В Тверском императорском дворце открылась выставка «Екатерина II. Прекрасная эпоха». В экспозицию вошли порядка 50 произведений искусства второй половины XVIII века из 12 частных коллекций.
Организаторами выставки выступают Международная конфедерация коллекционеров, антикваров, арт-дилеров (МККААД) и Тверская областная картинная галерея при поддержке правительства и Министерства культуры Тверской области. Как рассказал президент конфедерации Василий Бычков, это уже пятая выставка, которую МККААД проводит в столице Верхневолжья, но, как он надеется, не последняя. «Для нас большая честь, что мы находимся в Твери, что в этом прекрасном дворце мы проводим выставку, посвященную Екатерине II. Для нас такие выставки – это возможность вести плодотворную просветительскую деятельность. Мы уже обсуждаем планы на следующий год, наше сотрудничество продолжится», – сказал Василий Бычков.
Само место, где проходит выставка, посвященная Екатерине Великой, с полным на то основанием можно считать еще одним ее экспонатом. Тверской императорский дворец был построен по приказу императрицы в самом начале ее правления в 1764–1766 годах. Да и Тверь своим обликом обязана Екатерине Алексеевне. После великого пожара 1763 года, когда от города почти ничего не осталось, императрица пожаловала на его восстановление 200 тысяч рублей (сумму по тем времена огромную!), отправила сюда лучших архитекторов во главе с Петром Никитиным и велела отстроить Тверь в европейском стиле по подобию Версаля, Рима и Петербурга.
Большой вклад Екатерины Великой в развитие Твери на открытии выставки отметила директор Тверской областной картинной галереи Татьяна Куюкина, добавив, что тверитяне об этом не забывают: в галерее сложилась добрая традиция проводить в начале декабря выставки в честь Екатерины II, приуроченные ко дню святой Екатерины (7 декабря). Этот год не стал исключением. Но, как рассказала Татьяна Куюкина, для Тверской картинной галереи эта выставка важна еще и тем, что в экспозиции представлена коллекция из шести портретов дворян из рода Юреневых, которые в XVIII–XX веках проживали в Тверской губернии. Ее для выставки предоставили Михаил Перченко и Елена Юренева.
Дело в том, что перед войной на работу в галерею пришел Сергей Николаевич Юренев, представитель этого дворянского рода. Именно благодаря его усилиям художественное собрание без значительных потерь удалось сохранить во время оккупации.
Со своей стороны куратор выставки, вице-президент Международной конфедерации коллекционеров, антикваров и арт-дилеров Александр Киселев отметил, что экспозиция уникальна тем, что шедевры, представленные в ней, вряд ли кто-нибудь из посетителей сможет увидеть еще раз: по окончании выставки они вернутся к своим владельцам.
Основную часть экспозиции занимают портреты. Этот жанр живописи в середине – конце XVIII века считался основным. Именно поэтому первое, что видят посетители, – «Парадный портрет Екатерины II» кисти Иоганна Баптиста Лампи Старшего. На нем императрица представлена в расцвете своего могущества. Это полотно является центром, вокруг которого построена экспозиция.
На выставке также можно увидеть портреты знаменитых деятелей эпохи Екатерины II – ее самых известных фаворитов и в то же время талантливых военачальников и государственных деятелей Алексея Орлова-Чесменского и Григория Потемкина-Таврического, одного из последних фаворитов императрицы Платона Зубова, адмирала Василия Чичагова и многих других. Они, как придворная свита, окружают парадный портрет Екатерины Великой.
Большой интерес для любителей живописи представляют «Портрет неизвестного» Дмитрия Левицкого и «Портрет дворянина Тверского наместничества» работы Владимира Боровиковского. Как считает Александр Киселев, на выставку стоит сходить только для того, чтобы увидеть эти два полотна.
Кроме живописных портретов, в экспозицию вошло собрание гравюр иностранных и русских художников, работавших при дворе и изображавших Екатерину Великую в разные годы ее жизни, а также три редчайших силуэтных портрета Иоганна Фридриха Антинга. Он, кстати, был не только художником, но и писателем, биографом и адъютантом Суворова.
Кроме портретов, на выставке можно увидеть работы, выполненные в батальном жанре. Это уникальная сюита из четырех гравюр, посвященных победе русского флота в Чесменском сражении. Она была создана в Англии в 1777 году по оригиналам Ричарда Патона.
Интерес любителей искусства, несомненно, вызовет и рисунок «Внутренний вид церкви святой Софии в Константинополе», созданный в 1794 году. Он входил в «Османский альбом» художника-топографа Гавриила Сергеева, который был членом посольства, направленного Екатериной II к султану Селиму III в 1793 году для подтверждения условий Ясского мира.
Также на выставке представлена коллекция миниатюр и уникальные предметы мебели и декоративно-прикладного искусства эпохи Екатерины II.
Завершает экспозицию портрет маленького мальчика в серебряном кафтане – юного наследника престола великого князя Павла Петровича, будущего Павла I. Размещая это полотно на выставке, посвященной последней великой российской императрице, устроители выставки словно бы говорят зрителям: время Екатерины Великой подошло к концу. Этот мальчик – предвестник новой эпохи в истории России. И это уже совсем другая история.
Ирина Мандрик
фото автора и архив «Каравана»