региональной политике. В нулевые – начале десятых, в годы, которые, наверное, теперь останутся в памяти народа как наиболее счастливое время на нашем веку, в употребление вошел термин «территориальный маркетинг», поощрялась конкуренция между территориями за новых жителей, туристов и инвестиции. Мы с Геннадием Климовым написали тогда книгу «Пособие для будущего президента (мэра, губернатора)». Эх, он понятия не имел, что до будущего президента ему не дожить!

Тогда Тверская область еще участвовала в глобальной конкуренции. И ее районы тоже участвовали, изобретая свои оригинальные фишки.

Глав районов я тогда знала всех по имени-отчеству, некоторые из муниципальных руководителей призыва нулевых годов до сих пор мои большие друзья, яркие и умные люди, со своей жизненной концепцией, они оказались выдавлены из региональной власти. Хотя, казалось бы, логично было именно среди успешных местных глав искать будущих губернаторов.

– «Караван» и региональная власть – какие сейчас сложились отношения?

– Уже 10 лет с прихода к руководству Тверской области губернатора Андрея Шевелева. Помните такого губернатора? Говорят, он сейчас живет тихо в городе Белом на дальнем западе региона. «Караван» является единственным из СМИ Тверской области, не имеющим никаких контрактов с областным правительством. Упомянутый Шевелев пытался нас уничтожить, перекрыв финансовые ручейки. Им была развернута кампания травли нас с Геннадием Климовым с помощью наших нечистоплотных коллег и разного рода блогеров. Но закончилось тем, что он сам ушел со своего поста, недоработав первый срок.

Сейчас мы с региональной властью равноудалены друг от друга. Сделает губернатор Игорь Руденя что-то хорошее – похвалим. Не сделает – напомним, что обещал, проанализируем, почему не выполнил обещание.

– В чем сила «Каравана» в новую информационную эпоху?

– За время нашей каравановской жизни мы пережили три революции в сфере подачи информации. Само появление нашей газеты стало возможным с распространением компьютерных редакционно-издательских комплексов. Компьютерная верстка удешевила выход на рынок, сделала возможным реализацию мечты многих людей издавать свои газеты и журналы.

Мир очень изменился с конца 1996 года, когда мы запускали динозавра в озеро Бросно. Тогда эта информация попала на ленты ИТАР-ТАСС, в международный информационный космос ее запустил покойный представитель ТАСС в Тверской области Александр Харченко. Отправлял он эту информацию на федеральные ленты по факсу. Интернет тогда был в зачаточном состоянии.

В 2000 году у нас появился первый тверской информационный портал с суперпопулярным политическим форумом. Позже на этом же поле начали работать другие тверские СМИ, но популярность нашего форума еще никому не удалось перепрыгнуть.

Сайт karavantver.ru сейчас является самостоятельным ресурсом, он обновляется в режиме онлайн и содержит материалы бумажной версии и в десятки раз больше другого контента.

Социальные сети стали следующим этапом развития медиа вообще и нашей газеты в частности. В процесс создания информации оказались вовлечены широкие массы людей, до тех пор молчавшие.

Раньше информация была уделом тщательно отобранных профессионалов, статус журналиста областной газеты – органа обкома КПСС – был приравнен к статусу инструктора обкома партии. Именно такие люди рассказывали, например, о событиях Великой Отечественной войны или даже о перестройке.

Сейчас любая активная гражданка с телефоном может вести прямой репортаж, откуда угодно. И профессиональные медиа берут контент из соцсетей, снабжая его своей аналитикой. Мы видим это на примере событий в секторе Газа или в аэропорту Махачкалы.

От профессиональных журналистов требуется объяснение происходящего, и тут как раз наше сильное место. Журналисты «Каравана» отличаются особенно нетривиальным взглядом на происходящие события.

– А какую практическую пользу можно получить от «Каравана»?

– Наше коммерческое приложение «Ярмарка» – это еще одна легенда региональных медиа. Сейчас это действенно работающая реклама, прежде всего вакансий. Ведущие работодатели Тверской области и Подмосковья ищут себе работников через нашу газету. Просматривая вакансии, напечатанные на газетных страницах, потенциальные работники могут видеть весь спектр предложений, сопоставить свои знания и умения с предлагаемыми должностями и зарплатами.

– Бумажная газета – каково ее место в настоящем и будущем?

– Вообще, бумажная газета – это самый надежный носитель информации. Сколько раз мы видели, как рушились архивы в электронных СМИ: закроется издание, не заплатят за хостинг – и все, что нажито непосильным трудом, все улетает в тартарары. Иногда я себя утешаю тем, что работаю для историков будущего, которые станут изучать Тверскую область по моим политическим колонкам, которые я пишу в каждый номер вот уже 25 лет подряд.

– Как вы видите развитие журналистики в ХХI веке?

– Сложно делать далеко идущие прогнозы. Развитие нейросетей – следующая технологическая революция, на вызов которой нам, профессиональным журналистам, еще предстоит ответить. Как-то ректор ТвГМУ Леся Чичановская сказала мне, что даже не представляет, какие болезни и на каком оборудовании предстоит лечить тем, кто сейчас учится на первом курсе. Примерно то же самое я сказала студентам-журналистам, с которыми встречалась.

Нейросети легко заменят копирайтеров, могут заменить новостников, которые пишут новости криминала и переписывают пресс-релизы областного правительства. Одного они точно не сделают – не заменят умную журналистскую оценку происходящего.

Хотя недавно один наш сотрудник защищал диплом под названием «Языковая личность Марии Орловой». Отсюда недалеко до нейросети «Мария Орлова», есть же нейросеть «Жириновский». Это, конечно, шутка. Надеюсь, что я еще попишу непосредственно, вживую.

– Вы не думали о том, чтобы написать книгу о пережитом «Караваном» и вами?

– Книга? Очень хочется написать о том, что было за эти 27 лет. Возможно, найду на это время. Хотя у нас очень много проектов, не в Тверской области, а федеральных. И каждый наш сотрудник – многостаночник.

 

Беседу вел Андрей Сабынин

фото автора и из архива «Каравана»

248 0

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Лента новостей
Прокрутить вверх