Вместе с депутатом Тверской городской думы, руководителем «Дружины Афанасий» Еленой Гончаровой мы продолжаем обсуждать начатый холдингом «Афанасий» и Еленой Ивановной глобальный проект – проект интеграции в российскую культуру приезжих из других стран, а также говорим о том, как и зачем воспитывать современных дворян из тверских подростков.
– Елена Ивановна, вы взялись за дело, которое в современных условиях может обрасти многими составляющими. По сути, надо заново формировать этику общения. Мы сейчас оказались в новой ситуации, интернет дал каждому множество горизонтальных связей, и не все умеют выстраивать нормальные этичные отношения с виртуальными собеседниками. Вы начали разговор с воспитания детей, мы уже обсудили ваш проект «Дворяне», но и взрослым надо научиться культуре дискуссии, отношений в социальных сетях. Воспитание хромает не только у подростков и приезжих, но и у взрослых жителей Твери с ним тоже не все в порядке.
– Если говорить об этике и культуре поведения взрослых, у нас была такая идея: взрослых очень сложно изменить, их можно просто заставить задуматься, насколько они сами воспитанны. Наш посыл был заставить сделать их это, думая, как они воспитывают своих детей. В нашей группе во «ВКонтакте» «От неандертальца до дворянина» мы часто проводим различные опросы и видим, что люди порой не знают ответа на вопрос о правилах хорошего тона, о том, как себя вести. И это замечательно, если мама найдет в интернете вопрос, на который сама не знает ответа. Так мы приучаем к правилам поведения не только детей, но и их родителей.
– Нас, родившихся еще в советское время, родители воспитывали в свободное от работы время. Основной процесс обучения социальным нормам и правилам шел в детских садах и школе. А сейчас матери уходят с работы, посвящают все время детям, к родительству стало гораздо более ответственное отношение.
– Я с этим согласна. Вы правы, мы воспитывались в детском саду и школе, там детям прививались правильные ценности. Сейчас считается, что дети должны быть на голову выше по знаниям, чем предыдущее поколение, но с точки зрения воспитания есть большая проблема.
Максим Владиславович Ларин, когда был депутатом Законодательного Собрания Тверской области (я тогда была его помощником), задался целью ввести в тверских школах предмет этика поведения. В нескольких школах эти факультативные курсы были введены, дети, прошедшие эти курсы, уже выросли и, наверное, извлекли для себя много полезного из полученных знаний.
Но только сейчас, в 2020 году, по распоряжению президента Путина в школах вводится программа воспитания патриотизма.
– Вы считаете, это нужно? Мне сложно представить, каким должен быть учебник по патриотизму. И еще сложнее представить учителя, который будет учить ему так, чтобы не отбить у ребенка все добрые и патриотические чувства. Нынешнее поколение совсем юных людей не застало советские ментальные коды и скрепы, Великая Отечественная война закончилась очень давно, пионерам-героям подражать уже никто не хочет, потому что не знает о них.
– Поймите, школа не может только оказывать образовательные услуги. Ребенок формируется как личность и проводит в школе большую часть своего времени, поэтому у школы обязательно должна быть воспитательная функция. Для ребенка на определенной стадии жизни даже мама отходит на второй план, воспитатель и учитель для малыша больший авторитет. Родители могут воспитывать своим примером, но учителя они слушают внимательнее.
У наших детей есть наглядные примеры, и не только из времен Великой Отечественной. Например, можно говорить о спасении детей Беслана, о погибших подводниках «Курска». Родителям об этом рассказывать вроде бы не к месту. А в школе это должны изучать. Как мы в школьные времена проводили политинформации: нам хотелось найти для своих одноклассников поучительные и интересные примеры, рассказать им, что происходит в мире. Сейчас все обучение настроено на подготовку к эфемерному конечному результату в виде ЕГЭ, и всевозможные факультативы, классные часы и так далее заняты очередными дополнительными уроками. Нет возможности научиться рассуждать, обсуждать.
– На одном из Петербургских экономических форумов я была на сессии по развитию человеческого капитала с участием топ-менеджеров ведущих мировых корпораций. Там много говорилось о разнице между «твердыми» и «мягкими» навыками. Сейчас как раз «мягкие» навыки – умение коммуницировать, рассуждать, общаться – выходят на первый план. Знания быстро устаревают, а умение слышать друг друга и работать в команде остается с нами навсегда. В России все хорошо с «твердыми» навыками, со знаниями, а с навыками коммуникации – большая проблема.
– Да, сейчас у нас люди, в отличие от советских времен, стали индивидуалистами, одиночками. У молодых людей в детстве и юности вообще нет никакого примера коллектива, перед которым могло бы быть стыдно, который мог бы тебя поддержать.
– Ну как же, у них есть сообщество в соцсетях!
– Для меня это вымышленная, не настоящая жизнь. Человек выбирает самую хорошую фотографию, чтобы выложить в интернет, отбирает самое лучшее из своей жизни, умалчивая о негативе. Создаются какие-то виртуальные образы, и это мешает выработать навыки общения.
При этом хамство в соцсетях некоторым кажется безнаказанным. Человек, когда пишет под чужим именем гадости в интернете, думает, что его вряд ли найдут. Работая в «Дружине Афанасий», я часто сталкиваюсь с тем, что люди пишут оскорбительные комментарии просто ради самоутверждения, чтобы как-то возвысить себя, изливая этот негатив. В большинстве случаев это очень несчастные люди. На страницах тверских СМИ хорошее в комментариях редко напишут, все в основном незаслуженно оскорбляют людей, о которых мало что знают, продукцию, которую даже ни разу не пробовали…
– Есть такая тверская черта: у нас не умеют ценить и гордиться достижениями земляков.
– Да, озлобленность против успешных людей – такая типичная вещь. Завидовать тому, что кто-то успешнее, переносить свою неприязнь незнакомому человеку на его предприятие. Это банальная зависть. Феномен настоящего времени – кибербуллинг. Сейчас любой может прийти в «комменты» и написать гадость любому известному человеку. А ты попробуй, сделай так же, как он – создай бизнес, спой, сыграй роль! Возможно, это историческая нелюбовь к состоятельным и успешным людям.
– С другой стороны, сейчас у молодежи большой интерес к этическим проблемам, появился запрос на умные разговоры, интеллектуальные дискуссии, авторские экскурсии.
– Я считаю, это потому, что люди перешли на другой уровень достатка, перестали думать только о выживании. Материальные потребности более или менее удовлетворили, и появились новые запросы.
Надо не забывать, что еще в середине двадцатого века основная масса населения России жила в деревне. И долгое время деревенская мораль спасала: от людей на деревне не спрятаться, было важно мнение соседей, поэтому все вели себя культурно. На третьем поколении это дало сбой. А нынешнее поколение, четвертое или пятое после приехавших из деревни, уже горожане, у них городские запросы. Они хотят создать свою среду, где будут люди, интересные им.
У нас в Твери полные залы в театрах, многие ходят на концерты, выставки. Появились другие ценности. Если у взрослых есть такая потребность в культуре, они приобщают к этому детей.
– Сначала мы говорили об интеграции приезжих в наш российский европейский мир, а сейчас получается, что ваш проект расширился, что всех надо интегрировать в культуру.
– Но интеграцию приезжих мы видим своей первоочередной задачей. И проект «Дворяне» – составная часть интеграции в целом. Основная цель – создать комфортные условия для всех, и для местных, и для приезжих. Чтобы учить чему-то, мы должны быть сами обучены. Мы обучаем культуре поведения как славянских ребят, так и ребят других национальностей. Мы хотим, чтобы все дети мирно и дружно жили, именно через детей мы видим процесс интеграции. Если они начнут культурно общаться в детстве, воспитываясь на единых традициях, то, став взрослыми, они продолжат быть такими. Тех приезжих, которые приезжают к нам на территорию, мы хотим видеть уважающими нашу культуру. Но для этого культура должна быть у всех.
– Когда мигранты, молодые деревенские парни, приезжают к нам работать на низкоквалифицированных работах, они как молодые деревенские парни в начале двадцатого века, приехавшие работать на заводах и фабриках. Эти ребята из другого исторического времени.
– Поэтому и нужно начинать с детей. Дети всегда найдут общий язык, окажутся в одной эпохе, поскольку у них есть общие интересы. Если дети выросли здесь с рождения, у них нет проблем. А те, кто приезжают из других республик уже взрослыми, у них нет общности с коренным населением. И тут важно объяснение наших норм поведения, чтобы и приезжему было комфортно в нашей среде, чтобы на него не показывали пальцем.
– К сожалению, даже в Твери уже формируются такие этнические районы, где русских бабушек на лавочках уже заменили многодетные мигрантки.
– Это очень наглядно видно в окрестностях нашего завода, на Зеленом проезде в Твери. Женщины дружат домами, и русский ребенок в песочнице уже вызывает странные взгляды мам, мол, откуда он тут такой светленький. У детей пока такого нет.
Проблема в том, что многие приезжие и их дети даже не могут учиться в школе, потому что не знают русского языка. Это делает ребенка заведомо неуспешным. Если ты хочешь, чтобы тебя здесь воспринимали как равного, то приложишь все усилия, чтобы быть таким, как принято в России.
Я помню, как я приехала в Эмираты и, когда я выходила на улицу, старалась соответствовать: мы с дочкой надевали закрытые платья. Если бы я хотела там жить постоянно, я бы постаралась одеться совсем как местная. Но приезжие у нас ведут себя вызывающе, громко говорят на своих языках, не желают соблюдать нормы в одежде.
– Подводя итоги, хочется сказать, что сильная культура всегда побеждает слабую культуру. Поэтому чья культура сильнее, тот и станет хозяином на территории Тверской области.
– Есть у нас перспектива интегрировать приезжих. Но для этого мы должны быть для них примером, а не вести себя хуже них. Мы приглашаем воспитываться и развиваться всем вместе. Уж если вы выбрали наш город, то давайте создавать друг другу комфортные условия.
Беседовала Мария Орлова