Елена Гончарова: воспитать из неандертальца дворянина за 100 часов

22.07.2020, 10:38

О том, что такое хорошо и что такое плохо в 20-е годы XXI века, беседуют главный редактор «Каравана» Мария Орлова и депутат ТГД, руководитель «Дружины Афанасий» и один из авторов книги «Из неандертальца в дворянина за 100 часов» Елена Гончарова.

Мы рассказывали нашим читателям о проекте по повышению культурного уровня жителей и гостей Твери, который запустила депутат Тверской городской думы и руководитель «Дружины Афанасий» Елена Гончарова. Главное, что надо сделать – это сформировать моду на культуру, научить подрастающее поколение, что именно от них зависит, насколько комфортно и безопасно будет жить в будущей Твери. Сегодня мы беседуем о том, как превратить неандертальца в дворянина за 100 часов.

«Из неандертальца в дворянина за 100 часов» – именно так называется учебное пособие, разработанное при участии Елены Гончаровой. Дети сотрудников холдинга «Афанасий» уже проходят обучение, очередь за внедрением программы в широкие массы тверских подростков.

– Елена, дети и подростки обычно не любят назидательных нотаций, иногда с ними лучше действовать «от противного»: скажешь что-то не делать, и они как раз это и сделают… Вы учли эту особенность в своей программе?

– Конечно. Программа разработана в игровом стиле, даже само название говорит об этом. Конечно, наши ребята совершенно не неандертальцы, и, возможно, желание доказать это станет дополнительным мотивом пройти курс ускоренными темпами.

– Почему именно дворянина надо воспитать из обычных тверских ребят?

– Мы в самом начале книги говорим о том, что у каждого поколения своя система ценностей, но связь между временами распалась бы окончательно, если бы правила личного и общественного поведения не передавались из поколения в поколение. Для дворянских родов была очень важна эта преемственность морально-нравственных ценностей – честности, благородства, уважения к старшим, любви к Родине. Если мы не возродим моду именно на эти ценности, то бесполезно говорить о будущем, с каждым годом мы будем видеть лишь деградацию, распад нравственных норм, который будет происходить, несмотря на прогресс в технологиях.

К сожалению, не все семьи сохранили настоящие семейные ценности. Слишком тяжелым был наш XX век, родители, а также дедушки и бабушки много и тяжело работали. Часто дети росли без отца, и поэтому не было у них перед глазами примеров настоящего мужского поведения. Эта модель «безотцовщины» воспроизводится уже несколько десятилетий. Редко можно услышать веское мужское слово, которое остановит зарвавшихся хулиганов, мало таких мужчин, которые рискуют делать замечания тем, кто, скажем, мусорит или матерится на улице… А ведь когда-то Тверь была образцовым русским городом, где ни бумажки или окурка на улицах не валялось, а жители говорили на эталонном русском языке. Да-да, на эталонном русском языке. В нашем городе не было никаких акцентов и диалектизмов, положение между Петербургом и Москвой обязывало.

– Очень часто подростки считают, что мат в речи – это атрибут взрослости. Вы ставите целью разубедить их в этом?

– Безусловно. Целый раздел нашего пособия посвящен культуре речи. Каждое слово должно употребляться человеком осознанно, с пониманием его смысла. Когда мальчик или девочка замусоривают свою речь нецензурной бранью, не отдавая себе отчет, чью мать и зачем они ее поминают, это прямая дорога к деградации. Речь вообще – важный социальный маркер. Между прочим, в английском языке очень легко распознать, откуда человек – из низов общества или из дворян. Чем сложнее грамматика, чем отчетливее произношение, тем лучше происхождение говорящего. Мы же все знаем сюжет пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион» (или фильма «Моя прекрасная леди») – только за счет того, что девушку научили хорошо говорить, она превратилась из замухрышки в леди.

– В вашей программе отдельное место занимает искусство самообороны. Это все для того, чтобы сделать тверских ребят более мужественными?

– Очень трудно быть храбрым, когда ты слаб. Это возможно, но только у очень сильных духом людей. Надо развивать ловкость, силу и самообладание. К сожалению, в нашей жизни случаются ситуации, когда надо уметь постоять за себя, и к этому надо быть готовым и физически, и психологически. Чтобы стресс не застал врасплох, а, наоборот, помог мобилизоваться.

– Еще одно забытое слово из дворянского лексикона – этикет. В вашем пособии ему посвящено очень много внимания.

– Конечно. Ради этого оно и писалось, по большому счету. Многие представления о правилах приличия сейчас приходится вырабатывать заново, внедрять в головы тех, кому предстоит жить в мире, где пересекается виртуальная и подлинная реальность. Например, позволительно ли в компании сидеть, уткнувшись в телефон, и навязчиво демонстрировать понравившиеся лично тебе видеоролики и мемы из соцсетей? Есть и вечные темы: какие подарки допустимо дарить и принимать, надо ли подавать девушке пальто, когда она об этом не просила, кто должен расплачиваться в кафе и так далее. Повторяю, не во всех семьях старшие знают это сами и могут доступно рассказать.

– Для холдинга «Афанасий» очень важная тема – качество продуктов питания. Здоровое питание входит в систему воспитания дворянина из неандертальца?

– Существует крылатое выражение: «Человек есть то, что он ест». Современные подростки зачастую отвыкли от вкуса натуральной еды, они готовы питаться дошираком и чипсами, а потом последствия этого приходят в виде заболеваний желудочно-кишечного тракта. Да, формирование культуры питания – тоже одна из задач нашего учебного пособия.

– В 1920-е годы, когда разрушился один социальный строй и на его смену начал формироваться новый, Владимир Маяковский написал поэму «Что такое хорошо и что такое плохо». По сути, вы сейчас решили сделать то же самое: объяснить разницу между хорошим и плохим в 20-е годы XXI века?

– Именно такую цель мы и ставили.

Беседовала Мария ОРЛОВА

284 0
Лента новостей
Прокрутить вверх