Customise Consent Preferences

We use cookies to help you navigate efficiently and perform certain functions. You will find detailed information about all cookies under each consent category below.

The cookies that are categorised as "Necessary" are stored on your browser as they are essential for enabling the basic functionalities of the site. ... 

Always Active

Necessary cookies are required to enable the basic features of this site, such as providing secure log-in or adjusting your consent preferences. These cookies do not store any personally identifiable data.

No cookies to display.

Functional cookies help perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collecting feedback, and other third-party features.

No cookies to display.

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics such as the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

No cookies to display.

Performance cookies are used to understand and analyse the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.

No cookies to display.

Advertisement cookies are used to provide visitors with customised advertisements based on the pages you visited previously and to analyse the effectiveness of the ad campaigns.

No cookies to display.

«Клоун – это не шут гороховый!»

02.07.2013, 11:25

Несколько слов о самой веселой на свете профессии

Аргам Маргарян не похож на клоуна. Скорее, он напоминает монтажника из культового советского фильма про «Высоту»: высокий, крепко сбитый, в широкой черной футболке. При нашей встрече увлеченно ковыряется в массивной железной конструкции. Тем не менее Аргам – клоун с 30-летним цирковым стажем, работающий в шоу–цирке Тиграна Акопяна. Сейчас этот цирк с программой «Джанго» дает представления в Твери, а клоун Аргам делится с «Караваном» секретами своего мастерства

 

КЛОУН СМОТРИТ В ГЛАЗА И ИЩЕТ ПОДХОД

 

В детстве Аргам Маргарян хотел стать художником: он очень любил писать пейзажи.

Но в третьем классе он попал в цирк, увидел на манеже девушку – и влюбился. Начал искать поводы, чтобы эту девушку встретить, постоянно приходил на выступления, и в конце концов они познакомились. Она была в Армении на гастролях, и когда цирк уехал, Аргам чуть не заболел от тоски. Все мысли крутились вокруг вопроса «Как ее найти?»

В этот момент открылся советский цирковой кружок, Аргам стал в нем заниматься и стал артистом. Встретились, когда девушка была взрослой… и замужем. Они остались друзьями, а цирковое искусство так и не отпустило юношу.

Сначала Аргам занимался акробатикой, потом стал клоуном и долгое время выступал за рубежом в арабских, европейских странах. Приехал в Россию и остался. В цирке Тиграна Акопяна работает в паре с Пэтэром Поппером из Чехии, внуком знаменитого советского клоуна Леонида Енгибарова.

– Обычно люди не любят, когда над ними смеются. А у вас в профессии это считается высшей наградой…

– Не над нами смеются, а над тем, что мы делаем, – поправляет Аргам. – Если бы смеялись над нами, мы бы стали шутами гороховыми. Можно смеяться на улице над сумасшедшим дурачком, а мы не такие. Клоун – он как психолог. Надо посмотреть зрителю в глаза, понять, с какой стороны к нему подходить, чтобы он ушел довольным и радостным. Зрителей много, они все разные, к каждому нужно суметь найти подход. Поэтому для меня зритель – это полноценный партнер.

Его папа был водителем, а мама – начальником военного цеха на вагонном заводе. Они очень не хотели, чтобы Аргам был циркачом, предлагая любую другую альтернативу: кино, эстраду, танцы. «Цирк – это для детей», – искренне полагали родители Маргаряна, но так и не стали ходить на его выступления. Хотя друзья и родственники считают, что он своего уже достиг, Аргам мечтает стать знаменитым клоуном – как Никулин, Енгибаров, Карандаш.

За легкостью и весельем, царящими на цирковой арене, стоят годы ежечасной упорной работы. Обычно Аргам приходит в цирк к 9 утра и остается до самого вечера: готовит и ремонтирует реквизит, помогает товарищам, шьет костюмы, делает головные уборы. Его руками сделаны перьевые опахала, кокошники, позолоченные сфинксы из пенопласта в манеже и многое другое. И каждый день проходят репетиции самих клоунов.

– Вы сами придумываете номера? Или подсматриваете?

– И так, и этак. Мы всегда общаемся с коллегами, смотрим выступления клоунов: в Интернете их сейчас полно. Часто берем понравившиеся движения и начинаем переделывать. Правда, мы показываем не номера, а репризы. Это маленькие скетчи, от 2 до 5 минут. Ими мы заполняем паузы между номерами.

 

КЛОУН ЕЗДИТ НА РЫБАЛКУ И ШЬЕТ БОТИНКИ

 

– Какая реприза была самой сложной для вас?

– Все сложные. К новой репризе привыкаешь месяцами, пока не начнешь выходить свободно. Если зритель что-то не так принимает – мы начинаем работать, переделывать, отрабатывать каждый шаг. В номерах я почти всегда общаюсь со зрителем, а это зачастую импровизация. Был такой смешной случай в Астрахани: цирк посетил Путин. Просто зашел во время своего визита в этот город. А я об этом не знал – и случайно вытащил троих из его охраны в манеж. Зрители смеялись, фотографировали. Потом узнал, извинился, а им, наоборот, приятно было.

В небольшой гримерке вешалки полны сценических костюмов, стоят два стола с зеркалами и множество огромных клоунских ботинок. Их заказывают в специальном магазине, а некоторые из них сшил сам Аргам. Клоун – одновременно и акробат, и жонглер, и дрессировщик. Он может кататься на верблюдах, делать трюки и танцевать балет. Грим ребята накладывают и придумывают сами, отсюда взялся и образ «белого клоуна». На смуглом лице отлично смотрится белый грим: он выгодно сочетается с костюмом и белым париком.

– Некоторые боятся клоунов, почему? Что делать, если ребенок в цирке вдруг дал рева?

– Я постараюсь близко не подходить. Я не люблю растиражированные сегодня фильмы про клоунов–убийц. Клоун не может быть жестоким и страшным, это абсурд! В жизни клоуны не бывают такими жестокими. Иногда дети приходят в цирк, родители им говорят: успокойся, а то дядя клоун будет тебя ругать. А я, в свою очередь, делаю замечание родителям: зачем вы так говорите, я же вам радость дарю! У меня недавно был случай – два годика девочке, она плакала: не хочу домой, хочу с клоуном остаться, он веселый. Поэтому не надо пугать детей клоунами: он же хороший, цветной!

Откуда-то из угла выбегает белая собачка Аргама – итальянская болонка Милена. Она скоро тоже станет артисткой, сейчас осваивает разные цирковые трюки. Со своей женой Аргам развелся около десяти лет назад, у них двое детей. Артист цирка постоянно колесит по разным городам, не каждая супруга такое выдержит. Собачка помогает Аргаму не чувствовать себя одиноким.

– Чем вы занимаетесь в свободное время?

– Рыбалкой. С артистами мы часто выезжаем за город – но не за рыбой, а отдыхать от города. Потому что наша работа очень нервная и требует полной самоотдачи.

Сейчас мне 53 года. Старость я планирую встретить в Армении, выращивать там виноград – у меня есть собственный виноградник. Ну а высшее достижение для клоуна – это смех зрителей. Ради этого мы работаем и живем.

Полина ЗИМИНА

48 0
Лента новостей