в Тверь вернулся букинистический магазин
2 августа в Твери состоялось второе открытие букинистического магазина «Что делать?». Теперь магазин располагается в самом центре города, у всех на виду, в историческом здании на ул. Новоторжской, 4.
Перед самым открытием мы зашли в магазин к Михаилу Архирееву,чтобы спросить, как идут дела, о планах на будущее, тверской «культурной движухе» и о многом другом.
– В первую очередь интересует вопрос о названии. Почему именно «Что делать?»
– Так называется известный роман Чернышевского, так называется статья Ленина и почти также называется статья Льва Толстого «Что же нам делать?». Вообще, я считаю, что это очень русский вопрос, им всегда все задавались, и он очень хорошо отражает культуру, в которой мы живем. Он очень насыщенный, очень знаковый, очень правильный.
И конечно же, он очень хорош для названия, ведь вопрос в названии очень цепляет. Благодаря этому люди сразу же запоминают.
– Почему решили заняться букинистикой?
– В первую очередь из-за нехватки в Твери по-настоящему независимых, авторских книжных проектов. Конечно, в Твери много сетевых книжных, все пользуются их услугами, но очень не хватает своего, уникального, и я делаю что-то, чтобы это изменить.
– Сейчас магазин откроется во второй раз, что изменилось со времени первого магазина?
– Первый магазин был для меня первым опытом ведения бизнеса в принципе. Ведь, так или иначе, это бизнес, приходится платить налоги, аренду и все такое. С первым магазином все получилось очень драматично, случилась довольно сложная история. На старом месте жильцы дома решили закрыть двор, и из-за этого пришлось закрыться. Но прежнее место (двор дома № 18 на ул. Советской. – Прим. ред.) было хуже нынешнего, магазин было сложнее найти. Сейчас я постараюсь сделать магазин лучше, чтобы людям было лучше и интереснее сюда приходить. Магазин состоит из книг и общественной и культурной работы.
– Почему в Твери независимые книжные магазины только начали возникать, хотя в Москве и Петербурге их очень много?
– В Твери народу мало, денег мало. Низкая покупательская способность. Соответственно, меньше людей заинтересовано в чтении чисто физически. Это одна история. А другая история в том, что Тверь – это «промывной» город. Каждые 5–10 лет людей отсюда вымывает, и становится некому такими культурными проектами заниматься.
Но тем не менее у нас есть люди, которые интересуются культурой, и их становится больше. Раньше им приходилось, например, ездить за книгами или на интересные лекции или просто потусоваться в среде единомышленников в Москву или Петербург. Но последние пару лет эту культурную нишу у нас начали потихонечку занимать, и благодаря этому формируется такое городское культурное пространство. Не так, может быть, как в столицах, но тем не менее это то, что людям нужно сейчас.
– Кто ваш клиент-покупатель и кто клиент-продавец?
– Продавать книги готовы все подряд. У многих скапливается огромное количество книг, некоторые из которых становятся ненужными. Да и я сам, когда еще не было магазина, носил книги на книгообмен бесплатный, что-то продавал. Много книг просто дарят, какие-то редкие я готов приобрести.
На полки идет только «золото» и «серебро», то есть очень хорошие и ценные книги. А все остальное приходится куда-то девать. Но тут я придумал такую вещь, что, когда будет скапливаться критическая масса книг, я просто их буду раздавать бесплатно.
Среди покупателей очень много молодых людей, это студенты, образованная молодежь, так сказать. У нас университетский город, и люди реально читают. Приходят молодые люди, выбирают, отбирают. Пользуются спросом такие монументальные, сложные и интересные тексты. Многие покупают, читают, через какое-то время возвращаются и покупают еще.
Также люди читают более привычные вещи – это фантастика, приключения. Часто приходят молодые мамы, которые хотят купить и прочитать своим детям книги, которые они сами читали в детстве. Пользуется спросом краеведение, у людей есть интерес к родному краю, плюс книги по краеведению достаточно редкие и выпускаются маленькими тиражами.
Хорошо идет западная переводная литература, изданная давно и недавно.
– А литература на иностранных языках?
– Книги на английском очень много покупают. В городе дикая нехватка литературы на английском. Люди приходят, покупают, готовы тратить на это деньги, да я и сам тоже люблю на английском почитать. На английском книг не хватает, их приходится покупать за более серьезные деньги.
Так что топ самых востребованных категорий такой: книги на английском языке, краеведение, детская литература, переводная иностранная литература. При этом серьезная философия, история, психология, антропология тоже пользуются спросом.
Конечно, покупают и более привычные вещи, но это, скорее, чтобы собрать полные собрания сочинений, «добить» коллекции. При всем уважении, каких-нибудь Дюма, Пикуля или братьев Вайнеров напечатали настолько много, что в них пока нет потребности.
– Какие планы на будущее?
– Пока конкретного плана действий нет, сейчас главное – поставить магазин на ноги. Но в дальнейшем я планирую восстановить одну из самых удачных задумок прошлого магазина – проведение в нем разных лекций, встреч, даже спектаклей и всего такого. Хочется, чтобы магазин работал как культурное пространство, чтобы в нем было культурное движение.
– Какие книги появляются на полках в магазине?
– На полки я стараюсь ставить то, что может принести пользу уму и сердцу. Наименее интересные или пострадавшие книги мы складываем в сторону и продаем за маленькую цену.
Отбор книг делаю всегда я. Это авторский магазин. Я считаю, что могу это делать, потому что всю жизнь занимаюсь книгами, и думаю, что кое-что в этом понимаю, хотя, может, я и ошибаюсь.
Продавать все подряд у меня цели нет. Да, это коммерция, и приходится платить деньги, но все-таки тут есть вкусовой момент и представление о том, что правильно, а что нет. Некоторые книги я не буду продавать или продавать дешево или вообще бесплатно отдам. Либо в макулатуру.
Да, книги можно сдавать в макулатуру! Но это книги, физически отжившие свой век.
Вообще функция магазина – продлить век книге, поддержать книжную культуру. И может быть, само наличие букинистического магазина в городе должно изменить что-то в сознании людей. И, вместо того чтобы отнести ненужные книги на помойку, они понесут их сюда.
– Как считаете, может в городе появится другой букинистический магазин?
– Ну а почему бы и нет?! Сейчас же еще и онлайн-сектор очень развит, многие в Твери продают книги в интернете, может кто-то придумает какую-нибудь новую форму работы. А еще торговцы старыми книгами стоят у нас на рынке. И у них есть своя клиентура. Также в «Кириллице» есть небольшой букинистический отдел.
Ну что такое один магазин? А когда их становится больше, то спрос на культуру растет. Независимые книжные магазины и букинисты формируют спрос на культуру и играют роль экспертного сообщества. Когда тебе рекомендует книги авторитетный магазин, ты понимаешь, что он не может тебе предложить что-то плохое.
За это, кстати, люди действительно готовы платить деньги. Если человек увидит в независимом книжном магазине незнакомую книгу, то он ее купит с большей вероятностью. Потому что он считает, что магазин классный и ценит его рекомендацию.
Не знаю, получится ли у меня сделать что-то подобное, но я в таком книжном магазине хотел бы работать.
– Чего в вашем магазине не будет никогда?
– Точно здесь не будет какого-нибудь «махрового сталинизма» или других крайних проявлений идеологий. При этом собрание сочинений Сталина продавать буду, так как это исторический источник.
Не будет разного «треша». Ведические какие-нибудь книги, или еще что-то в этом роде тоже не вижу смысла ставить на полки. Хотя вроде в магазине это все есть.
Женских романов тоже не будет. Хотя я к ним отношусь очень хорошо. Они помогают скрасить жизнь своей целевой аудитории. Но продавать их всерьез я бы не стал. Также крайние идеологизированные книги типа «какая Украина плохая» никогда продавать не стал бы, чисто из вкусовых соображений. Такой книги в моем магазине не будет никогда. Хотя, может, кому-то такая книга и нужна, например историкам, которые изучают идеологии. Но тут проще их прочитать в интернете и по-быстрому удалить.
Беседовал Александр Селюк