
Газета «Караван Ярмарка» попросила читателей рассказать об их опыте посещения аптек. В ходе опроса участники высказали свое мнение о том, в каком состоянии находится аптечный рынок в Тверской области. Ответы активных читателей позволили выявить проблемы, на которые региональному здравоохранению стоит обратить свое внимание.
Часто, но не ежедневно
Как оказалось, наши читатели достаточно часто посещают аптеки, но мало кто делает это ежедневно. Треть участников опроса заходят лишь 1–2 раза в месяц, а вот каждый пятый – несколько раз в неделю, поровну разделились те, кто бывает в аптеках реже чем 1 раз в месяц или приходит туда исключительно по необходимости.
Примечательно это тем, что на вопрос, за какими видами аптек будущее, 59% респондентов ответили: традиционные (оффлайн), в то время как оставшиеся (41%) посчитали онлайн-аптеки более перспективными.
Чаще всего в аптеки приходят для покупки безрецептурных препаратов (50%), реже – за лекарствами по рецепту врача или за медицинскими товарами (бинтами, тонометрами и пр.), витаминами или БАДами.
В регионе действует несколько аптечных сетей. Мы попросили наших читателей оценить по 5-балльной шкале силу влияния бренда аптеки. Как оказалось, только 7% процентов ответивших посчитали этот фактор достаточно сильным, но не категоричным, поэтому они поставили 4. Среднюю оценку 3 выставило 30% респондентов: для них имя бренда не так важно, но посещать аптеку без вывески они вряд ли станут. Больше всего людей (41%) оценили силу имени аптечной сети на 2, и еще 22% – на 1. Им бренд либо совсем не важен, либо его влияние на покупательский выбор минимально.
А вот что действительно влияет на выбор аптеки, так это цены на лекарственные препараты. Близость к дому или работе также играет существенную роль на наших читателей. Еще одним преимуществом читатели выделяют скидки и программы лояльности.
Не стоит забывать и то, что 4 из 10 участников опроса отдали свое предпочтение онлайн-аптекам. Мы попросили читателей назвать основные преимущества покупка лекарств через сеть. Самый большой плюс – возможность сравнивать цены на один и тот же препарат у разных продавцов. Каждый пятый выделяет большой ассортимент доступных препаратов, а каждый шестой отмечает в качестве преимущества программы лояльности и скидки, а также удобство заказа.
Что нужно улучшать?
Читатели оценили качество обслуживания в аптеках Тверской области. Результаты оказались следующими: 13% считают, что в регионе обслуживание отличное, еще 25% выставили оценку «хорошо», а 23% – «удовлетворительно». По 13% респондентов пожаловались на обслуживание, выставив оценку «плохо» или «очень плохо», оставшиеся участники опроса затруднились с ответом.
Как можно понять, в целом довольны работой аптечных сетей порядка 38% участников опроса, еще 23% оценивают обслуживание на среднем уровне. А вот 26% респондентов оказались недовольными.
Самой популярной причиной жалоб стали цены на лекарства. На вопрос о стоимости препаратов две трети ответивших пожаловались, что ценники либо очень высокие, либо выше среднего. Дополнительным минусом читатели выделяют отсутствие нужного им препарата в продаже.
Онлайн-аптеки также неидеальны и имеют ряд недостатков, например невозможность консультации. Если покупатель может поговорить с фармацевтом, пользователю интернет-аптеки приходится искать информацию самостоятельно. Еще одним существенным недостатком читатели называют проблему логистики. В обычной аптеке ты сразу получаешь лекарство, можешь осмотреть его упаковку, а в онлайн-аптеке сама доставка может стать проблемой. А вдруг лекарство нужно срочно?
Вывод
Несмотря на возможность заказать лекарства через интернет, обычные аптеки продолжают пользоваться спросом среди жителей региона. Большая часть опрошенных оценивают текущий уровень обслуживания на среднем уровне или выше среднего. Проблемными зонами аптечного рынка оказались цены и недоступность нужных лекарств.
До 1 марта 2026 года проходит эксперимент по покупке лекарственных препаратов в интернете с возможностью доставки на дом. Если этот эксперимент окажется удачным, то его могут внедрить во все регионы, что даст еще один плюс в копилку преимуществ покупки лекарств через интернет. Поэтому онлайн-сфере лучше сейчас побороть свои минусы, чтобы начать внедрение новой системы без нужды разбираться с прошлыми проблемами. Позволяя покупателям получать полную информацию о препарате с возможностью быстро и своевременно забирать заказ, интернет-рынок медицинских препаратов сможет стать удобной альтернативой традиционным аптекам.
Никита Романов