
В преддверии Черной пятницы РСХБ провел исследование покупательского поведения россиян в период проведения акций в зависимости от возраста. Аналитики выяснили, что половина опрошенных бумеров считают Черную пятницу исключительно маркетинговым ходом, в то время как каждый пятый зумер уже подготовил список покупок на период больших распродаж. Разнятся и способы совершения покупок в период скидок: чем старше покупатель, тем вероятнее он выберет офлайн-шоппинг, молодое поколение в свою очередь предпочтет онлайн-формат.
Отцы и дети Черной пятницы
Почти половина опрошенных (49%) старше 55 лет уверены, что Черная пятница – маркетинговый ход, и избегают таких распродаж. 34% бумеров не планируют совершать покупки, но будут следить за интересными для себя предложениями, а 15% опрошенных выберут товары непосредственно в период распродаж. Только 2% опрошенных данной возрастной категории сообщили, что уже подготовили список покупок к периоду проведения акций.
Респонденты в возрасте 46–55 лет – более лояльны к периоду распродаж: у 43% опрошенных нет планов на покупки, однако они готовы к акционным предложениям, только 34% участников опроса категорично настроены и не планируют покупки. 17% респондентов будут следить за товарами в период скидок, а у 6% респондентов уже готов список покупок. Примерно таким же мнением обладают опрошенные в возрасте 36–45 лет (различия в результатах опроса составляют до 3%).
По мере снижения возраста респондентов интерес к распродажам повышается: почти половина (46% опрошенных) в возрасте 26–35 лет не планируют совершать покупки, однако не отрицают, что специальные предложения их могут переубедить. Еще 14% выберут покупки в период распродаж, а у 9% респондентов уже готова корзина для покупок. Только 31% опрошенных миллениалов считают Черную пятницу маркетинговым приемом и избегают участие в акциях.
Поколение зумеров (респонденты в возрасте 18–25 лет) отличаются максимальной подготовкой к Черной пятнице – почти у каждого пятого (17% респондентов) есть список покупок к началу распродаж. Каждый четвертый (23% опрошенных) будет «набирать корзину» в период акций. Чуть менее половины – 46% участников опроса – сообщили, что совершать покупки пока в планы не входит, однако они будут следить за предложениями магазинов в пользу интересных акций. Только 14% опрошенных зумеров – и это самый низкий показатель из всех опрошенных категорий возрастов – считают Черную пятницу маркетинговым ходом.
Аналитики отмечают прямую зависимость между возрастом и способом совершения покупок: чем моложе респонденты, тем выше их интерес к онлайн-шоппингу. Среди респондентов 55+ и 46–55 лет онлайн-шоппинг предпочитают лишь 38% и 47% соответственно, тогда как в возрастных группах 26–35 и 18–25 лет – уже 62%. Эта тенденция подтверждается и данными по офлайну: его популярность максимальна среди самых старших опрошенных (18%) и минимальна в группе 26–35 лет (9%).
Цель оправдывает акции
Большинство респондентов всех возрастных категорий на вопрос «Какова основная цель покупок в период распродаж?» ответили, что совершают покупки для себя и приобретают нацелено то, что хотели купить в ближайшее время.
Стратегические покупки впрок чаще всего совершают покупатели в возрасте 26–35 лет – об этом сообщили 13% респондентов данной возрастной категории, а реже всего – люди старше 55 лет (4% опрошенных этого возраста).
В среднем 28% опрошенных каждой категории сообщили, что используют Черную пятницу для покупок подарков, в том числе к Новому году.
В части спонтанного шоппинга в исследовании лидируют люди старше 55 лет – 22% опрошенных признались в покупках под настроение, а реже всего совершают необдуманные покупки опрошенные в возрасте 36-45 лет (16% респондентов).
Скидкам все возрасты покорны
Аналитики РСХБ пришли к выводу, что возраст практически не влияет на причину покупки в Черную пятницу. Для подавляющего большинства респондентов всех возрастов главным стимулом является большая скидка – в среднем этот вариант выбрали 76% опрошенных.
Второй по популярности причиной стали советы друзей. Отмечается, что эта мотивация в равной степени актуальна для всех возрастных категорий, но при этом наиболее распространена среди старшего поколения (респондентов старше 55 лет).
Поколение 26–35 лет показало наибольший объем ответов по выбору дебетовых карт при оплате покупок в Черную пятницу. Приобретение товаров в кредит или в рассрочку стало вторым по популярности ответом среди респондентов всех возрастов, при этом наибольшей популярностью он пользуется среди респондентов в двух категориях – 36–45 и 46–55 лет.
Ноябрь – две волны покупательского бума
«Ноябрь традиционно демонстрирует рост покупательской активности. Первый всплеск в этот период теперь мы фиксируем 11 ноября – именно в эту дату большинство представителей российского ритейла открывает сезон скидок и специальных предложений «11.11». В период Черной пятницы мы ожидаем очередной рост транзакций в наиболее популярных категориях товаров среди российских покупателей. Это одежда, обувь и аксессуары, электроника и гаджеты, а также косметика и парфюмерия», – пояснила руководитель блока розничного бизнеса Россельхозбанка Людмила Корсакова.
