В день 14 мая года 2022-го верноподданный народ в лице жителей и гостей Твери приветствовал великую российскую императрицу Екатерину II, которая в далеком ХVIII столетии дала целый миллион рублей на восстановление Твери после грандиозного пожара.
Тверская областная картинная галерея пригласила всех, кому интересна эстетика галантной эпохи, в сад императорского дворца на второй музейно-городской костюмированный праздник «Екатерининская миля: ожившие полотна». Согласно традиции, заложенной галереей, ежегодно мероприятие на открытом воздухе символически реконструирует историю посещений Екатериной Великой нашей земли. В этом году оно было посвящено 255-летию знаменитого путешествия императрицы по Волге на галере «Тверь», которое началось 2 мая 1767 года от тверского дворца и завершилось в Симбирске. Праздник проводится при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Вход на торжество бесплатный по билету, который требовалось оформить заранее на официальном сайте выставочного центра. Неожиданное желание тверитян принести свои поздравления с благополучным прибытием в региональную столицу государыне императрице было так велико, что билеты разошлись менее чем через час после официального анонса события. Дальше право на посещение приходилось буквально вылавливать, увидев на личной электронной почте сообщение о появлении регистрации.
Ажиотаж среди горожан продолжался и в день самого представления. Посетители на входе в парк ломились через проход, толкали друг друга, пытались пройти первыми. Расталкивали окружающих, ссылаясь на наличие маленького ребенка. Люди буквально по головам шли, между ног ползли. «Пожалуйста, сохраняйте спокойствие!» – успокаивал вошедшую в раж толпу таинственный голос по ту сторону ворот. С одной стороны, повышенный интерес к истории не может не радовать. С другой – удивительно, что именно люди с такой низкой культурой поведения стремятся к культуре исторической.
На этот раз, по замыслу устроителей, местом обращения Екатерины II (артистка ТЮЗа Надежда Мороз. – Прим. ред.) к народу стал дворцовый балкон, с него она начала свое выступление совместно с действительным тайным советником, сенатором Александром Васильевичем Поликарповым (с полотна художника Владимира Боровиковского). Чтобы скрасить долгий и утомительный путь по волжским городам, императрица пригласила с собой в дорогу интересных собеседников из числа вельмож и дипломатов. В тот день сопроводителем государыни-матушки значился ее кабинет-министр и статс-секретарь Адам Васильевич Олсуфьев (с портрета кисти Карла Христинека).
Так и начался маршрут высочайшего вояжа «немецкой матери русского отечества» по импровизированной «полотняной Волге» – олицетворению крупнейшей реки, которая на протяжении всего вечера с гордостью «разливалась» (тканью махали студенты кафедры социально-культурного сервиса Тверского государственного университета). Выставка «Галера «Тверь» – корабль для высочайшего путешествия» познакомила присутствующих с уникальными изобразительными материалами, а объемный макет одноименной галеры, созданный Министерством туризма Тверской области, позволил представить, как выглядел этот памятник волжского судоходства.
Музыкальным сопровождением праздничного события были произведения екатерининского времени. На нижнем балконе императорского дворца выступил камерный оркестр Тверской академической областной филармонии «Российская камерата» под управлением дирижера Андрея Кружкова.
На дорожках сада присутствующие повстречали героев XVIII столетия, сошедших с полотен, которые представлены в постоянной экспозиции галереи. Персонажи с портретов кисти Ф.С. Рокотова, А.П. Антропова, П.С. Дрождина, И.Я. Вишнякова, М.Л. Колокольникова предстали перед зрителями благодаря воссозданию 25 исторических костюмов, осуществленному в Авторском ателье Марии Рыбаковой. Живописные образы ожили благодаря актерам Тверского театра юного зрителя, Тверского академического театра драмы и Тверского государственного Театра кукол. Режиссером иммерсивной музейной программы стал небезызвестный тверской актер Тарас Кузьмин.
Специальными гостями праздника являлись сотрудники Всероссийского историко-этнографического музея из Торжка. Инсталляции «Цеховые знаки» продемонстрировали традиции тверских городских ремесел. На глазах у зрителей не просто наполнилось жизнью, но и зазвучало монументальное аллегорическое полотно «Торжество Минервы». Затейливостью изложения были впечатлены даже сами работники картинной галереи, следящие за порядком: «Ты на работе, Наташа!» – рапортовала одна из сотрудниц своей коллеге, когда та пыталась протиснуться к творческой площадке.
На мастер-классе «Вензель» всем желающим удалось создать собственную монограмму и, написав пером письмо, запечатать конверт настоящей сургучной печатью с логотипом Тверского императорского дворца или Екатерининской мили. На лужайке богини «Флоры» внимательные повстречали провинциальную помещицу, которая поведала о секретах дворцового садоводства, научила выращивать бальзамины. В тонкостях придворного этикета помогла разобраться кавалерственная дама.
Главное преимущество программы – ее интерактивность. Зритель взаимодействовал с персонажами далекого близкого прошлого на физическом уровне: вытягивал добрые предсказания от Прекрасной Незнакомки, играл в прятки с княгиней Прасковьей Голицыной. «Виват, Екатерина!» – доносилось со всех углов сада. «И ты тоже, внучок, иди в свите императрицы!» – слышалось наставление за спиной во время прохода по аллеям.
На празднике можно было угоститься калачами, пряниками по старинным рецептам, представленными Ксенией Антиповой, автором проекта «Вкусная Тверь». Ресторатор Антон Павлов привлекал посетителей блюдами и напитками, приготовленными по мотивам рецептов городов, по которым проходило путешествие Екатерины Великой по Волге.
Завершением стала праздничная иллюминация. В майских сумерках на лужайках дворцового сада появились светящиеся фигуры мифологических существ, украшавших галеру «Тверь», выполненные учениками изостудии «Зебра» под руководством Ирины и Николая Арзамасцевых. Грусть прощания проиллюстрировала ария Армиды из оперы «Ринальдо».
«Государыня, Тверь ныне преображена попечением вашим!» – доложил секретарь положение дел императрице. Видела бы со своего балкона Самодержица Всероссийская, что стало с городом почти триста лет спустя. Оттуда как раз открывается вид на выгоревший дотла НИИ ВКО.
Екатерина Подопригора
фото автора и Тверской областной картинной галереи