Странные обстоятельства, в которых оказалась Русская православная церковь в период пандемии коронавируса, несомненно, отразятся на будущем православия в России. Среди прихожан произошел настоящий раскол: одни верующие по-прежнему уверены, что в храмах ничем нельзя заразиться, другие призывают к строгому карантину.
Сегодня мы предлагаем вам статью одного из самых заслуженных православных меценатов Твери Александра Буренкова. Волею судеб он сейчас живет в Москве, где храмы на Пасху были закрыты для прихожан.
На нашем сайте «Гражданин созидатель» опубликованы очень неравнодушные статьи Д.Б. Синяговского, которые написаны под впечатлением сложившейся с празднованием Пасхи ситуации и распоряжений священноначалия о дезинфекции при таинстве причастия, закрытии храмов. Полностью поддерживаю позицию автора, который приводит убедительные доводы, свидетельствующие о маловерном отношении священников и священноначалия к таинству причастия с чисто церковных позиций. Хорошо видно, что происшедшее переполнило чашу терпения автора как христианина и он написал о том, что давно обсуждается «на кухнях», кулуарно: в первую очередь о признаках обмирщения Русской православной церкви, которые он перечислил довольно подробно и с наличием которых трудно не согласиться.
Процесс обмирщения церкви действительно идет. Свидетельствую об этом лично, как христианин, который в церкви с 1991 года. Я участвовал в передаче Вознесенского собора в Твери от областной промышленной выставки приходу, в восстановлении храма, в обретении и переносе мощей священномученика Фаддея (архиепископа Тверского), как предприниматель, помогал другим церквям, даже трудно все вспомнить и перечислить, но этого и не требуется.
Обращаю внимание читателя на этот свой опыт только затем, чтобы поверили моему мнению, а если нет, то хоть запомнили, что пишет человек, имеющий на это право. То было золотое время возрождения церковной жизни. Откуда-то появились бабушки, которые сохранили веру в своих домах вместе с иконами, которые они пожертвовали открывающимся храмам, создавались реальные общины со старостами и казначеями, активом, и эти общины имели свое мнение, с которым настоятели считались.
В то время процент мужчин в храмах был значительно больше, чем сегодня. Была атмосфера надежды на то, что ты теперь по жизни не один, ты вместе со своими батюшками, прихожанами, все друг о друге должны заботиться. Это было совершенно новое ощущение нового качества жизни. И главное – очень глубоко обсуждались вопросы личного спасения и было счастье от общения с братьями и сестрами.
Прошли годы, институт старост ликвидирован, настоятели стали единоличными распорядителями в своих приходах, а над ними епископы; спонсоры не стали попечителями (одним не позволили, другие не захотели, третьи разорились). Никакой приходской жизни в виде широкого церковного моря, которое вот-вот, казалось, должно разлиться и вовлечь в себя весь русский народ, не состоялось. Уже не секрет, что число церковных людей не только не увеличивается, но даже падает. Считаю, что происходит это в связи с теми признаками обмирщения церкви, на которые нелицеприятно для многих указал Дмитрий Синяговский. Это касается и нас, мирян, например, в части нашего нежелания изучать и знать службы, знать значения терминов церковно-славянского языка, требовать народного пения и чтения по очереди – в целом нашего нежелания принимать активного участия в церковном богослужении.
Пасху 2020 года мы запомним надолго. Не всем удалось получить, и не все батюшки смогли предложить удостоверения волонтеров, с которыми только по заявлению властей будут пускать в храмы. Конечно, везде все сложится по-разному, везде люди. Как известно, строгость российских законов покрывается их неисполнением. А это даже не законы, а «понятийная» игра властей в симуляцию чрезвычайной ситуации (что, считаю, лучше реального введения режима ЧС), чтобы обойтись меньшими потерями как для психики граждан, так и для экономики. Плохо только то, что священноначалие пошло на введение «дезинфекции причастия». Вот это ставит под большой вопрос посещение богослужений, если они даже будут разрешены, но на этих же условиях.
Обращения некоторых владык по видео совершенно пусты и не дают духовного выхода мирянам: мол, эти испытания нам посланы Богом за грехи. Это я слышу уже 30 лет, одно и то же. Нам нужен ответ «что делать» на основе твердой богословской оценки сложившейся ситуации, а не повторение общих положений веры как мантры.
Вообще происходящие события вопиют к нам, христианам, самым главным вопросом, касающимся личного спасения: а не тот ли это случай, который требует от нас сдачи экзамена на способность исповедания веры? Подобное мы читаем в житиях новомучеников, когда следователи задавали им заведомо провокационный вопрос: «Вы участвовали в антисоветской демонстрации?» – тогда как христианин участвовал на самом деле в крестном ходе. От ответа на этот вопрос зависело спасение человека. В случае положительного ответа он клеветал на церковь, признавая ее антигосударственной силой. Исповедники чутко следили за провокацией и давали правильный ответ, на самом деле – Богу, сдавая тем самым экзамен на духовную зрелость. Не в те ли самые условия поставил нас сегодня Божий промысел в вопросе нашей веры в Тело и Кровь Христа? Именно с этих позиций рассуждает протоиерей Александр Захаров в своем видеообращении. Уместно перефразировать известную фразу Юлия Фучика «люди, будьте бдительными»: «Христиане, будьте бдительными!»
Поэтому отчасти рад, что оказался без удостоверения волонтера, хотя не могу вместить, как это получилось, так как почти 30 лет именно волонтером и являюсь, и отслужил Пасху дома мирским чином вместе со своими близкими и друзьями по «Скайпу». Трансляцию решили не смотреть. Это ничего не дает. Начнем исправляться, как того требует автор статьи, и изучать службу через непосредственное чтение и народное пение (оперного у нас не получится). Вместо причастия – крещенская вода с просфорой, которую запьем кагором, разбавленным теплой водой, и, может быть, поплачем. Придется серьезно задуматься над тем, чтобы построить свое молельное помещение для совершения служб мирским чином вместе с близкими.
По «закону парности», выведенному моей покойной тещей Ниной (царство небесное!), недавно я неожиданно для себя прочитал книгу Мельникова-Печерского «В лесах», где описывается быт староверов, которые в своих молельных комнатах совершали службы мирским чином, иногда приглашая смелых попов из РПЦ. Очень этим гонимым староверам сочувствовал, и сам оказался в положении «неостаровера-беспоповца» в Пасху 2020 года – и при этом не по собственному выбору, а по принуждению от церковного начальства! «Сашка, – говорила моя теща, – запомни: одно событие повторяется всегда дважды по закону парности». Так и получилось. Только в данном случае одно событие – чужое, пережитое внутри, как свое, а другое – твое личное.