С интересующими нас вопросами корреспондент «Каравана» отправилась в основную общеобразовательную школу №3 имени героя России Владимира Елизарова города Твери. В жизни школы СОШ № 3 не так давно произошли серьезные изменения. На должность директора общеобразовательного учреждения вступила Сивова Марина Евгеньевна. С первых дней учитель высшей категории погрузилась в «школьные хлопоты» руководящей должности. Общий педагогический стаж Марины Евгеньевны составляет 28 лет. Работать в школе Марина Евгеньевна начала с 90-х годов. С 1995 года устроилась учителем в СОШ №5 города Твери.
«Школа дает знания. Но школа еще учит и воспитывает учащегося как личность. Если сейчас мы откроем личные дела детей и посмотрим, какого года рождения их родители? Это дети 90-х годов. Неслучайно тогда говорили, что это так называемое потерянное поколение», — поясняет Марина Евгеньевна.
— Марина Евгеньевна, в чем на Ваш взгляд современная молодежь уступает поколению молодых людей из СССР? И в чем превосходит?
— Новое поколение активно пользуется дистанционными технологиями. Они продвинуты в IT, но именно это направление ограничивает их в чтении, в общении между собой. В моей юности были «дворовые компании», где мы играли в «казаков – разбойников», игру «вышибалы». У современных детей менее активный образ жизни, чем был у молодежи в СССР. Я бы отметила еще факт, что дети стали равнодушными к чужой беде. Для них история и русский язык — это просто предметы. В то время как история — это не предмет, это наша жизнь. Русский язык – то, что нас окружает, то, чем мы пользуемся, чем живем. Дети общаются на своем, сленговом языке.
-Какие перемены ожидают школы в новом учебном году?
-В рамках стратегии воспитания до 2025 года во всех учебных заведениях страны появятся новые воспитательные программы. Если раньше подобные мероприятия носили формальный характер, то теперь в программах учебных заведений должны быть чётко прописаны конкретные мероприятия: социальные проекты, дискуссионные площадки. Антикоронавирусные правила и требования скорее всего будут продлены до 2022 года.
Дистант показал, что такой формат обучения возможен. Главной проблемой является создание технических условий для дистанционного обучения. Эта система должна работать и дальше. Много детей обучается по адаптированным образовательным программам.
-Какой бы Вы хотели видеть школу будущего в современной России?
— Мне бы хотелось, чтобы была решена проблема служебного жилья учителям. Она возродит стабильность работы педагогов в школе. Каждый учитель был оснащен современным оборудованием для преподавания и подготовки к урокам. Хотелось бы, чтобы был внедрен новый формат уроков с индивидуальным подходом к ученику, но с сохранением методики советской школы.
— Нужен ли школе тьютор?
— Тьютор – это воспитатель, который организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося. Будет ли успешна деятельность тьютора зависит от нескольких факторов. От психологической готовности администрации и всего коллектива к инклюзии, наличии специальных условий обучения и воспитания детей с особенностями развития, наличия необходимых специалистов. Тьютор отвечает за индивидуальное сопровождение обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Нужен ли он каждому учащемуся – решать самой школе.
— Завершая нашу беседу, обратитесь с пожеланиями к педагогическому обществу, учащимся, родителям…
— Желаю всем терпения и душевного тепла, внутренней гармонии. Счастья в личной жизни. Когда хорошо и спокойно дома, в семье, тогда и во всех других сферах царит порядок.
На волнующие Вас вопросы может ответить и социальный педагог школы Керимова Елизавета Михайловна. Всю свою жизнь она посвятила педагогике. Ее стаж составляет 47 лет. Елизавета Михайловна является носителем богатейшего педагогического опыта и духа советской школы.
Школа формирует общество будущих предпринимателей, ученых, врачей, музыкантов, урбанистов, блогеров. Давайте влиять на формирование будущего сообщества вместе с Вами. Ждем вопросы !
Алена Григоревская