Customise Consent Preferences

We use cookies to help you navigate efficiently and perform certain functions. You will find detailed information about all cookies under each consent category below.

The cookies that are categorised as "Necessary" are stored on your browser as they are essential for enabling the basic functionalities of the site. ... 

Always Active

Necessary cookies are required to enable the basic features of this site, such as providing secure log-in or adjusting your consent preferences. These cookies do not store any personally identifiable data.

No cookies to display.

Functional cookies help perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collecting feedback, and other third-party features.

No cookies to display.

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics such as the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

No cookies to display.

Performance cookies are used to understand and analyse the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.

No cookies to display.

Advertisement cookies are used to provide visitors with customised advertisements based on the pages you visited previously and to analyse the effectiveness of the ad campaigns.

No cookies to display.

Дальнобойщики бастуют

17.11.2015, 13:43

Философия «Платона»

Почему бастуют тверские дальнобойщики

 

11 ноября в Тверской области и в 40 других регионах страны прокатилась волна протестов дальнобойщиков. Автоперевозчики выступили против тарифов для грузовиков с максимальной массой свыше 12 тонн. С 15 ноября 2015 по март 2016-го согласно постановлению правительства РФ грузоперевозчики обязаны платить 1,5 рубля за километр в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам федерального значения. Ранее тариф хотели сделать в 3 раза выше, но даже 1,5 рубля – это неподъемная цифра с учетом современных экономических реалий. Владельцы и водители большегрузов вставали вдоль обочин, некоторые сбивались в организованные группы прямо на дороге, ехали очень медленно, перекрывая сразу несколько полос. От этого парализовались целые магистрали. Дальнобойщики уверены: акции на дорогах – последний шанс достучаться до Кремля

 

ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ – ЗЕРКАЛО ЭКОНОМИКИ

 

Летом 2014 года Владимир Путин велел министрам до первого квартала 2015-го подготовить проект-предложение по надлежащему содержанию региональных и федеральных дорог и пополнению дорожных фондов. Президент также приказал создать систему оплаты за вред, причиняемый дорожному покрытию грузовиками массой от 3,5 тонн. Правда, потом сфокусировали внимание на грузовиках весом более 12 тонн – их число от всех авто составляет 4% – около 2 миллионов тягачей. В высоких кабинетах уверены, что это они разрушают дороги.

Летом 2015-го стало ясно, что системой по сбору тарифных средств станет «Платон» (сокращение от «Плата за тонны») – бортовое устройство, похожее на оборудование «ГЛОНАСС» и работающее на основе советской/российской навигационной системы, а также GPS и GSM. К слову, «ГЛОНАСС» неидеален. Прошли годы, а система продолжает «глючить». Планируется, что действие приборов распространится на 50 774 км федеральных автодорог.

В правительстве обещали не штрафовать за подобные нарушения до марта 2016 года. А тем, кто не может оплатить дорогу по «Платону», можно воспользоваться маршрутной картой – документом, формируемым на основании данных о планируемом маршруте.

В это же время «дозабастовочный» тариф, колеблющийся от 3,5 рубля до 3,7 рубля, дальнобойщиком удалось сбить до 1,5 рубля, но это ненадолго. С марта 2016 до декабря 2018 тариф составит 3,06 рубля за километр. Штрафы, вступающие в силу в 2016 году, за нарушение Постановления правительства – весомы. Согласно КоАП, водитель заплатит 5000 рублей, должностное лицо – 40000 рублей, а фирма лишится 450000 рублей.

В последнее время дальнобойщики жалуются на падение спроса на их услуги. Грузоперевозки – зеркало экономики: чем меньше объем производства в реальном секторе экономики, чем ниже уровень торговли и продаж, тем ниже и объем транспортных услуг, в них попросту отпадает потребность. И наоборот – с развитием промышленности, торговли с притоком инвестиций возрастает потребность в дополнительных транспортных услугах.

 

…А ПЛАТИТЬ БУДЕМ РОТЕНБЕРГУ

 

Игра в поддавки с властями не устраивает дальнобойщиков, несмотря на то что тарифы за плохие дороги в России самые низкие в Европе. Но 3 и даже 1,5 рубля за километр могут превратить жизнь отечественных грузоперевозчиков в битву за место под солнцем. И наоборот – позволит перевозчикам из Польши или Финляндии чувствовать себя вольготнее на наших дорогах. Можно понять возмущение дальнобоев – ведь владельцы фур платят транспортный налог, в разы превышающий сбор за легковое авто. К тому же весомая составляющая цен на дизельное топливо – это налоги и акцизы, часть которых, по логике вещей, также должна идти на ремонт и содержание российских дорог.

Министр транспорта РФ Максим Соколов заверил общественность, что деньги, вырученные с платных тарифов, помогут в решении крупных транспортных проектов в регионах. Но опять же – если деньги, вырученные с тверских дорог, пойдут в Тверской дорожный фонд, не факт, что это будет у нас работать, зная особенность региональных менеджеров. Правда, и на федеральном уровне деньги, вырученные с 2 миллионов транспортных средств (опять же, если все будут работать) – не ахти какая сумма, чтобы решить дорожные проблемы России.

Контролировать сбор денег будет ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» (ее совладелец Игорь Ротенберг, сын олигарха и друга Путина Аркадия Ротенберга). Государство заплатит компании Ротенберга 10,6 миллиарда рублей в год за то, что та будет собирать с дальнобойщиков. Если так нужны деньги для дорог, то почему бы их не собирать самостоятельно, а не через посредников? Странный какой-то бизнес, не находите?

Недавно президент велел новому главе РЖД Олегу Белозерову повысить конкурентоспособность железнодорожных грузовых перевозок. Владимир Путин отметил, что главный конкурент РЖД – автоперевозчики. И действительно – на их долю приходится более 50% рынка грузовых перевозок – в основном товаров для розничной торговли.

Похоже, все эти телодвижения могут окончательно добить мелкий и средний бизнес в этой сфере. Ведь с этими тарифами они долго не протянут, на рынке останутся только крупные игроки с автопарком более 1000 единиц.

На сайте «АвтоТрансИнфо» Сергей ЖИДКОВ из Калуги оставил комментарий:

– Все промолчали, когда в 2 раза повысили цену на топливо, промолчали, когда запретили заезжать днем на МКАД. Промолчали, когда обязали ставить тахографы. Сейчас случится то же самое. Будете платить немереные бабки сыну Ротенберга в карман, а он вас еще будет нагибать за осевые нагрузки.

Такая реакция мелких перевозчиков и простых водителей объяснима, но что по этому поводу думают крупные игроки?

«Караван» связался с «Деловыми Линиями», но они категорически отказались комментировать события – складывается ощущение, что такой крупной компании в перспективе будет на руку уход конкурентов.

Другой крупный игрок, представленный в Тверском регионе, – ООО «Траско» – пошел на контакт. Ситуацию оценил начальник транспортного отдела города Твери компании ООО «Траско» Семен ПАЛАТОВ:

– Официально наша компания не участвовала в акции, возможно, кто-то из ребят был там, но мы этого не планировали. Конечно, для компаний такие тарифы – это лишние издержки. «Траско» зарегистрирован в системе «Платон», мы даже внесли деньги, но пока система не работает. Фирма получила приборы 13-го числа, а если учесть, что наши машины путешествуют по всей России, быстро раздать их мы не сможем. Прибор реагирует на специальные рамки, но пока такие есть лишь в Московской области. До марта за проезд без «Платона» через эти рамки штрафовать не будут.

С новым тарифом, к примеру, до Екатеринбурга и обратно, мы потратим около 15 тысяч рублей на одну машину. Придется поднимать цены на услуги. Мы будем брать эти деньги с клиента – грузополучателя, а клиент обременит потребителя. Цены в магазинах вырастут. Большегрузы действительно убивают дороги. И в Европе, и в Беларуси действуют подобные сборы, рано или поздно они бы все равно у нас появились. За 1,5 года из-за кризиса число мелких перевозчиков сократилось, после окончательного запуска системы «Платон» их станет еще меньше. Главный минус в том, что повысятся цены и на все. Да, государству нужны деньги – но в этом случае нужно напрягать не мелких игроков, а крупный бизнес.

Павел КИРИЛЛОВ

33 0
Лента новостей