Педагог начальных классов тверской школы № 17 с углубленным изучением математики Александра Маматкова стала абсолютным победителем сначала городского, а потом и регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России». В сентябре она представит Тверскую область на всероссийском уровне.
В интервью «Каравану» Александра Маматкова рассказала о том, как находит контакт с детьми, родителями и как участие в конкурсе изменило ее судьбу.
«Школа – это увлекательная игра»
– Александра, как вы решили стать учителем?
– Это стремление у меня появилось с детства. Я помню, как в начальной школе я была влюблена в свою учительницу. Она всегда была очень стильной и нарядной. Ее образ – красная помада, туфли, красивая прическа. Она была дочкой пилота, а они на Чукотке, где мы жили, очень хорошо зарабатывали. В детстве я думала, что нужно стать учителем, чтобы выглядеть так элегантно.
Школа – это была единственная игра, которая меня увлекала в детстве. Когда я выросла, то поняла, что работать с детьми, быть педагогом – это мое призвание, которому я буду следовать.
– Где вы получили педагогическое образование?
– Когда я решила стать учителем, меня в семье все отговаривали, но у меня не было никаких сомнений. Я была уверена, что если буду работать с детьми, следовать своему предназначению, то со временем появится возможность и зарабатывать, и заявить о себе.
Я поступила в Тверской государственный университет на педагогический факультет. Когда я училась на втором курсе, он был преобразован в институт педагогического образования и социальных технологий. Я окончила сначала бакалавриат, потом магистратуру. На финише студенчества держала в руке два красных диплома и знала, что впереди интересный путь, который мне предстоит пройти.
Школа № 17 – лучший старт
– Как вы попали в школу № 17 с углубленным изучением математики?
– Мое знакомство со школой № 17 произошло на первом курсе вуза, когда нас отправили на производственную практику. Уже тогда мне эта школа и ее коллектив очень понравились. Здесь работают профессионалы своего дела. На втором и третьем курсах мы уже сами могли выбирать школу для прохождения практики, и я пошла в гимназию № 12, где сама училась.
Когда я окончила первый курс магистратуры, решила набирать детей. Я подала документы в гимназию № 12 и школу № 17. В гимназию меня не взяли. Сначала я удивилась, а потом поняла, что все случайности не случайны. Я человек, который верит в судьбу. В школе № 17 мной сразу заинтересовались и взяли на работу.
– Помните первую встречу со своим классом?
– Да, это было 1 сентября 2019 года. В моем классе было 30 учеников. Я очень волновалась. Я подготовила для ребят сюрприз, пригласив профессионального фотографа, который сделал нам замечательные снимки. Я также подготовила для детей необычные уроки. Например, вместо урока рисования был урок рискования, вместо урока чтения – урок почтения. А еще мне очень запомнились огромные букеты, которые мне подарили. Я обожаю красивые букеты, расставлять их по вазам, подрезать, заботиться о них. Каждый букет неповторим.
– Как родители детей отнеслись к молодому учителю?
– Я очень хорошо помню свое первое родительское собрание, которое прошло накануне Дня знаний. Я зашла в класс и увидела родителей, которые мне улыбались, но на их лицах читалось сомнение и беспокойство. Хорошо помню фразу, которую им я сказала: «Я прекрасно понимаю, что вы отдаете своих самых любимых, дорогих детей молодому педагогу. Понимаю ваше беспокойство. Но главное в жизни – это желание и стремление быть тем, кем ты хочешь быть! А я хочу быть учителем, хочу учить малышей. Дайте мне шанс. Я вас не подведу».
Уже к концу первого класса у нас был невероятный контакт с родителями. А сейчас для меня родители в классе – это моя опора и мои товарищи. Мы ходим как вместе с детьми, так и отдельно с родителями в театр, посещаем лекции, связанные с воспитанием и образованием детей, вместе путешествуем. Мы создаем комьюнити – пространство для комфортного общения и развития. Нам очень интересно и комфортно друг с другом. И для меня это очень важно, так как, на мой взгляд, основой процесса воспитания детей всегда является треугольник «учитель – ученик – родитель».
Выработать стрессоустойчивость
– Как вы смогли завоевать уважение учеников?
– У нас выстроены правила общения с ребенком, благодаря которым он понимает свои права и обязанности. У нас в классе есть четыре постоянные команды, которые мы формируем раз в год в сентябре. Это сделано с целью развития гибких навыков у школьников: коммуникации, креативности, критического мышления и других. Когда они работают в команде, они общаются, учатся объединять усилия, создавать идеи, аргументировать свою точку зрению, отстаивать свою позицию, критически мыслить. В проектной работе они сами добывают информацию, обрабатывают ее и выдают готовый продукт. Я, как учитель, их направляю. Отмечу, что командную работу я ввожу с третьего класса, когда дети к этому готовы.
Верю, что формирование гибких навыков сегодня – это залог успешного будущего моих учеников завтра. Что сейчас требуют работодатели от своих сотрудников? Умение креативно мыслить, общаться, быть стрессоустойчивым, гибким. Получается, что мы с начальной школы готовим детей к взрослой жизни, потому что эти навыки нельзя просто приобрести. Нужно создавать такие условия, при которых дети смогут сформировать их и постоянно развивать.
Многие отечественные педагоги говорят, что до 10 лет ребенок берет максимум от этого мира, а потом развивает то, что заложено в этот период. Значит, начальная школа – время, когда нужно дать максимум ребенку.
– Вы много внимания уделяете благотворительности. Расскажите, пожалуйста, об этом.
– Я считаю собственный пример фундаментальным способом воспитания. Я сама состою в благотворительном фонде «Отчий дом» более пяти лет, уже являюсь не просто членом команды, а амбассадором фонда. Мой пример для подражания – моя мама Наталья Васильевна Маматкова. Ее сердца хватает на всех и каждого, думаю, поэтому она столько лет является директором фонда, а я ее надежный помощник на этом нелегком пути.
Ученики мои тоже знакомы с понятием благотворительности. Самый главный наш проект с ребятами «Благодарный зритель». Мы с первого класса ходим в театр с цветами. Мы покупаем каждому ребенку розу, которую он после спектакля вручит тому актеру, чья игра ему особенно понравилась. Это наша добрая традиция, которую теперь уже перенимают другие классы нашей школы.
Мы также сотрудничаем с благотворительной организацией «Фонд Твери». Так, в декабре мы участвовали в акции «Бабушка, с Новым годом!», а ко Дню Победы мы подарили ветеранам продуктовые наборы и многолетние растения. Дети лично вручали эти подарки и были под большим впечатлением от общения с поколением победителей. Верю, что в среднем звене ребята продолжат наши добрые традиции, вырастут сердечными и душевно щедрыми людьми!
Родители ребят всецело поддержали
– Как получилось, что вы приняли участие в конкурсе «Учитель года»?
– Это была инициатива директора школы № 17 Ирины Степановны Орловой. Она подошла ко мне и сказала: «Ты молодая, яркая, умеешь выстраивать коммуникацию и уверенно держаться при любых дискуссиях. И что очень важно, у тебя есть группа поддержки – родители твоих учеников».
Она была права. Родители ребят меня всецело поддержали. Они были на всех открытых этапах конкурса, печатали плакаты, приводили детей, дарили цветы на сцене и всегда переживали. А главное, они помогали учителям, которые меня заменяли, поэтому я вообще не переживала за то, что происходит в школе.
Я интенсивно готовилась к конкурсу. Понимала, что, несмотря на стаж всего в 3,5 года, у меня есть идеи и профессиональные наработки, которыми я могу поделиться с учителями города и области. Я работаю в очень профессиональном коллективе, от которого я многое беру на вооружение. Я понимала, что мои коллеги меня поддержат. Я благодарна своим наставникам – завучу школы Елене Геннадьевне Смолиной и учителю начальных классов Наталье Анатольевне Курочкиной. Мы с ними готовили абсолютно все мои этапы, работали в команде, иногда задерживаясь в школе до десяти вечера. Я благодарна конкурсу за свой профессиональный рост.
– Какое испытание для вас было самым трудным?
– Ключевое испытание на уровне города и области – «Конкурсный урок». Он отличается и от обычного, и от открытого урока. Конкурсный урок ты проводишь с детьми, которых ты не знаешь, и по программе, с которой ты не работала. За 35 минут конкурсного урока ты должен показать все, чем ты, как педагог, владеешь. На городском уровне я вела урок в третьем классе в школе № 14, а на областном я провела урок для учеников второго класса гимназии № 44. Я могла выбрать предмет, и, конечно, это была математика.
– Какие еще испытания были на городском и областном уровнях?
– Одно из испытаний называлось «Воспитательное событие». Оно отличается от внеурочной деятельности, к которой мы все привыкли. «Воспитательное событие» подразумевает, что после него дети уйдут другими. Ты должен за 20 минут дать ученикам что-то новое, что их изменит, вдохновит. На областном уровне я выбрала тему «Эмоциональный интеллект», которая мне очень близка. Я изучала ее еще в университете. Мы исследовали с ребятами самые разные эмоции, пробовали их выражать, принимать. Это было на сто процентов мое испытание, чувствовала себя очень комфортно. В конце события раздала ребятам специальные буклеты «Эмоциональные витамины», чтобы они могли продолжить работать со своей эмоциональной сферой за пределами класса.
– Федеральный этап конкурса начнется 20 сентября. Какие там будут испытания?
– В этом году на первом этапе к привычным испытаниям добавится «Педагогический диктант». Нам прочитают высказывания великого педагога Константина Ушинского, поставив ряд задач, которые мы должны решить, написав свою работу за два часа. Мне нравится такое испытание. Я люблю писать, поэтому для меня это хорошая возможность поделиться своими мыслями.
Для участия во втором этапе конкурсное жюри выберет всего 15 педагогов. Им предстоит пройти два испытания – «Мастер-класс» и «Пресс-конференция». Кстати, на городском и областном этапах было испытание, которое приближено к этому, в процессе которого нам задавали вопросы опытные учителя, родители, ученики, представители СМИ и власти.
Я очень надеюсь, что у меня получится войти в топ-15 учителей на всероссийском уровне. Это моя мечта. Главное, заинтересовать членов жюри, показать свой профессионализм.
– Многие молодые учителя уезжают за хорошими возможностями и большими зарплатами в Москву, Подмосковье и Санкт-Петербург. А вы не планируете переезжать в большой город?
– Меня очень тянет в Санкт-Петербург, где учились мои родители. Я влюблена в этот город. Я думала выпустить свой поток и уехать в город на Неве, но с участием в конкурсе «Учитель года» все изменилось. Теперь я представляю Тверскую область на федеральном уровне.
– Набор в первые классы уже идет. Много заявлений приносят на ваше имя?
– Да, очень много. Это подтверждает мысль, что мотивированным молодым учителям обязательно нужно давать шанс, если у них горят глаза и они искренне хотят работать в этой профессии.
Возможно, я не всегда буду работать в школе. Но я уверена, что мое будущее всегда будет связано с образованием, с маленькими детьми, потому что эта деятельность приносит мне огромное удовольствие. Я буду следовать пути своей души, учить и воспитывать детей легко и в радости.
Беседу вел Андрей Сабынин