Большинство россиян, проживающих в городах-миллионниках и малых городах, волнует безопасность общественных пространств.
В чем заключается современность подходов к созданию удобных улиц?
Поговорим о пешеходных ограждениях.
«С точки зрения архитектуры это полное убожество» , — считает урбанист Аркадий Гершман, высказываясь о бесполезных заборах.
Пешеходные ограждения не безопасны. Они не защищают пешеходов, а обеспечивают быструю езду автомобилистам. Безопасность дорожного движения должна быть главным критерием. А вот заборы должны появляться в очагах аварийности и там, где они необходимы.
Заборы действительно портят вид города. В конце лета 2020 года в Твери установили почти 3,5 км ограждений. Новые пешеходные ограждения в виде прямоугольных серых конструкций появились по Санкт-Петербургскому шоссе, улицам Советская, Туполева, Можайского, проспектам Николая Корыткова, Калинина, на площади Капошвара.
Какое решение? Заборы можно заменить на живые изгороди. Это будет выглядеть красивее и менее затратно. Согласно новой редакции дорожного ГОСТа, если между тротуаром и краем проезжей части есть газон шириной более метра, то пешеходное ограждение не требуется.
Интересное мнение высказывает лектор ВШЭ Сергей Медведев о феноменологии забора.
«Забор в России — не просто досадная помеха в пейзаже, а его системообразующий элемент, наполняющий пространство смыслом. Это попытка оградить и присвоить разбегающееся российское пространство. Забор — понятие психологическое, социальное и политическое. Это и блоки в сознании, и параноидальное отношение к нашей эфемерной собственности», – говорит в своей лекции профессор.
Тверь отстает от по-настоящему комфортных городов. Для примера рассмотрим ситуацию в Тюмени. По рейтингу института территориального планирования «Урбаника» город входит в ТОП -5 самых комфортных городов России. Тюмень удивляет количеством зелени и цветов даже на редких пешеходных заборах. Нет желтых ограждений, вызывающих раздражение глаз.
В Екатеринбурге чиновники признали, что в пешеходных заборах нет смысла. Забор провоцирует пешеходов нарушать правила, а если в него врезается машина, он превращается в «мину», способную покалечить. столице Урала с 1 апреля вступил в силу новый ГОСТ о демонтаже части ограждений. По новым правилам разрешается не устанавливать ограждения у перекрёстков или выездов.
«Мы эти ограждения будем убирать, такую задачу поставил глава города. Сложно сказать, сколько именно заборов уберём, но это достаточное количество. Такие заборы будут убирать по всему городу», — поясняет глава Кировского района Александр Лошаков.
Пешеходные переходы без светофоров – отдельный разговор. Чаще всего на них и сбивают пешеходов и велосипедистов. Основная идея повышения безопасности переходов — островки безопасности. К примеру, в Иваново смертность на пешеходных переходах значительно ниже, чем в Твери, за счет таких островков. С начала 2021 года на дорогах Твери в результате наездов на пешеходных переходах произошло 147 дорожно-транспортных происшествия, в которых 7 человек погибли и получили ранения 149. В Иваново же в текущем зарегистрировано 70 наездов на пешеходов, в результате которых 3 человека погибли, и ещё 64 получили травмы.
Вы тоже можете повлиять на формирование комфортной городской среды города Твери и Тверской области. Заходите на сайт https://69.gorodsreda.ru/ и выбирайте общественные территории и дизайн‑проекты благоустройства, следите за реализацией победивших проектов, участвуйте в развитии города. Редакция газеты «Караван» уже проголосовала за проект по преобразованию улицы Трехсвятской, проголосуйте и Вы!
Алена Григоревская