В Твери с 1 по 3 ноября в Твери побывал Вениамин Фильштинский, заслуженный деятель искусств России, театральный режиссер и профессор, заведующий кафедрой актерского искусства РГИСИ (Санкт-Петербург), председатель совета театральных педагогов Союза театральных деятелей России.
Вениамина Михайловича пригласила в Тверь новый министр культуры Тверской области Ксения Глинка. Фельштинский – знаменитый театральный педагог, создавший собственную театральную систему обучения «этюдным методом», опирающуюся на учение Константина Станиславского и переосмысленную с учетом почти векового опыта русского психологического драматического театра. Свой метод Михаил Фильштинский описал в книгах: «Открытая педагогика» (2006), «Заметки по случаю» (2012) и «Открытая педагогика- 2» (2014), «Театральная педагогика: дни и годы» (2022).
Вениамин Фильштинский впервые приехал в Тверь. Прогулявшись по набережным, посмотрев на храмы и памятники нашего города, театральный педагог оказался под большим впечатлением. Он назвал Тверь очень красивым городом и обрадовался, что по духу он ближе к Санкт-Петербургу, чем к Москве. «Я в Питере всем буду говорить, что Тверь – это наш город», — с улыбкой пообещал гость из северной столицы.
Два самых великих драматурга
Фельштинский знает, что Тверской театр драмы после ухода из жизни в 2021 году художественного руководителя, народной артистки Веры Ефремовой и смерти директора театра Светланы Вержбицкой в октябре 2022-го – находится на перепутье. Вениамин Михайлович обещал, если это будет необходимо, помочь театру драмы войти в новый период жизни.
Перед своим приездом мэтр предложил актерам театра перечитать чеховские пьесы – «Три сестры» и «Дядя Ваня». На трех пятичасовых встречах он ставил с актерами театра этюды по этим пьесам Чехова.
«Я считаю, что во всём мире есть только два драматурга, которых всегда ставили, даже во время войн и революций, ставят сейчас и будут ставить. Речь идет о Шекспире и Чехове. Почему Чехов так востребован? Все его пьесы про связь человека с будущим. «Будут ли нас помнить? Как мы работаем на будущее?», — этими вопросами задавались его герои. Чехов через свои пьесы обращается к нам», — рассказал Вениамин Фильштинский.
При этом знаменитый педагог не считает осовремененные постановки классики чем-то плохим. Он уверен, что главная цель любого спектакля – волновать людей, давать им возможность глубокого сопереживания и душевного освобождения через смех и слезы. А если спектакль поставлен так, что ничего не дает зрителю, то это плохой спектакль, даже если создан по всем канонам.
Тверские актеры – молодые и интересные
Для великого педагога нет понятия «профессиональный актер». Он уверен, что даже маститые артисты должны постоянно учиться. Актеров театра драмы Вениамин Михайлович назвал молодыми. Все они задают интересные вопросы, искренне любят свою профессию и готовы пробовать что-то новое.
«Главный навык любого актера – то, что он делает на сцене – сравнивать с жизнью людей», — считает Вениамин Фильштинский. — Любой спектакль должен дышать правдой. Мне очень нравится выражение российского драматурга Александра Володина: « Театр должен помогать людям жить».
Как мэтр отозвался о спектаклях театра драмы
Вениамин Фильштинский посмотрел в театре драмы два спектакля «Доходное место» Островского в постановке Геннадия Шапошникова и «Свидетель обвинения» Агаты Кристи в постановке Александра Павлишина. «Каравану» удалось узнать только мнение мэтра о постановке «Доходное место».
«Могу сказать, что у меня не было ни особенных придирок, ни восторгов. Неплохой спектакль. Большего не скажу. Я все-таки театральный педагог, а не режиссер. Рецензировать спектакли – не мое дело», – ответил Вениамин Фильштинский.
Андрей САБЫНИН