В Москве в музее архитектуры имени А.В. Щусева откроется новая постоянная экспозиция «Калязин. Фрески затопленного монастыря». Она посвящена результатам многолетней работы по изучению и сохранению уникальной коллекции фресковой живописи Троице-Макарьева монастыря.
Постоянная экспозиция «Калязин. Фрески затопленного монастыря» откроется в музее архитектуры 11 сентября. Она, с одной стороны, рассказывает об истории разрушенного калязинского Троице-Макарьевского монастыря. С другой – деятельности музея архитектуры по спасению и реставрации уникальных росписей.
Фрески, выбранные для экспозиции, написали для Троицкого собора обители царские иконописцы. Эти мастера, кроме того, известны по лучшим живописным циклам первой половины XVII века в Московском Кремле и Звенигороде. Фрески, представленные в музее, включают в себя ветхозаветные сюжеты, апокрифический цикл о рождении Богородицы, сцены из христологического цикла и Апокалипсиса, а также изображения святых князей. Публике, в частности, покажут ктиторские прижизненные портреты Алексея Михайловича и Марии Ильиничны, фрагменты летописей, орнаменты, фрески «Изгнание из Рая», «Строительство Вавилонской башни», «Новый Иерусалим», «Омовение ног», «Конь бледный и вороной», «Спас на престоле» и другие.
Как сообщили в музее архитектуры, экспозиция также представит макеты Троицкого собора и монастырской трапезной (автор макетов — архитектор Иван Леонидов), чертежи, фиксирующие постройки монастыря на момент 1939 года, и документальные свидетельства деятельности экспедиции Академии архитектуры. Отдельный раздел выставки расскажет о научной реставрации фресок.
Справка
Троицкий Макарьев монастырь основал преподобный Макарий Калязинский в 1434 году. Это был один из самых богатых и почитаемых монастырей России. Обитель посещали Иван Грозный, Борис Годунов, Алексей Михайлович.
Монастырь взорвали и затопили в 1940 году при создании Угличского водохранилища. Однако фрагменты настенной живописи смогла спасти экспедиция Академии архитектуры. Под руководством художника-реставратора П.И. Юкина, в январе-феврале 1940 года при температуре, достигавшей — 32 ℃, со стен Троицкого собора были сняты 126 фрагментов стенописей общей площадью 185 квадратных метров. 117 из них были переданы в государственный научно-исследовательский музей архитектуры. Около 30 поступили в другие музейные собрания, в том числе в коллекцию бывшего Строгановского училища.