Customise Consent Preferences

We use cookies to help you navigate efficiently and perform certain functions. You will find detailed information about all cookies under each consent category below.

The cookies that are categorised as "Necessary" are stored on your browser as they are essential for enabling the basic functionalities of the site. ... 

Always Active

Necessary cookies are required to enable the basic features of this site, such as providing secure log-in or adjusting your consent preferences. These cookies do not store any personally identifiable data.

No cookies to display.

Functional cookies help perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collecting feedback, and other third-party features.

No cookies to display.

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics such as the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

No cookies to display.

Performance cookies are used to understand and analyse the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.

No cookies to display.

Advertisement cookies are used to provide visitors with customised advertisements based on the pages you visited previously and to analyse the effectiveness of the ad campaigns.

No cookies to display.

Евгений Новиков: «Вечная жизнь» в ледниковом периоде

05.07.2023, 09:30

Евгений Новиков – громкое имя не только в тверской, но и российской литературе. Его книги выходили в крупных столичных издательствах, а за роман «Вечная жизнь» (тоже увидевший свет в Москве в 2022 году) писатель удостоен премии губернатора Тверской области, на которую он был выдвинут тверской городской библиотекой имени А.И. Герцена.

– Пишешь иногда – как камень кинул в бездонный колодец, никто не откликается, – признается автор. – А тут и общественный резонанс, и признание – это стимулирует и вдохновляет.

– Евгений Борисович, о чем ваш новый роман?

– Эта книга подобна лотосу, который древние египтяне считали священным растением, обитающим сразу в нескольких средах: земле, воде и воздухе. Так и моя книга сначала была киносценарием, по которому должен был сниматься фильм. Относительно недавно я перевел свою книгу с кинематографического языка на язык эпоса. Это роман о богосфере и человеке, который существует в апокрифах. Согласно одному из них, когда Христос восходил на Голгофу, он остановился перевести дух, а человек по имени Агасфер толкнул его в спину: «Иди!» На что Иисус сказал: «И ты будешь идти». Так Агасфер оказался лишен возможности умереть и вынужден год за годом, век за веком, тысячелетие за тысячелетием жить вечно и ожидать смерти как блага. Для всех людей вечная жизнь – это высшее благо, к которому они стремятся, а для Агасфера – мука и ад, потому что он лишен веры, живет без Бога.

– Вы пишите прозу, стихи, картины. Кем вы себя считаете – поэтом, писателем, художником?

– В первую очередь писателем, поэтом. Художником себя не считаю, поскольку не получил классического образования и не умею рисовать. В своих работах я иду неизведанными путями, пытаюсь открыть новые эстетические горизонты. Это мое преимущество и недостаток.

– Как вы пишете? По вдохновению или благодаря усидчивости?

– Во-первых, пишу в разных жанрах: большая и малая проза, стихи, драматургия… Если я взялся за роман, то я работаю как чиновник и знаю, что в день, например, мне нужно написать 3000 печатных знаков, независимо от того, хочется или не хочется работать, плохо ли я себя чувствую или устал. Такой метод я позаимствовал у моего университетского преподавателя Гуляева, который писал по две страницы в день. Впрягся и тащу, как вол. Стихи могут рождаться из одной строки, а рассказы появляются совсем по-другому. Как известно, пафос рассказа – это удивление. В электричках, поездах я не томлюсь – работаю. Писатель может работать круглосуточно, даже если лежит под одеялом.

– Какое место в нашей жизни, на ваш взгляд, занимает сегодня литература?

– На мой взгляд, для литературы наступил ледниковый период. Она потеряла индивидуальность и сейчас превращается в промышленное производство, наподобие кабелей или автомобилей.

В XIX веке литература была мечом, неким Атлантом, который поддерживал всю эстетическую конструкцию под нашим северным небом. Сейчас бы я сравнил ее с перочинным ножичком, который лежит в шкафу. Если я поеду на дачу, то возьму его с собой, чтобы строгать какой-нибудь прутик… Или с Александрийским столпом, который стоит себе в стороне, но это не Атлант, который поддерживает небо.

Люди читают сейчас совсем по-другому. С одной стороны, вроде бы больше, с другой – это чтение клиповое или по диагонали, мы не дочитываем или переключаемся на что-то другое. Во всяком случае, книгу от корки до корки мы уже не читаем. На мой взгляд, главными из искусств стали дизайн и архитектура, именно они формируют эстетические воззрения человека, поскольку окружают его в повседневной жизни.

– Литература сегодня позволяет вам существовать или приходится еще где-то работать?

– Когда как. Бывает, что после издания книги можно позволить себе какое-то время жить автономно. Но немного авторов могут сегодня жить на литературные заработки. Надо подрабатывать для стабильности.

– Служат ли книги других авторов импульсом для вашего творчества?

– Меня нельзя назвать книгочеем или человеком, который черпает вдохновение в книгах других авторов. Когда прикладываешь морскую раковину к уху, слышишь не крики дельфинов и чаек, а монотонный шум, все сливается. Сейчас подобное происходит в литературе, изобразительном искусстве: мало авторского, мало открытий. Возвращаюсь к когда-то недочитанной классике, и это наслаждение – найти сходное чувствование мира. Тут можно вспомнить Баратынского: «И как нашел я друга в поколенье, читателя найду в потомстве я». Так вот я радуюсь, когда нахожу близкого мне современника. Например, поэтов Инну Кабыш и Бориса Рыжего, американского писателя Джона Чивера, британского автора Сью Таунсенд. Читаешь их и удивляешься, радуешься. Хотелось бы, чтобы таких примеров было больше.

 

Беседовал Святослав Михня

фото из архива Евгения Новикова

534 0

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Лента новостей