Customise Consent Preferences

We use cookies to help you navigate efficiently and perform certain functions. You will find detailed information about all cookies under each consent category below.

The cookies that are categorised as "Necessary" are stored on your browser as they are essential for enabling the basic functionalities of the site. ... 

Always Active

Necessary cookies are required to enable the basic features of this site, such as providing secure log-in or adjusting your consent preferences. These cookies do not store any personally identifiable data.

No cookies to display.

Functional cookies help perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collecting feedback, and other third-party features.

No cookies to display.

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics such as the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

No cookies to display.

Performance cookies are used to understand and analyse the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.

No cookies to display.

Advertisement cookies are used to provide visitors with customised advertisements based on the pages you visited previously and to analyse the effectiveness of the ad campaigns.

No cookies to display.

Родом из детства. Жизнь трудных подростков из тверского интерната глазами педагога

08.11.2017, 13:49

Почему дети бегут из интерната? Как трудные подростки впервые встречают новеньких учителей? Хотят ли сами «детдомовские» в семью? И как найти контакт со сложным ребенком? Эти вопросы корреспондент «Караван+Я» задал молодому педагогу из Тверской области, который предпочел остаться анонимным.

 

У них свои законы

– Ребенок из интерната – какой он? Там чаще встречаются проблемные дети, чем в обычных школах?

– Детишки разные, но нужно понимать, что просто так туда не попадают. У них всех сложная судьба. Бывают здесь дети алкоголиков, заключенных (некоторые даже родились за решеткой). Иногда из обычных школ переводят за плохую успеваемость. С такими непросто. И им нелегко среди местных ребят, которые привыкли жить по своим принципам. Недавно к нам за неуспеваемость перевели мальчика из обычной школы, и дети тут же накинулись на него. Видят, что отпор не может дать. Не каждый пойдет жаловаться взрослым, но все равно по ребенку видно. Нам с преподавателями даже пришлось вмешиваться не раз. Но это, как правило, бесполезно, у них свои законы. В любом детском коллективе есть лидер. Как бы они ни уважали взрослого, все равно прислушиваться будут к ровеснику.

– Но с девочками, наверное, проще общий язык найти?

– Отнюдь. У девчонок очень развито соперничество. По учебе обычно учатся получше, более прилежные. Но вот в плане быта… Особенно новеньким достается. Нередко задирают их, придумывают обидные прозвища, случаются драки. Мальчишки в этом плане проще.

– Побеги из интерната бывали?

– Да, но обычно сбегают не «завсегдатаи», а как раз новички. Ребятам бывалым бежать-то некуда, они привыкли здесь жить, их все устраивает. Сложнее тем, кто попадает в подростковом возрасте. Ну вот представьте, ребенку 14 лет. До того как попал в интернат, он гулял где хотел, шел куда вздумается, у него была своя компания, друзья, подруги. А тут закрыли в четырех стенах и заставляют заниматься, учебу подтягивать, на которую он вечно забивал. Тяжело ему, не по себе, по товарищам скучает. Вот и придумывает план побега. Кстати, поодиночке редко уходят, чаще с собой кого-нибудь прихватывают.

 

Я детдомовский, мне все должны

– Вспомни, как прошел твой первый урок в интернате?

– Никогда не ходила в розовых очках, но первый урок удивил. Зашла, а все детишки улыбаются, ручки за партой сложили. Такие дети-ангелы с виду. Оказалось, бдительность усыпляли. Коллеги со мной согласятся, все дети поначалу так себя ведут – вежливые, заботливые, внимательные. А потом начинают показывать свой характер. Тогда держитесь!

Приятно работать с начальными классами. У них еще нет полового созревания, и поэтому проще. Их можно заинтересовать свои предметом, на занятиях они увлеченно слушают, стараются. Но в средней и старшей школе интересы резко меняются: девочки думают только о мальчиках, мальчики – о девочках. А ваши логарифмы, деепричастия и законы Ньютона им неинтересны.

– Но как-то заставить заниматься можно же?

– Можно попытаться мотивировать ребенка, объяснив, что ему самому это надо, но обычно в таком возрасте дети не думают о будущем. А наказывать вообще бестолково.

– Ну а типичные фразы типа «сейчас к директору пойдешь» результата не приносят?

– Нет, они больше подойдут для обычных школьников. Интернатовским терять нечего. Какая может для них быть устрашающая мера наказания? Да никакая. Они прекрасно понимают, что поход к директору ничем плохим для них не закончится. Ну, поругают, пальцем погрозят, но никуда отсюда их не переведут. И в любом случае дадут доучиться, определят в какое-нибудь училище, а там продержат как минимум до 18 лет. Потому как отчислить до совершеннолетия не имеют права. Даже если ребенок вообще не появляется на занятиях. Они этим и пользуются, понимают, что им все должны.

– Должны?

– Да. Эти дети, вопреки стереотипам, государством не обижены. Пока они дети, им все сходит с рук. Летом они ездят в лагеря, санатории. Два раза в неделю плавают в бассейне и столько же времени проводят на коньках. Нередки для них поездки в зоопарк, цирк, театры. По достижении совершеннолетия сироты могут рассчитывать на жилье.

Вот и выходя во взрослую жизнь, они продолжают ждать чуда, так как глубоко в голове сидит это «мне все должны». У кого-то получается приспособиться к сложному миру, где никто никому не должен, а кто-то ищет выход через бутылку, так и не встав на ноги. Домашние детки видят, что мама и папа ходят на работу, получают деньги за труд. Хочется кушать? Нужна зимняя куртка? Надо заработать. Ведь просто так не приедет какой-нибудь министр и не привезет еды. И волонтеры куртку просто так не привезут. А дети из интерната живых денег не видят. Им привозят все готовое. Поэтому таким ребятам в будущем нелегко приходится. У них никого нет. И со своими проблемами в будущем придется справляться самим.

– Но кто-то же выкарабкивается?

– Конечно. Тут многое еще зависит от круга людей, куда попадешь. Поэтому я очень переживала за одного своего ученика, который из-за того что его мать была когда-то зарегистрирована в Андреаполе, был отправлен из Твери туда в училище. Парень очень способный, умный, стремится к искусству, спорту. Я стараюсь со своими учениками после выпуска поддерживать общение, мы часто списываемся в соцсетях. Вот он мне и написал недавно: «Наталья Ивановна (имя изменено), ездить в Тверь возможности нет, так как долго и дорого. А тут я боюсь спиться, алкоголь чуть ли не единственное здесь развлечение. Нет ни театра, ни секций нормальных. В основном молодежь пьет».

 

Дети, за которых неплохо платят

– Есть ли шанс у ребенка из интерната, что его заберут в семью?

– Малышей усыновляют. Подростков же почти никогда. Если только оформляют опекунство.

– А сами дети стремятся попасть в семью?

– Обычно маленькие детишки хотят вязать платья для кукол с мамой и ходить на рыбалку с отцом. У старших обычно этот романтизм пропадает. Те, у кого были опекуны, вряд ли захотят обратно. Например, в том году из нашего интерната забирали двух братьев. До этого они уже три раза были возвращены опекунами.

– А почему?

– Ну, мальчишки показывают свой характер… От этого сильная озлобленность. Ну а как иначе, если детей, как собак, то туда, то сюда?

Я вообще считаю, что опекунство почти всегда оформляется из-за денег. Опекуны берут себе по пять детей, а потом получают за каждого более 10 тысяч ежемесячно. Сдают детей на все будни в спецшколу и забирают их только в выходные. Плохо разве? Только вот страдают при этом дети. Если пара действительно хочет ребенка, то она кидает все силы на его усыновление, а не в качестве «пробника» становится опекуном.

Летом к нам в интернат приезжал проект Первого канала «Хочу в семью». Мы с учителями подталкивали ребят, спрашивали: «Ну а вы чего, Сашка, Машка? Не хотите попробовать?» И что-то я не заметила среди детей большого количества желающих.

– Как вы думаете, почему?

– С теми, кто был у опекунов, оно понятно. Дети чувствуют, когда на них просто зарабатывают. Остальные привыкли к жизни в интернате, а неизвестность пугает. Да и черствеют они ко всему. Недавно к девочке приезжали дальние родственники, сказали, что мама умерла, и конфет привезли. Она даже глазом не моргнула, а конфеты с радостью забрала. Обида растет с каждым годом, дети чувствуют себя брошенными.

 

Похвала действеннее, чем ругань

– Ты молодой педагог. Для работы с такими детьми это недостаток или преимущество?

– Я думаю, молодым учителям проще найти общий язык с трудными подростками. У пожилых коллег бывают принципы: «Я так сказала, значит, так и будет». Я же считаю, что, если ребенок в чем-то провинился, значит, на то есть какая-то причина. Разобраться в том, почему он это сделал, важнее, чем бездумно наказать. Также я не забываю, что и сама была когда-то оторвой. Все мы родом из детства.

– Какое главное отличие в работе с детьми при интернате и при школе?

– У нас бОльшая ориентация на личность. К детям приходится искать индивидуальный подход. По развитию в интернате дети очень сильно отличаются между собой. Если я вижу, что ребенок более способный, то даю ему задания посложнее, и наоборот. Делается это для того, чтобы было некое равенство и детки менее развитые не чувствовали себя хуже остальных.

– Что еще важно при занятиях с детьми, но что взрослые часто упускают?

– Похвала. Почему-то часто и учителя, и сами родители, используя кнут, забывают про пряник. Я считаю, что похвала даже действеннее, чем ругань. Она отлично работает как мотивация. Поэтому даже небольшие успехи нужно отмечать, чтобы ребенок понимал, что его хороший поступок не прошел бесследно. В каждом хулигане есть что-то хорошее. Он не умеет писать грамотно и не знает, чему равно число пи, зато рисует лучше всех. И за это преподаватель обязан хвалить. Ведь когда тебя мотивируют на работе, ты с большей радостью туда ходишь?

– Да, безусловно.

– Так и у детей. От похвалы появляется больше сил и зарождаются новые идеи. 

Дашун Самарина

39 0
Лента новостей