Слова «бакалавр», «магистр» вошли в нашу речь недавно, но студенты измеряют свою жизнь именно бакалавриатом и магистратурой. Для тех, кто поступил в вузы в 2024 году, не будет Болонской системы, подразумевавшей конвертацию российского образования в международное и возможность после четырех лет обучения сменить профиль, стать из филолога психологом или из юриста – экономистом.
Еще в июне 2022 года было заявлено о выходе России из Болонской системы, но за все это время нам так и не дали понять, что же придет на замену более-менее устоявшейся системе. «Караван» провел беседу с проректором по образовательной деятельности и молодежной политике профессором Натальей Евгеньевной Сердитовой, чтобы выяснить, чего мы лишились, что можем приобрести и почему в нашей стране так тяжело приживаются системы образования.
Что мы потеряли?
Российская Федерация присоединилась к Болонской системе в 2003 году – именно тогда российские университеты перешли на двухступенчатую систему обучения (бакалавриат и магистратура). С тех пор дискуссии об эффективности Болонского формата не стихают. Тем не менее Наталья Евгеньевна убеждена, что у этой системы, направленной на стандартизацию уровней высшего образования в мире, были свои полезные моменты: упрощение обмена студентами между странами, стандартизация учебных программ, возможность адаптировать обучение под интересы студентов посредством выбора отдельных курсов и фокус на практических навыках и компетенциях. Однако без минусов Болонская система также не обошлась. К таковым можно отнести снижение академических стандартов вследствие их унификации, местами недостаточная глубина изучения дисциплин и ограниченные возможности для специализации в результате сокращения времени обучения.
Проректор резюмирует: «…Болонская система имеет свои сильные и слабые стороны, дальнейшее развитие нашей системы образования, конструирующей наше будущее, должно идти своим путем, используя работающие в наших условиях сильные стороны и внедряя собственные рабочие модели».
Министр образования, комментируя ситуацию с выходом из Болонской системы, сказал, что «Болонская система – это прожитый этап». И это заявление довольно бурно обсуждали в научной среде.
Наталья Евгеньевна считает, что высказывание это вполне логично: «…выход из Болонского процесса может быть частью более широкой стратегии по созданию уникальной образовательной модели, способствующей развитию отечественной науки, технологий и экономики. Таким образом, это заявление отражает реалии и стремления, важно только, чтобы дальнейшее развитие российской системы образования в будущем приводило к ускорению научно-технологического развития страны».
Если с Болонской системой все было не так уж и плохо, почему же Россия решила от нее отказаться? На самом деле, здесь все сложнее, чем просто желание сделать нечто свое.
Профессор объясняет это следующим образом: «Выходу из Болонского процесса в 2022 году предшествовал целый ряд факторов. Начать стоит с того, что увеличивающееся напряжение в международных отношениях и политические противоречия привели к пересмотру внешнеэкономических связей и образовательных соглашений. Затем встал вопрос касательно качества образования: систему часто критиковали за недостаток учебных стандартов и наличие проблем с аккредитацией, что вызывало опасения о качестве дипломов российских вузов на международной арене. К тому же Россия стремится развивать собственную систему образования, которая больше отвечает требованиям внутреннего рынка труда и академической среды, независимо от евроцентричных стандартов. Выход же из Болонской системы позволит адаптировать свое образование к специфическим нуждам страны и переосмысление внешних влияний на систему образования».
Что нам предлагают взамен?
В 2023 году запустили пилотный проект реформы системы образования. По нему высшее образование делится на новые уровни:
- 1) базовое высшее – оно охватывает бывшие бакалавриат и специалитет;
- 2) специализированное высшее, куда входят магистратура, ординатура и программы ассистентуры-стажировки;
- 3) профессиональное – новый уровень образования, к которому относится аспирантура. Раньше она считалась ступенью высшего образования.
В настоящее время пилотный проект действует в шести вузах, а потому уже можно сделать некоторые выводы о дееспособности данной системы.
Наталья Евгеньевна выделила следующие моменты: «Во-первых, это очень четкая структура, которая может помочь создать более четкую и понятную иерархию образовательных программ, что упростит выбор для студентов и работодателей.
Во-вторых, новая система может быть более гибкой и быстрее адаптироваться к изменениям в экономике и потребностях общества, особенно в условиях быстрого технологического прогресса.
В-третьих, специализированное высшее образование (магистратура, ординатура и ассистентура-стажировка) позволит углубить знания и навыки студентов в выбранной профессии, что может повысить качество специалистов на выходе.
И наконец, в-четвертых, выделение аспирантуры в отдельное профессиональное образование может привнести четкость в подготовку научных кадров и акцентировать внимание на исследованиях и инновациях.
Понятно, что переходный период внедрения новой системы потребует значительных усилий по перестройке существующих образовательных программ, подготовки преподавателей и обновления учебных планов. Предложенная реформа может быть дееспособной при условии тщательной проработки всех аспектов ее реализации, включая поддержку со стороны государства, адекватную подготовку кадров и систему аккредитации. Важно также учитывать мнение самих студентов, преподавателей и работодателей для создания действительно эффективной и адаптивной образовательной системы».
Несмотря на то что это лишь пилотный проект и в будущем многое может измениться, в нашей учебной системе уже сейчас намечается курс на обособление. И, помимо очевидных минусов, у этого подхода есть и ряд плюсов, которые нельзя отрицать.
«В условиях глобальных конфликтов и политической напряженности изоляция системы образования помогает защитить национальные интересы и предотвращает влияние внешних идеологий. Нельзя забывать и о сохранении культурной идентичности: учебные программы могут быть адаптированы для укрепления культурных и исторических ценностей страны, что может способствовать воспитанию патриотизма среди студентов. Также обособление может создать условия для развития уникальных научных направлений и технологий, которые будут соответствовать специфическим потребностям страны. А для предотвращения возможных негативных последствий хорошим решением будет создание сбалансированной модели, которая учитывает как необходимость в независимости, так и важность международного сотрудничества».
Образовательная система мечты?
На данный момент тяжело сказать, что именно произойдет с нашей учебной системой, но страна уже постепенно переходит на новые рельсы. Министр науки и высшего образования РФ заявил, что высшее образование перейдет на новую систему не раньше 2026 года, так что время на создание образовательной системы мечты у министерства еще есть.
Наталья Евгеньевна считает, что будущая образовательная система «…должна быть построена на сочетании современных технологий, гибкости учебных программ и акцента на ключевых компетенциях, актуальных для меняющегося мира».
Новая схема образования должна создать прочную основу для всестороннего развития личности и позволить справляться с вызовами и изменениями современного мира». Само собой, слова проректора – это идеальный образ, который грезится всем российским учителям, а уж что получится в итоге, мы сможем узнать только через пару лет.
Дмитрий Красных