К юбилею Александра Сергеевича Пушкина в Тверском ТЮЗе создали спектакль «Пушкин. Путешествие к Черной речке», посвященный жизни и творчеству поэта.
В 2024 году со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина исполняется 225 лет. Юбилейный год стал для многих основанием задуматься, кем и чем является для современных людей «солнце русской поэзии» и его творчество. Ответом Тверского ТЮЗа на эти вопросы стал спектакль «Пушкин. Путешествие к Черной речке». Он, по замыслу авторов, является метафорическим путешествием по пути жизни и творчества Александра Сергеевича Пушкина.
Пьесу о Пушкине написала петербургский драматург Полина Коротыч, напомним, она же была автором сценария для спектакля-променада «Место встречи. Тверь». Режиссером выступил Тимур Шарафутдинов, знакомый тверским зрителям по спектаклю «Мультивселенная Заходера».
Спектакль о Пушкине начинается со старого мема, где школьник на вопрос о смерти Пушкина отвечает: «Жаль, конечно, этого добряка». Почему его жаль, пытаются рассказать и показать артисты.
Спектакль представляет собой «пирог» из нескольких сюжетных линий, которые постоянно переплетаются, чтобы в конце прийти к финалу на Черной речке.
Первая из них – история четырех друзей-артистов, которые садятся в Москве в машину и едут в Санкт-Петербург, где собираются участвовать в пробах на роль Пушкина в новом фильме. Дорожный треп постоянно сворачивает на обсуждение личности и жизни поэта. Выезжая из первопрестольной, друзья вспоминают детство Саши Пушкина, потом по мере приближения к Питеру – основные вехи его жизни. Они стараются понять, что же представлял из себя Александр Пушкин, постичь глубину его таланта и парадоксы характера. И примерить его личность и его стихи – такова актерская натура – на себя.
Вторая линия – это ключевые моменты жизни поэта, в которых его образ воплощает один из четырех артистов. Поэтому каждый раз перед нами предстает новый Пушкин – ласковый и холодно-отстраненный, смешной и язвительный, любящий и любимый, веселый и бесшабашно-смелый, гениальный и всегда выходящий за рамки условности. Причем выходящий в прямом смысле этого слова – практически все персонажи спектакля на сцене заключены в рамах от картин. И только Пушкин от них свободен. Пушкин и Смерть, которая сопровождает поэта на протяжении всего спектакля. Она спасает его во время многочисленных дуэлей, пытается оградить от трагического брака с Натальей Гончаровой, но Пушкин не обращает на это никакого внимания. Его конец предопределен. И, кажется, он сам стремится к последнему танцу со Смертью…
На протяжении всего спектакля происходящее на сцене комментирует сидящая в углу журналистка – она рассказывает о новом фильме, посвященном Пушкину. И через какое-то время становится понятно, что фрагменты из этого фильма мы и видим.
А потом друзья приезжают на Черную речку, узнают, что режиссер картины, к которому они ехали, умер, съемки остановлены. Они решают снять свой фильм, фрагменты из которого мы смотрели, и начинают его с последней дуэли и смерти…
Спектакль Тверского ТЮЗа, посвященный Пушкину, получился странным, во много неоднозначным и в то же заставляющим зрителей задуматься о том, как же на самом деле «жаль этого добряка»: слишком молодым, недолюбившим, недописавшим он погиб.
Ирина Мандрик
фото: Кристина Белякова/ РИА «Верхневолжье»/ Тверской ТЮЗ