В Тверском академическом театре драмы состоялась премьера мистической драмы «Пиковая дама» (12+) по одноименной повести А.С. Пушкина в постановке главного режиссера театра Александра Павлишина.
Наверное, найдется не так уж много людей, совершенно незнакомых с сюжетом пушкинской «Пиковой дамы». Ее герой – молодой военный инженер немец Германн ведет скромную жизнь, он, в отличие от товарищей, не играет в карты, а только наблюдает за игрой. Как-то во время игры приятель инженера Томский рассказывает историю о том, что его бабушка-графиня знает секрет трех выигрышных карт, который ей открыл в Париже граф Сен-Жермен. С этого момента Германна начинает преследовать одна идея – выведать у графини тайну и разбогатеть на игре… По пути к заветной цели он соблазняет воспитанницу графини Лизу, становится невольной причиной смерти старой дамы, но все-таки добивается своего, чтобы в итоге сойти с ума.
Идею повести Пушкину подсказал молодой князь Сергей Голицын. Проигравшись, он воспользовался советом бабушки «усатой княгини» Натальи Голицыной, поставил на три карты и смог отыграться. По легенде, тайну трех карт Наталье Петровне сообщил влюбленный в нее Сен-Жермен.
Для переноса «Пиковой дамы» на театральные подмостки Александр Павлишин выбрал сценическую версию Владимира Обухова, в ней на сцене среди героев появляются Дама в черном, Тройка, Семерка и Туз.
Итак, свет гаснет, и кромешную темноту прорезают лучи света – это через зрительный зал к сцене движутся, нарочито кривляясь и светя фонариками в глаза зрителям, Тройка (Евгения Голубева), Семерка (Андрей Недельский) и Туз (Никита Березкин). Их сопровождает Дама в черном (заслуженная артистка РФ Дарья Плавинская). Бросается в глаза яркое пятно – красный веер с нанесенными символами карточных мастей в руках дамы. Игра, простите, спектакль начинается!
В постановке Александра Павлишина Дама в черном – это судьба, которая играет людскими жизнями, подводя их к трагическому концу. Она – одно из главных действующих лиц постановки. Дарья Плавинская превосходно справилась со своей задачей – показать холодный и беспощадный рок, которому смешны все эти людишки, возомнившие себя невесть кем. Особенно ярко это видно в сцене, когда Германн, уже получивший заветные карты, кидает в лицо Даме в черном: «Я теперь сам хозяин своей судьбы!» В ответ он получает только презрительный смех.
Интересный штрих – красный веер в руках Дамы в черном – это не просто красивый аксессуар. Открывая веер с громким хлопком, она акцентирует внимание на происходящем на сцене, при этом герои начинают поступать так, как нужно ей. Прекрасная находка режиссера!
То, что герои спектакля – не более чем марионетки, хорошо обыграно в сцене бала, когда танцующие гости превращаются в безвольных кукол, движущихся только по прихоти Дамы и ее клевретов – Тройки, Семерки, Туза. Здесь хочется сказать огромный респект хореографу Наталье Черниной: все хореографические сцены в спектакле мало того, что выполнены на высоком уровне, но и прекрасно работают на общую идею постановки.
Интересное решение режиссер нашел для раскрытия характера главного героя «Пиковой дамы». Он периодически в прямом смысле этого слова противопоставляет Германна (Артем Яцуненко) всем остальным персонажам – отправляет его в зрительный зал.
Германн в исполнении Артема Яцуненко – человек, с одной стороны, хладнокровный и расчетливый, с другой стороны, его одолевают страсти. Поэтому он то сдержан (таким его видят приятели), то готов броситься во все тяжкие, врать, лицемерить, но добиться своего.
Именно с помощью лицемерия и лжи он добивается любви Лизы, воспитанницы старой графини, чтобы попасть в дом хранительницы тайны трех карт. Интересно наблюдать, как меняется Германн, когда пытается уговорить Анну Федотовну (Татьяна Лугачева) раскрыть ему секрет. В начале сцены он – смиренный проситель, в конце – кажется, что он готов в ярости убить графиню. А когда та умирает, Германн и разочарован ее смертью, и рассержен, что тайна ушла вместе с ней, и винит в смерти старухи себя.
Елизавета Ивановна (Анастасия Клименкова) – жертва пагубной страсти Германна, трепетная и нежная, мечтающая о любви и замужестве. Анастасия Клименкова сыграла ее такой, как описал Пушкин.
Старая графиня в исполнении Татьяны Лугачевой – самодур и домашний деспот, она издевается над Лизой, но в то же время видно, что по-своему любит ее. Поэтому в холодном обращении графини к Лизе иногда все же проскальзывают добрые нотки. Особенно это заметно, когда Анну Федотовну укладывают спать после бала.
А вот в сцене, когда графиня-призрак приходит к Германну, мы видим просто пожилую уставшую женщину. Она садится рядом с инженером и молчит. И даже не смотрит на него. Зато ее слова разносятся над залом, как глас судьбы: «Тройка. Семерка. Туз».
Наступает развязка. Германн играет и проигрывает. Вместо туза ему выпадает пиковая дама. Живые карты хватают Германна, пеленают в смирительную рубашку и увозят. А он безумно повторяет: «Тройка, семерка, туз. Тройка, семерка, дама»…
Нельзя не сказать о сценографии спектакля. Художник-постановщик Николай Юдин не стал городить сложные декорации. Две большие люстры, три прозрачных полых столба, в которых в особо острые моменты появляется красное свечение, да большие столы, покрытые зеленым сукном. По мере развития сюжета эти столы становятся то стенами бальной залы, то постелью Германна, то постаментом под гроб графини, то игральными столами, то письменным столиком, за которым Лиза пишет записку возлюбленному. Просто и стильно.
Столь же стильно сделано музыкальное оформление спектакля. В нем использованы произведения Альфреда Шнитке (не самый растиражированный композитор, знаете ли). Его авангардная музыка, будоражащая, неспокойная, «рваная», как нельзя лучше подходит к тверской «Пиковой даме». За такой нетривиальный подход к музыкальному оформлению мы можем сказать спасибо Иоланте Мельниковой и Александру Павлишину.
«Пиковая дама», несомненно, должна понравиться зрителю. Это талантливый и красивый спектакль, с хорошим актерским составом, заставляющий задуматься о том, что попытка обмануть судьбу может закончиться весьма печально, а желание получить все «здесь и сейчас» – привести к краху…
Ирина Мандрик
фото: Андрей Сабынин, Руслан Чечин