В этом году единственное образовательное учреждение региона, в котором можно получить художественное образование, живет в подвешенном состоянии. Скоро должен начаться долгожданный ремонт одного из корпусов колледжа, но где и когда начнется новый учебный год для художников, пока неясно. Несмотря на все трудности, новый набор студентов состоится в августе.
О трудностях и новых возможностях для училища в интервью нашему еженедельнику рассказала Наталья Сиротина, директор училища, педагог, художник, почетный член, академик Академии художеств России, член Союза дизайнеров России.
– Наталья Георгиевна, с июня идут разговоры о том, что училище уже следующий учебный год начнет в новом месте. В одном из корпусов Венециановки, который находится в доме № 44 на набережной Афанасия Никитина, должен начаться ремонт. Была информация о том, что училище переселят в несколько учреждений: Тверской музыкальный колледж на улице Орджоникидзе и Тверской колледж культуры на проспекте Чайковского. Педагогический состав училища им. Венецианова не согласился на этот вариант. Комитет по делам культуры Тверской области предложил новый вариант. В какой стадии сейчас находится этот вопрос?
– Идет активная работа. Но мне хотелось бы иметь на руках документы, которые являются отправной точкой для переезда. Например, это может быть предписание об аварийности наших зданий и обязанности их освободить в конкретные сроки. Или документ, в котором прописаны точные сроки начала ремонтно-реставрационных работ одного из наших корпусов и нашего обязательного переезда в другое здание. На сегодняшний день нет окончательного решения по этому вопросу. Инициировать собственный переезд при отсутствии регламентирующих документов я не могу.
– Недавно у вас состоялась встреча с Андреем Емельяновым, заместителем губернатора Тверской области по вопросам культуры. Есть какое-то понимание ваших проблем?
– Наш разговор оказался очень конструктивным. Андрей Андреевич пообещал нам всестороннюю помощь. Сейчас речь идет об аренде здания в Артиллерийском переулке. Это площадь 1600 квадратных метров. Сейчас училище располагается в двух зданиях общей площадью 2649,4 квадратов. Артиллерийский переулок – наиболее приемлемый вариант из всего предложенного. От идеи на время ремонта перенести училище им. Венецианова в два разных здания отказались.
– Но вы в любом случае должны освободить два здания на набережной Афанасия Никитина до 1 сентября 2020 года?
– Пока нам говорят о том, что мы должны освободить их до начала учебного года.
Понятно, что до 1 сентября нам точно не успеть. Нужны средства и время для приспособления здания в Артиллерийском переулке к учебному процессу. Безликое большое пространство нужно превратить в аудитории для учебного процесса, сделать гипсокартонные перегородки, установить сигнализацию, поменять проводку, чтобы можно было установить специальный свет, нужный нам для занятий.
Возможно, эти работы нужно будет проводить на конкурсной основе. На это нужны время и деньги. Андрей Андреевич Емельянов обещал нам поддержку и в этом вопросе.
Следующий этап – это переезд. Нужно демонтировать, перевезти и снова смонтировать оборудование. А затем все обустроить так, чтобы можно было организовать образовательный процесс на новых площадях, которые на 1000 квадратных метров меньше, чем у нас сейчас. На это тоже нужны деньги и, конечно, время.
– Вы говорили о том, что необдуманный переезд может разрушить педагогический состав училища. Теперь его удастся сохранить?
– Думаю, да. В училище Венецианова все педагоги энтузиасты. Мы все любим свой дом, свое дело. Некоторые преподаватели работают в училище с момента его основания. Например, Виктория Иосифовна Воеводина, Сергей Владимирович Викторенко. Они уникальные специалисты. Я поступила в Венециановку в момент его открытия, в 1974 году, с 1995 года – директор. Многие из тех, кто окончил училище, возвращаются сюда уже в качестве преподавателей. Например,
И.А. Гусев, И.А. Бучнев, А.А. Савельев, Л.Ф. Турина, И.П. Клименкова, М.В. Зыкус, С.В. Федоров,
Н.А. Кононенко, Л.Е. Ксенженко, В.А. Кривошеев, А.В. Барская, А.Н. Насибуллина, К.А. Кузнецова, Е.А. Пигаркина, Т.Д. Вальберг, Д.А. Вальберг.
В нашем училище не задерживаются случайные люди. Здесь не то место, где можно разбогатеть. В Венециановке можно реализовать себя как педагога и художника. Художники – счастливые люди. Я люблю эту фразу. Обычные люди видят лужи под ногами, а художники видят отраженное небо. Наш колледж готовит живописцев-педагогов, дизайнеров, керамистов. У нас всегда конкурс. В этом году есть изменения по приему. Абитуриентов ждут упрощенные экзамены по творческим предметам.
– Как будет осуществляться набор нового курса в нынешних условиях коронавируса и переезда?
– Набор начнется 17 августа. Мы будем проводить его на своей базе, на набережной Афанасия Никитина. В связи с особенностями этого года мы упростили процедуру проведения экзаменов, сократили время и саму задачу. Вступительные экзамены в творческие учебные заведения – это отдельный разговор. Мы составили задания так, чтобы даже по простой работе можно было понять, как пространственно и композиционно мыслит абитуриент, как он передает живописное состояние, взаимоотношение цвета и тона.
Конечно, у нас будут соблюдаться социальная дистанция и все требования по индивидуальной защите.
– Какие вступительные экзамены будут сдавать абитуриенты?
– Рисунок, живопись, композиция – базовые предметы художника. Мы все ждали снятия ограничений. Есть понятие живой материи, энергетики. Если ты по-настоящему образован в художественном плане, ты не сможешь получить такое же удовольствие от репродукции, как от подлинника. Также невозможно сравнить звучание живой музыки и записи. На концерте вы можете ощутить живую эмоциональную волну, которую не передаст ни одна запись. У нее есть своя плотность, своя атмосфера.
В изобразительном искусстве есть понятие реального восприятия работы по сравнению с визуализированной картинкой. Она энергетически другая. Опытный художник сразу это поймет. Работа, сделанная с фото, мертвая, в ней нет живой энергетики.
– Сколько студентов планируете набрать в этом году?
– Мы планируем набрать 34 студента на бюджет по направлениям «Дизайн», «Живопись» и «Декоративно-прикладное искусство», а также 15 человек на платной основе. У нас всегда конкурс, и не только на бюджетные места. К нам поступают способные ребята, имеющие дар по-особому видеть мир.
– Училище Венецианова известно далеко за пределами Тверской области. Из каких регионов к нам приезжают учиться?
– Не в каждом региональном центре есть свое художественное училище. А у нас оно есть! К нам приезжают учиться из районов Тверской области, Москвы, Подмосковья и других регионов – Великого Новгорода, Мурманска. Мы постоянно участвуем в различных всероссийских конкурсах и выставках. Проводим выставки творческих работ на самых посещаемых выставочных площадках. Студенческие работы выставлялись даже в стенах Российской Академии художеств в Москве. У нас учится талантливая, интересная молодежь.
А на вступительных экзаменах наша задача – помочь абитуриентам объективно оценить, в каком направлении им лучше всего развиваться. Например, далеко не у каждого есть живописный дар видеть полутона, нюансы, цветовые растяжки. Если мы на экзаменах видим способность абитуриента цветового видения, а это особый дар, то мы рекомендуем поступать не на дизайн, а на живописное отделение. А у кого-то есть большие способности к дизайну.
– Многих будущих студентов вы воспитываете в детских рисовальных классах при училище.
– Да, это так. По сути, это детско-художественная школа. Для ребят, занимающихся там, составлена хорошая академическая программа. Педагоги, работающие в ДРК, – преподаватели колледжа. Учащиеся детских рисовальных классов участвуют в различных конкурсах, регулярно побеждают на конкурсах губернатора Тверской области. После получения базового художественного образования ребятам легче понять себя и свои желания. В итоге в училище поступают те, кто просто не может не рисовать.
– Вы уже больше 25 лет являетесь директором училища. Как вам удается совмещать должность директора и педагога и при этом еще трудиться на поприще художника?
– Я к своей директорской работе подхожу творчески, стараюсь совместить административную функцию и свое природное творческое начало, не забывать, что полжизни занималась любимым делом. Я успеваю рисовать, преподавать, заниматься общественной работой. И еще, я просто люблю свою работу. А для себя поняла, что чем больше человек занят, тем больше он успевает. Парадокс, но это работает.
– Какой период в вашей директорской работе был самым трудным?
– В 1995–1997 годах. Государство разваливалось, денег не было. Нам предлагали диваны обменять на трубы, а трубы на парты. Был натуральный обмен. Сейчас это даже представить невозможно. Выплата зарплаты задерживалась. Сохранить учебное заведение и педагогический состав было сложно. Многие педагоги уходили и пытались открыть свои рекламные конторки. Ко мне в кабинет приходили дядечки в малиновых пиджаках со словами: «Нам это здание нравится». Нужно было уметь «держать фасон» и давать достойный ответ. Сохранить учебное заведение и двигаться в ногу со временем – это была сверхзадача.
В это время только-только появились компьютеры. Я написала и выиграла грант, и на эти деньги мы приобрели ПК для направления «Дизайн». Это стало прорывом. Сложное, но интересное время, но это надо было пережить.
Надо пережить и нынешний вынужденный переезд. Сделаны очень хорошие проекты реставрации зданий. И моя мечта о достойном доме для молодых художников реализуется. Я хочу, чтобы наши студенты учились в красивых отремонтированных аудиториях, чтобы гордо звучало имя – венециановцы. Я очень надеюсь, что в течение двух-трех лет начнется и завершится ремонт как в одном, так и в другом корпусе училища и мы сможем вернуться в наш обновленный дом.
Беседовал Андрей Сабынин