В федеральном эфире «Радио России» обсудили автобусы «Транспорта Верхневолжья», а также заглянули в разные уголки Тверской области, чтобы выяснить, как здесь обстоят дела с транспортной доступностью.
Синенькие автобусы появились в Твери 4,5 года назад. С улиц города убрали тысячи маршруток самых разных мастей. Троллейбусное сообщение закрыли, а трамвайное приостановили, и, похоже, если возобновят, то очень нескоро. Реформа стала своеобразным козырем в руке губернатора Тверской области Игоря Рудени. Он пиарил ее на федеральном уровне как пример успешного решения транспортной проблемы, которая характерна для таких областных центров, как Тверь.
В прямом эфире «Радио России» Илья Зотов, председатель Общероссийского объединения пассажиров, заместитель председателя Общественного совета при Минтрансе РФ, сказал, что громкие показушные мероприятия закончились, а проблема осталась: «Я сам лично был в Твери и заявляю, что с момента запуска новых автобусов больше толком ничего не было сделано. Транспортная ситуация только ухудшается: техника выходит из строя, не решены многие кадровые вопросы. Транспортом нужно заниматься не один день, а постоянно».
Страшный сон, по которому мы скучаем
А жители Твери что думают о работе «Транспорта Верхневолжья?». В группе перевозчика множество негативных отзывов о его работе. Но в нее и заходят для того, что выразить свое возмущение, и очень редко за тем, чтобы похвалить синие автобусы. Мы решили опросить людей на остановках общественного транспорта. Пожилая жительница Твери Валентина почти каждый день ездит с окраины в центр города. Она недовольна тем, что автобус приходится очень долго ждать.
«Можно и по 40 минут, а иногда и час просидеть на остановке. Многие люди ругали маршрутки, но они ездили очень часто. Всегда можно было уехать, куда тебе нужно», – считает женщина.
Она пользуется единым проездным билетом, но готова платить полную стоимость проезда, если на некоторых маршрутах Твери пассажиров снова начнут перевозить частные перевозчики.
Однако не все опрошенные нами горожане разделяют идею возвращения маршруток. Николай Иванович вспоминает их как страшный сон: «Был бардак. Они носились как угорелые. Нынешняя система гораздо лучше предыдущей».
Жительница Надежда рассказала о том, что нередки случаи, когда автобус в расписании и даже на онлайн-карте есть, но по факту на остановку не приезжает. Ежедневно отменяется огромное количество рейсов. Пожалуй, с этим сталкивался каждый житель города.
Константин Семин, почетный автотранспортник, который руководил 15 лет автовокзалом во Ржеве, сейчас живет под Тверью. Он удивляется, что за частую отмену рейсов автобусов «Транспорта Верхневолжья» никто не несет ответственности: «Раньше, если я или другой перевозчик отменил какой-то рейс, нас тут же вызывали на ковер в горком партии и делали строгий выговор. А сейчас я звоню в Министерство транспорта Тверской области, транспортную инспекцию, и на мои жалобы вообще не реагируют».
Кто доволен новыми автобусами
Впрочем, есть жители, которые довольны работой общественного транспорта в Твери. Так, мужчина средних лет Сергей каждый день по 5–6 раз ездит на автобусах. Он считает, что система работает хорошо. Можно уехать в любую точку города. Егор живет в Глазкове. Последний автобус №107 уходит туда в 21:00.
«Летом хочется больше гулять. Жаль, что нет автобусов после 21:00. Но в целом я доволен нынешней системой. Из Глазкова до Твери всегда можно добраться», – рассказывает молодой человек.
Убытки только растут
Важно добавить, что в рамках госконтракта правительство Тверской области платит за работу «Транспорта Верхневолжья» порядка 4 млрд рублей в год. Синенькие автобусы сейчас перевозят пассажиров в Твери, Ржеве, Кимрах, Старице, Зубцове, Конакове и их пригородов.
По данным контрольно-счетной палаты Тверской области, убыток от работы «Транспорта Верхневолья» ежегодно составляет более 1,6 млрд рублей. Автобусы стареют, поэтому расходы растут, а транспорт ходит все хуже. Как известно «Каравану», в «Верхневолжском АТП», которое обслуживает синие автобусы, большая текучка кадров: не хватает водителей и слесарей. На линию иногда выпускают не полностью исправные автобусы. Если к технике будут так относиться, то когда-то новые автобусы выйдут из строя. А кто и за какие деньги будет покупать новый транспорт?
Из районов в деревню
«Транспорт Верхневолжья» обслуживает не только городские, но и пригородные рейсы, в том числе в Ржевском районе. Некоторые маршруты, как нам удалось выяснить, существуют только на бумаге.
«По автобусу № 336 Ржев – Итомля нет никакой информации. Его нет в расписании, значит, он пока не ходит», – рассказали нам в службе поддержке перевозчика. И такая проблема со многими рейсами.
А как обстоят дела в районах, до которых пока не дошла транспортная реформа? Валерий Фомин работает в библиотеке села Славково Кашинского округа. Здесь он создал уникальный музей истории Славковской волости, в котором более 4 000 экспонатов. От села до Кашина 45 километров.
«Автобус ходит два раза в неделю: в четверг и воскресенье. Уезжает в Кашин поздно и возвращается назад поздно. И если туда люди едут на автобусе, то обратно чаще всего на такси за сумму от 1500 рублей. Приходится кооперироваться», – рассказал Валерий Фомин.
Григорий Захаров, депутат Думы Бельского округа, живет в деревне Грибаново, за 21 км от Белого. Он рассказал, что автобус из деревни до Белого ходит два раза в неделю.
«Людей осталось не так много. Иногда автобус ходит полупустой. А если людям нужно добраться до Белого в другой день, то просят отвести соседей, у которых есть машина. За это, как правило, берут 600 рублей», – раскрыл порядок цифр Григорий Захаров.
Похожая ситуация сложилась в Вышневолоцком округе. Местный житель Михаил рассказал, что пригородные маршруты ездят нечасто, а обслуживают их старые и некомфортные автобусы. Ходят они, в зависимости от направления, от двух раз в день до двух раз в неделю.
На другой окраине Тверской области – в Лесном муниципальном округе доехать из деревни до села Лесного можно раз в неделю. Глава округа Татьяна Кудрявцева рассказала, что социальная маршрутка приезжает в деревни, отвозит людей в Лесное, а потом обратно. Часто микроавтобус ходит полупустым. И это объяснимо, ведь в Лесном осталось всего 3850 жителей.
Какие выводы можно сделать? Ситуация с автобусами в районах, куда пришел «Транспорт Верхневолжья», более-менее хорошая, но многие рейсы отменяются без объяснения причин. В других, особенно отдаленных районах, автобусы морально устарели и ходят намного реже. Людей спасает способность объединяться и дружба с соседями, у которых есть машина.
А вот туристам и дачникам, у которых нет машины, но есть желание добраться в отдаленные и красивые места Тверской области, приходится проявлять чудеса изобретательности или платить большие суммы за такси. У них нет возможности подстраиваться под расписание автобуса, который ходит два раза в неделю, но по разным причинам вообще может не выйти в рейс.
Андрей Добронравов
фото автора