
Искусственный интеллект укрепляет свои позиции в финтехе, но готовы ли клиенты банков передать ему свои деньги? К Международному банковскому форуму Россельхозбанк провел опрос среди россиян и определил уровень доверия к ИИ в банках для клиентских операций и перспективы вовлечения современных технологий в финансовой сфере.
Согласно данным опроса, частичное внедрение ИИ в банковские процессы поддерживают 54% жителей России. При этом полностью за технологический прорыв выступают 22% респондентов, в то время как 24% в настоящее время относятся к инновациям с осторожностью.
Автоматизация рутины – главный клиентский запрос к ИИ
Ключевым преимуществом ИИ участники опроса, проведенного РСХБ, назвали освобождение от рутинных операций и их автоматизацию (34%).
На втором месте оказалось ускорение обработки процессов (32%). Значительно реже респонденты обращали внимание на безопасность (13%) и прогнозирование (11%).
Последнюю стройку рейтинга заняла персонализация услуг – потенциал ИИ в этом направлении оценили лишь 10% опрошенных.
ИИ как личный помощник управления финансами
Хотя россияне видят потенциал искусственного интеллекта и в управлении личными финансами, однако проявляют в этой сфере осторожность и разную степень вовлеченности.
В частности, мнения респондентов разделились в части готовности передать ИИ планирование своими финансами. Использовать его как дополнительный инструмент контроля доходов и расходов готовы 43% опрошенных, в то время как 42% вовсе отказались от использования искусственного интеллекта при финансовом планировании. Оставшаяся часть респондентов (15%) высказали готовность полностью довериться ИИ при управлении своим бюджетом.
Россияне также видят потенциал искусственного интеллекта и в инвестировании: 40% опрошенных рискнули бы вложить до 10% своих доходов под управление алгоритмов. 20% могли бы передать в ведение ИИ сумму до 30% от доходов для инвестиций, и только 3% готовы передать под контроль ИИ для инвестиций 30%+ дохода.
Однако 37% респондентов выразили неготовность к автоматизированному инвестированию с помощью ИИ.
Аналитики РСХБ также определили общий уровень доверия россиян к искусственному интеллекту, он остается умеренным: 51% опрошенных редко пользуются ИИ-сервисами в повседневной жизни, а 31% сознательно их избегают. Лишь 18% активно применяют такие решения и довольны ими.
Комментарий эксперта
«Клиенты банков сегодня ожидают гармоничного сочетания цифровых технологий и человеческого подхода. ИИ рассматривается как инструмент для повышения удобства, но не как полноценная замена экспертам. Например, стратегия Россельхозбанка строится на интеграции классических и цифровых каналов, – пояснила заместитель председателя Правления РСХБ Елена Батурова. – В числе ключевых направлений внедрения ИИ, над которыми уже активно работает банк, перекрестные продажи и персонализированные предложения, поддержка принятия финансовых решений, анализ клиентской базы, оптимизация каналов коммуникации».