Customise Consent Preferences

We use cookies to help you navigate efficiently and perform certain functions. You will find detailed information about all cookies under each consent category below.

The cookies that are categorised as "Necessary" are stored on your browser as they are essential for enabling the basic functionalities of the site. ... 

Always Active

Necessary cookies are required to enable the basic features of this site, such as providing secure log-in or adjusting your consent preferences. These cookies do not store any personally identifiable data.

No cookies to display.

Functional cookies help perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collecting feedback, and other third-party features.

No cookies to display.

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics such as the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

No cookies to display.

Performance cookies are used to understand and analyse the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.

No cookies to display.

Advertisement cookies are used to provide visitors with customised advertisements based on the pages you visited previously and to analyse the effectiveness of the ad campaigns.

No cookies to display.

Тверской юбиляр – Нововолжский мост

27.01.2021, 12:29

К 65-летию ввода в строй моста, который некогда украшал Санкт-Петербург

Президент Путин в очередной раз обратил внимание, что в Твери надо бы построить Западный мост, разговоры о строительстве которого ведутся уже 40 лет. На фоне этого небезынтересно познакомиться с тем, как появился в городе мост, названный горожанами Новым. По сути, он стал вторым символом города после Староволжского моста.

Наиболее интересный мост через Неву

Благовещенский (Лейтенанта Шмидта) мост в Санкт-Петербурге

Восстановленный после войны в 1946 году Староволжский мост к началу 1950-х годов уже не справлялся с грузо- и пассажиропотоками внутри города Калинина и даже в области. Партийные (В.И. Киселев, Ф.С. Горячев) и советские (А.И. Садовников, Н.Я. Дьяков, Ф.В. Казнов) руководители области, самого города (И.П. Изотов, С.М. Бакулин, А.И. Садовников) ставили этот вопрос перед Совмином и участвовали в организации процесса строительства. Приведем изыскания известного тверского краеведа Владимира Борисовича Финкельштейна (1934–2013).

История нового моста началась в Санкт-Петербурге. В 1843–1850 годах там через Неву был сооружен первый постоянный чугунный мост. Он был самым протяженным в Европе и одним из самых красивых в архитектурном отношении. Восьмипролетный, семиарочный мост был разработан инженером С.В. Кербедзом и строился под его же руководством. Мосту было присвоено название Благовещенский, в 1855 году он был переименован в Николаевский (император Николай I умер 18 февраля 1855 года). После Октября 1917 года мост был назван именем лейтенанта П.П. Шмидта, руководителя восстания на крейсере «Очаков» в 1905 году.

До 1930-х годов он являлся наиболее интересным мостом через Неву и первым на пути к центру города от взморья. Однако его разводной пролет, устроенный у правого берега, не отвечал требованиям судоходства нового времени. В 1939 году закончилась перестройка моста. А сборные арочные конструкции из чугунных элементов, которые прекрасно сохранились, было решено использовать на строительстве нового моста в Калинине, которое из-за войны было перенесено на 1950-е годы. Составление проекта нового моста в Калинине было поручено в конце 1930-х годов инженеру Александру Борисовичу Воловику, сотруднику института «Лентрансмостпроект», жителю Ленинграда.

По проекту мост в Калинине должен быть пятипролетным, по девять арок в каждом пролете. Недостающие детали – их набралось на 340 тонн – с 1953 года делали на калининском вагонном заводе и заводе им. 1 Мая. На механическом заводе отливали решетки ограждения, картуши с вензелем «МК» (предполагалось назвать мост именем Михаила Калинина).

Общий вес моста получился свыше 4000 тонн. Многие детали и конструкции с большими трудностями переправлялись из Питера сюда, на Волгу. Недалеко от того места, где сейчас стоит памятник Афанасию Никитину и разбит сквер вдоль Волги, раскинулась строительная площадка со своим бетонным заводом. Именно здесь, прежде чем строить мост, на специальных стапелях производилась предварительная сборка арок, подгонка друг к другу всех металлических деталей.

«Привет строителям моста»

В торжественной обстановке движение по мосту открыли 3 ноября 1956 года. Сотни горожан пешком прошлись по нему, некоторые прокатились на трамвае № 4 (Вагонный завод – завод Искож) с надписью на листе фанеры «Привет строителям моста».

Мост стал достопримечательностью и украшением центра города. Когда снесли, к сожалению, дом причта Вознесенского собора в бывшем Кооперативном переулке (еще ранее Ильинский переулок), проложили трамвайную линию в сторону железнодорожного вокзала, эта магистраль превратилась в проспект, позже названный Тверским (что звучало не совсем обычно для города Калинина). На другом берегу Волги тоже произошла зачистка хаотичной застройки и получился проспект, названный Комсомольским. В результате город получил скоростную магистраль, удобную как для пешеходов, так и для транспорта.

Автор этих строк внес свою лепту в строительство Нововолжского моста. После окончания девяти классов школы № 6 (ныне гимназия № 6) в мае 1955 года отец посоветовал мне не проводить летние каникулы впустую, а идти деньги зарабатывать.

Надо сказать, что мы, как миллионы таких же семей в СССР, жили бедно, несмотря на то, что прошло 10 лет после окончания войны. В семье было трое детей (я – старший), болела мать, и мы жили на зарплату отца. «Идет стройка моста, и туда можно устроиться подзаработать деньжат», – сказал мне отец. Разговор с начальством стройки он взял на себя. К началу июня разрешение отец получил, и трое пацанов стали разнорабочими.

Сначала нас отдали бетонщикам. Они заливали бетон в арматуру блоков, помещенных в опалубку. Бетон привозили с заводика, башня которого высилась около самого недостроенного моста. Залитый бетон надо было растворять, размельчать отбойным молотком, присоединенным к компрессору, вырабатывающему давление. Мы, трое новичков, с огромным интересом смотрели на эту операцию в руках настоящих рабочих и попросили дать попробовать нам.

строители моста

Попробовали. Сначала у тебя трясутся руки, потом живот и что пониже живота, потом спина и наконец мозги. Потом ты трясешься весь и, не выдержав сумасшедшей тряски, бросаешь тарахтящий инструмент, облегченно вздохнув. А рабочие – хи-хи да ха-ха. Только один сочувственно улыбался. Потом нам сказали, что это Хосе, испанец, приехал в СССР в 1930-е годы во время гражданской войны в Испании, выучился на инженера. Нас он опекал до конца нашего тут присутствия.

Мы работали почти два месяца. Возвращались домой тоже интересно: перебирались на другой берег по металлическим конструкциям между опорами (быками), еще не покрытыми бетонными плитами. Эти железяки имели ширину до полуметра, может меньше, и шагать по ним в светлое время не доставляло хлопот. Опасно было в темноте ходить: сверху на небе звезды чем-то приманивают, интересно смотреть, а внизу сквозь промежутки между блоками эти звезды отражаются на воде Волги, чуть что – загремишь в Волгу. Шли осторожненько, не спеша, хотя уставшие до чертиков. Приходили домой – и сразу спать, а утром снова на работу.

Заработанные деньги отдал матери, она вела домашний бюджет. Мне к школе, к 10-му классу, купили новые ботинки, белую рубашку и черные брюки. Даже потратились на путевку в комсомольский лагерь возле Отмичей, в те времена лагеря служили «откормочными» пунктами для молодежи.

Даже не верится, что это было со мной.

Чуть-чуть фантазии

Проходя недавно по своему Новому мосту, подумал: «А есть ли какой способ еще более украсить его?» Пришла такая мысль: вот в Питере на мостах красуются скульптуры Клодта, смотрятся великолепно, почему бы что-либо подобное не сотворить в Твери?

Например, вот что. Мост четырьмя точками упирается в два проспекта, два слева и два справа, там, где начало или конец пешеходных дорожек. Вот тут бы и поставить скульптурные изваяния каких-либо личностей из истории Тверского края. Или обобщенные изображения русских воинов времен Михаила Ярославича, Бородинского сражения, Великой Отечественной войны. Или что другое – конкурс определит. Талантливые скульпторы в Твери имеются, патриоты Твери в администрациях города и области тоже есть, отчего бы не задуматься им на эту тему?

Борис Ершов

Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс. Дзен» и заходите на сайт газеты «Караван. Ярмарка», где вы найдёте не только самые свежие новости и самую качественную авторскую аналитику, но и тысячи объявлений.

510 0
Лента новостей