На прошлой неделе я принимала участие в подготовке видеодиспута, на который меня пригласила ведущая – депутат Тверской городской Думы, руководитель Дружины «Афанасий» Елена Гончарова. Тема диспута была очень для меня важная: «СМИ и общественная мораль».
Пару номеров назад мы анонсировали новый проект Елены Гончаровой по повышению культуры наших сограждан, #моданакультуру. Диспут, который выйдет на Youtube – часть этого проекта.
Объяснять разницу между плохим и хорошим
Характерно, что принять участие в разговоре Елена Гончарова пригласила многих наших коллег, но приехали только я и главный редактор журнала «Реноме» Нина Метлина. Нина прилагает много усилий, чтобы сделать жизнь в Твери красивее и ярче, формирует в нашем неприветливом городе светские события, организует выставки и фестивали сказок. Что касается меня, то наши постоянные читатели хорошо знают позицию мою и нашего покойного главного редактора Геннадия Климова. Хочу еще раз сформулировать наши мысли.
Да, СМИ влияют на общественную мораль, даже если не ставят перед собой такой цели. Сегодня средства массовой информации существуют не столько для информирования читателя, не для того, чтобы рассказать, что произошло. На людей и так обрушивается лавина информации, в ней нет дефицита. Но надо понимать, что означает произошедшее, как к этому относиться, и хорошо это или плохо. СМИ формируют то, что называется общественной нормой. Если долго писать о том, что теперь принято не мусорить, люди перестают мусорить – это самый простой пример.
«Сбиты прицелы»
К сожалению, у большинства населения, если можно так выразиться, «сбиты прицелы». Очень сложно разобраться в обилии интерпретаций событий. Вот, скажем, посадили на прошлой неделе губернатора Хабаровской области Фургала. Неосведомленный человек обрадуется: надо же, и за губернаторов взялись. А осведомленный грустно вздохнет: этот самый Фургал, будучи кандидатом от ЛДПР, два года назад выиграл выборы у губернатора-единоросса. И может статься, арест – наказание за то, что он сумел выиграть выборы в 2018 году, а вовсе не за «покушения на убийства», совершенные когда-то.
Самые массовые СМИ, центральные российские телеканалы, экспериментируют с дезориентацией населения в информационном пространстве уже лет 25. Сначала погоня за рейтингами привела к тому, что они шли на поводу самых низменных запросов зрителей, показывая им разного рода «чернуху». Сейчас оглупление населения осуществляется, с одной стороны, через ток-шоу, где смакуют семейные и бытовые драмы известных людей (или наоборот, каких-то дурачков из глубинки). А с другой – через политические ток-шоу, где все друг на друга орут, хамят и дерутся.
Центральные телеканалы в результате такой политики уже потеряли большую часть мыслящей и активной аудитории. В поисках адекватной своему восприятию картины мира зрителю и читателю сегодня есть куда пойти. Это могут быть популярные блогеры, такие как, например, Илья Варламов. Это могут быть ведущие своих youtube-каналов, например, Юрий Дудь. Но чаще всего это целые редакции, коллективы единомышленников, чья позиция и взгляд на мир вам близки. Хотите, читайте сайт Pravmir, хотите – сайт «Медузы», хотите – газеты «Завтра».
Преданные читатели есть и у нас, еженедельника «Караван Ярмарка», журнала «Бизнес и Территория» и наших сайтов karavantver и biz-terr. Мы рассказываем о происходящем в регионе и мире с позиции нашего тверского патриотизма, пользы для жителей Тверской области. Запрос на это есть, живой отклик от вас мы чувствуем постоянно.
Чернуха и пресс-релизы – путь к деградации
Увы, большинство наших коллег гонится любой ценой за тем, что называется кликбейт. Характерный пример: вы заметили, какие сейчас страшные заголовки у новостей о погоде? «Небывалая жара надвигается на Тверскую область»: открываешь новость, а там написано про то, что будет +23–25 градусов. И это еще самый безобидный способ привлечь читателя, который зайдет на ваш сайт. Обычно пишут про кровавые убийства, ДТП, ограбления старушек, получивших пенсию.
Уже третий по счету губернатор Тверской области периодически собирает главных редакторов и умоляет не портить имидж региона, не гнать подобную чернуху. Но сегодня мы наблюдаем чудовищный парадокс: больше всего гонят чернуху и портят имидж региона СМИ, входящие в государственный холдинг РИА «Верхневолжье».
Руководство холдинга закрыло старейшую областную газету «Тверская жизнь» и ее бывших сотрудников, заслуженных журналистов, усадило писать на сайты входящих в РИА «Верхневолжье» изданий новости о том, как «бабушка изнасиловала внука», и прочий мрак. Все это делается для того, чтобы обеспечить сайтам хоть какую-то посещаемость. И под этим предлогом скормить читателю пресс-релизы о том, какой гениальный у нас губернатор – за что, собственно, этот государственный холдинг получает огромное бюджетное финансирование. Такой подход ведет к профессиональной деградации журналистов, усилению негатива со стороны читателей, и, разумеется, наносит ущерб имиджу региона.
Об этом и многом другом я и Нина Метлина беседовали с Еленой Гончаровой. В ближайшее время эфир программы появится в социальной сети youtube. На сайте нашей газеты мы обязательно разместим ссылку на эту передачу.
Мария Орлова