В Тверской области более 16 тысяч километров автомобильных дорог. Порядка 9 тысяч являются областными и федеральными. Еще около 6 тысяч районными. Есть дороги, которые являются бесхозными. Данные об их количестве расходятся. Официально их совсем немного. Неофициально — порядка 10 тысяч километров. Они появились в момент, когда область передавала дороги муниципалитетам.
Отчитаться километрами
В рамках федерального проекта «Безопасные и качественные дороги» в Твери идет активный ремонт дорог. Всего будут отремонтированы 46 улиц во всех районах Твери протяженностью 61,5 километра. В Заволжском районе работы выполняет ЗАО «АБЗ-Дорстрой», во всех других районах – АО «Экодор».
Ремонтируются оба подъезда к Восточному мосту. Со стороны Московского района демонтируют трамвайные пути, меняют бордюры. В будущем должен начаться ремонт тротуаров.
В Заволжском районе частично завершен ремонт на улице Хрустальной. Подлатана дорога по Сахаровскому шоссе, которая ведет к карьерам. В Центральном районе почти завершен ремонт Волжского проезда.
На прошлой неделе срезали старый и положили новый асфальт на Старом мосту. Я лично видел, как рабочие выдалбливали ранее замурованные люки. Будет интересно посмотреть, не замуровали ли их снова, укладывая новый асфальт.
Начались работы на улицах 1-я Республиканская, Громова, Кольцевая, Пичугина, Тельмана, Третьяковский переулок и Петербургское шоссе.
В администрации Твери сообщают, что снятый асфальт используют вторично: им уже укрепили более 30 грунтовых путей. Речь идет о Залинейной и Затверецкой частях города и второстепенных улицах, примыкающих к Московскому шоссе.
Все работы должны быть завершены к осени, а за их ходом можно следить на интерактивной карте. Впрочем, своевременность такого ремонта вызывает вопросы. Относительно хороший асфальт срезают чуть ли не каждый год и за пару дней кладут новый. Это похоже на размазывание масла по бутерброду. Не проще ли качественно отремонтировать все дорожное полотно, в том числе примыкающие к нему городские коммуникации?
Ответ на этот вопрос можно найти, всматриваясь в логику действий областной и городской властей. Они отчитываются перед федеральным центром километрами дорог, а не их качеством. Так что, поверхностно отремонтировать 60 километров дорог выгоднее, чем основательно 20.
В одном из недавних выступлений президент РФ Владимир Путин пообещал выделить регионам еще 100 млрд рублей на ремонт дорог. И получат их те, кто быстрее всех отремонтировал дороги большей продолжительностью. Поэтому губернаторы и стараются размазывать асфальт как масло по бутерброду, причем как можно быстрее. Качественный ремонт, а тем более реконструкция выглядит в отчетах менее привлекательной.
Для примера, жители поселка Элеватор жалуются, что в дорогах поселка зияют дыры глубиной до полуметра. Подрядчик, который ремонтирует дорогу, залатывает лишь самые крупные ямы. А тем временем в центре Твери снимают и заново перестилают вполне себе хороший асфальт.
Районные дороги терпят бедствие
Признаем, что многие районные дороги в Тверской области за последние 5-10 лет были приведены в порядок, но многие ждут своего ремонта уже лет 30. Мы провели опрос в нашей группе в «Вконтакте». Более 75% опрошенных считают, что районные дороги находятся в ужасном состоянии. И только 25% респондентом отмечают, что в Тверской области есть качественные дороги в муниципалитетах.
Конечно, многие люди делают такие выводы на эмоциях. Но у граждан, что называется, накипело. Так, дорога Красный Холм- Молоково- Сандово много лет находится в ужасном состоянии. Здесь местами проще ехать по обочине, чем по асфальту. На этой дороге в кювет регулярно падают фуры, которые не могут справиться с управлением. Ремонтники только иногда залатывают некоторые дыры, но этого недостаточно – дыр очень много. Нужен капитальный ремонт этой дороги.
Дорога от станции Кулицкая до деревни Рагодино в Калининском районе по документам является асфальтовой, только асфальта там давно нет. Рядом находится пилорама на Шишкова. Лесовозы постоянно разбивают эту дорогу. Во время дождей здесь застревают не только джипы, но и сами лесовозы.
Дирекция территориального дорожного фонда отвечает жителям, что ремонт этой дороги состоится, но нескоро. В планах он значится на 2025 год. Дорогу иногда равняют грейдером, но лесовозы снова превращают ее в месиво. И это проблема многих дорог региона. Районные властям стоит больше обратить внимание на ситуацию, в том числе договариваясь с бизнесом о весе и количестве рейсов большегрузной техники на каждой конкретной дороге.
В 2020 году Калининский район получил на ремонт улично-дорожной сети областную субсидию в размере 70,3 млн рублей. В рамках государственной программы «Развитие транспортного комплекса и дорожного хозяйства Тверской области» в деревне Дмитровское Заволжского сельского поселения в 2020 году отремонтируют участок дороги длиной 990 метров. Стоимость ремонта составит 5,3 млн рублей. По этой дороге ездит общественный транспорт и школьные автобусы.
В следующем выпуске «Караван.Ярмарки» мы расскажем о глубинных, исторических причинах неудовлетворительного состояния муниципальных дорог в Тверской области. Свое мнение на наших страницах выскажут опытные дорожники, главы муниципалитетов и депутаты Законодательного Собрания Тверской области.
Андрей Сабынин