Правила жизни Олега Иванова, который в Торжке создает мировой бренд
Олега Иванова в Тверской области знают, может, и не все. Зато всем известны его проекты – фабрика «Торжокские золотошвеи», торговая марка «ТiZetta», музеи «Дом пояса», придорожный комплекс «Птицы счастья», Парк «Любви и Верности» и еще множество больших и малых дел и предприятий. Он создает вокруг себя целые системы, но сам держится несколько в тени, как рекомендуют восточные философы. «Караван+Я» публикует «правила жизни» Олега Иванова, бизнесмена из Торжка, который влюбился в местный народный художественный промысел и делает его мировым брендом
Наша встреча проходит в уютной беседке с живописным видом на Тверцу и новоторжские храмы. Еще полтора года назад вместо этой беседки, скамеек, кареты и деревянных дорожек была просто помойка. Команда Иванова всего за год возродила старинный парк «Любви и Верности», в XIX веке принадлежавший тверским купцам. Теперь здесь гуляют семейные пары, мамы с детьми, бродят туристы, проводятся свадебные регистрации. Тут же находится «Дом пояса», фирменные магазины «Торжокских золотошвей» и «ТiZetta», а также кафе «Лира». «Потому что везде должна быть система, – говорит Олег Иванов. – Туристы погуляют, купят сувениры, зайдут в кафе и уедут с хорошим настроением. А если им было здесь хорошо, они вернутся».
«КАЖДЫЙ ГОД Я ОТКРЫВАЛ НОВЫЙ БИЗНЕС»
Я сам из Торжка, учился в тверском политехе, а потом строил автодороги в ДРСУ, причем вполне успешно. В 23 года у меня уже было 60 человек в подчинении. Но потом я понял, что хочу работать по-другому, в своей системе, в своем бизнесе.
Это сейчас вы в 24 года знаете, что коммунизма не будет, что есть капиталистический строй, вы открываете книгу успешных Потанина или Прохорова и начинаете действовать. Тогда не было ясно: куда идешь, с кем идешь и что тебе за это будет. Помогала только пословица: «Трусы умирают первыми». Но это был осмысленный риск. Я рано женился, родились дети, надо было всех обеспечивать. Каждый день в бизнесе был как последний.
***
В 24 года у меня уже было свое предприятие – дорожно-строительный кооператив. Покровителей не было, только огромное желание и энергия шальной молодости. Я занял деньги у родственников, заложил квартиру. Это был серьезный риск. Но дорожное строительство тогда было востребовано, за него хорошо платили. У меня появился первоначальный капитал.
Потом я занялся деревообработкой, открыл несколько магазинов запчастей, аптеки, косметические и спортивные магазины… Первая в городе автомойка, частная заправка, агентство недвижимости были мои. И все эти проекты работали одновременно. Я такой человек – люблю читать сразу несколько книг, вести сразу несколько проектов. Каждый год я открывал новый бизнес. Ставил задачу перед Новым годом – что-то придумать. Иначе становилось скучно. Причем у меня почти нет мертворожденных проектов – все мои бизнесы работают, хотя некоторые я продал, в некоторых вышел из состава учредителей.
***
Бизнесмен всегда должен видеть на два шага вперед. Это и мониторинг рынка, и чуйка, и ориентация на конечного потребителя. Поэтому я всегда создавал комплексы, такие маленькие холдинги. Например, в моем агентстве недвижимости покупателю квартиры дают скидку на стройматериалы. Он идет в мой магазин стройматериалов, там ему советуют мою строительную компанию для ремонта. Получается замкнутый цикл.
И каждый мой проект – это самодостаточная система.
***
Девяностые – это было мое время. Каждый день – игра и риск. Сейчас тоже идет игра, но ставки уже гораздо выше. Тебе есть что терять, и поступки стали более взвешенными.
***
Я много лет занимаюсь восточными единоборствами. А это особая восточная философия. Одно из правил по жизни – сильный ходит на цыпочках. Если ты что-то можешь, не надо бить себя в грудь, как Кинг-Конг, и кричать: «Я могу!» Добиться всего мягкой силой – это совсем другой эффект. Если начальник кричит и брызжет слюной, то он не начальник, а истеричка. Руководитель должен быть хорошим психологом, философом и стратегом в одном лице.
Мы всегда вместе, но я рядом и в тени (смеется). Помните, в фильме «Чапаев» Василий Иванович объясняет Петьке на примере картошки, каким должен быть командир? То сбоку, то позади, но, когда надо поднять знамя, он должен выйти и поднять знамя. Показать всем пример. А на виду пусть работает команда. Конечно, я четко управляю ситуацией, и команда уже привыкла к таким правилам.
КУПИЛ ФАБРИКУ, КАК КОТА В МЕШКЕ
Переломным в моем сознании был 2008 год. Тогда кризис задел страну сильнее, чем это рисовали. В основном, конечно, в крупных городах, где белые воротнички разорялись, потеряв на бирже с каждого рубля 70 копеек. Началась война в Осетии – что-то шло не так. Я постепенно стал осознавать, для чего реально живу, ведь на том свете карманов нет.
Я понял, что живу в прекрасном городе Торжке, у меня есть возможность и желание его развивать. И потом стояла задача – найти новую цель. Открывать магазин или заправку уже было неинтересно. Надо сделать все наоборот. Если ты будешь делать, что и раньше, то придешь к тому же результату. Я решил поменять сами условия.
***
Каждая случайность – это хорошо продуманная закономерность. «Торжокские золотошвеи» пришли ко мне почти «случайно». Мне их предлагали купить дважды, но первый раз мы не сошлись в цене. Акционеры искали инвестора, зная, что фабрика на грани банкротства и что промысел может умереть. Это было в 2010 году.
Чем отличается мальчик от мужчины? Стоимостью своих игрушек. Я сделал себе подарок на 45 лет. Купил фабрику, как кота в мешке. Зачем и что со всем этим делать? Решил бросить вызов самому себе: доказать, что народные художественные промыслы могут быть модными и прибыльными. Сначала я не понимал значимость золотого шитья, а когда стал вникать, я в него влюбился. Начал разбираться в швах, в материалах, моделях…
***
Когда я впервые пришел на фабрику, там царил коммунизм. Бюст Ленина стоял у входа. Я прямо помолодел лет на 20. Говорю: «Как вам удалось все в нетронутом виде сохранить?» Они там пели и плясали, играли в профком, ходили в библиотеку и репетировали в духовом оркестре. И все в рабочее время. Первым делом я подарил им библиотеку – чтоб читали книги дома. Отдал трубы, чтобы дома играли. А в рабочее время, сказал, будем работать. Я привел свою команду топ-менеджеров, очень интересную, мы вместе много лет. Первый год был очень тяжелый, да и сейчас многое приходится выкорчевывать.
***
Встретили меня очень враждебно. На первое собрание пришла злая, агрессивная толпа. Я говорю: «Да, ребята, я приобрел эту фабрику. Дайте мне кредит доверия хоть на полгода». Но бабушки все твердили: «Ты нас продашь». Это продолжалось два долгих сумасшедших года. На третий год старый коллектив перестал во мне сомневаться.
***
К 2010 году с фабрики половина работников разбежалась. Золотошвеи (!) пошли шить ботинки, робы, спецодежду. Причем ушли самые лучшие. Я потом их по одной переманивал, уговаривал вернуться. И уговорил.
Но была еще одна проблема: люди не хотели делиться опытом. Может, думали, что их знания дают какие-то бонусы, спасают от сокращения. Лишь сейчас они начинают открываться, потому что наконец мне поверили.
***
На фабрике я полностью изменил систему торговли, учета и создания продукции. «Торжокские золотошвеи» в глазах людей – это была старая косметичка с золотым шитьем. Мне легче было завоевать другой рынок, например, в Сочи или Москве, потому что там не было стереотипов, «что это древнее, с нафталиновым душком, это моя бабушка носила».
***
Первым делом я разделил производство и торговый дом. Ведь кто умеет работать на производстве, тот не умеет торговать, и наоборот. Много своих бизнес-наработок я внедрил сюда. И стал работать на перелом сознания сотрудников – доказывать, что пришел не разорять, а созидать.
Надо было ломать сразу все – чтобы люди учились отвечать за свой труд и видеть его в перспективе. Не просто «я придумаю рисунок», а на каком материале он будет, кто его купит, на какой машине ездит этот человек, как он детей воспитывает и зачем ему эта вещь нужна. Маркетинговое исследование было проведено очень серьезное. Успех приходит тогда, когда есть система. 3,5 года фабрика была убыточной. Сейчас она вышла на самоокупаемость.
***
Все новые изделия фабрики проходят через худсовет. Раньше я воспринимал слово «худсовет» от слова «худо», а теперь для нас это самый важный рабочий орган. Все новые изделия фабрики проходят через него. И я там участвую на 100%. Я отлично разбираюсь в моде, все отслеживаю лично – будь то сумочка, картина или сувенир.
***
Я хочу создать то, что еще никто не делал – симбиоз народно-художественных промыслов, русских традиций, музейного дела, высокой моды, и все это для воспитания патриотизма, основанного на русских традициях. Уже не первый год «Торжокские золотошвеи» – законодатели в мире моды. Неделю моды в Москве весной 2015 года мы открывали вместе со Славой Зайцевым. Девушки-модели достойно представили наш бренд. Модные аксессуары с золотным шитьем блистали на главном подиуме России!
***
Нам нужен рынок всей России. «Торжокские золотошвеи» должны стать таким же брендом, как хохлома и гжель. Наши изделия уже вошли в подарочной фонд Президента РФ, Госдумы, Федерального собрания. Теперь задача – создать рынок льняной продукции, чтобы мода шла из Торжка. Это в каком-то смысле российский Милан – тоже небольшой город, который тем не менее является столицей мировой моды.
МЕЧТА – ПРОБУДИТЬ НАРОД ОТ СПЯЧКИ
Сегодня мы входим в Ассоциацию народно-художественных промыслов России. Из 150 предприятий НХП наша фабрика одна из самых динамично развивающихся. Раньше мы были на 60-м месте, а сейчас вошли в десятку лучших.
***
Народно-художественные промыслы сейчас, если честно, в забвении. И так будет, пока государство не поймет, что это – наша основа. Это и народ, и художество (творчество), и промысел (как искусство), и производство (как способ выжить). Это история нашей страны. Две трети художественных промыслов уже потеряно, и их не восстановить.
У каждого свой ультрамарин. На трассе М-10 мы построили придорожный комплекс Терем «Птицы счастья». Что такое «Птица счастья»? Это мечта, и у каждого она своя. И теперь у всех, кто едет по трассе Москва – Санкт-Петербург, может ее увидеть! И я этому сказочно рад! Для меня это счастье!
Моя мечта и задача – пробудить народ от многолетней спячки. Как-то было заседание в Москве в Минпродторге по народным художественным промыслам. Встал замминистра и говорит: «Надо выработать стратегию и понять, что такое эти промыслы…» Тогда я попросил слова и сказал им: «Мы сидим на собрании, которое гораздо круче, чем собрание «Газпрома», «Лукойла» и других уважаемых компаний. Будут ли они существовать через 100 лет – неизвестно. А народные художественные промыслы будут. Правда, пока вы тут стратегию выбираете, бабушки умрут и мастерство свое не успеют передать. Поэтому надо действовать сейчас».
Сначала один человек захлопал, а потом и весь зал. Это и есть пробуждение.
***
Слияние народных художественных промыслов и туризма необходимо. У нас есть варианты для всех видов туризма. Если пароход остановился в Твери на два часа, турист пойдет в наш магазин на Свободный переулок. Если на три часа – он поедет на Вагжанова в торговый дом «Русь», где мы открыли бутик народных художественных промыслов. Если на день – его привезут в Торжок, и он увидит все три моих музея. Вообще, туризм – это очень серьезная вещь. Его надо чувствовать, угадывать перспективные направления.
В туризме нужны фишки. В «Доме пояса», например, по народной традиции, всех «стегают» пояском – на удачу! Там и губернаторы, и мэры, и госчиновники разных уровней были. Мы по всем «прошлись» поясочком.
***
Из любого города можно сделать туристический центр. Надо только перестроить дома и поменять людей… Шучу. Хотя на самом деле я этим и занимаюсь – пробуждаю добро в людях и делаю красивые места. Только надо, чтобы жители подключились и власти больше внимания уделяли народным промыслам и туристическим маршрутам. Сейчас туристический потенциал Торжка реализован процентов на 20, то есть почти никак. У меня есть план по развитию туризма в Торжке – но делиться пока не буду.
НЕ БАРБИ, А РУССКАЯ МАТРЕШКА
С районными властями мы нашли общий язык. Каждый делает свое дело. Сейчас власть начала нас замечать: мэр привлекает нас на выставки, недавно была встреча с тверским губернатором Андреем Шевелевым, на фабрике встречались с вице-спикером Госдумы Владимиром Васильевым.
Какой-то гарантией помощи мы заручились. Конечно, иногда со стороны местной власти проскакивает ревность – у нас больше любят больных и нищих. Однако «брачный союз» между властью и бизнесом должен быть в любом случае, и если от него будет толк для народа, это самое главное. Об остальном мы договоримся.
Торжок – город с богатейшей историей. Жить здесь удобно, спокойно и хорошо. Посмотрите, какая красота вокруг!
***
На месте этого парка три года назад была помойка. Натуральная. Мы отсюда 30 камазов всякой дряни вывезли, настолько все было загажено – хотя центр города. Здесь цыгане ходили, вино пили. Сейчас здесь часть земель моя, а часть – музея Пушкина. Мы попросили у них часть территории, огородили, поставили охрану, сделали дорожки и скамейки. И директор музея, молодец, она мне поверила. Мы сделали подарок городу, чтобы людям было где хорошо провести время. Ведь молодежь уезжает, и нет якорей, чтобы ее задержать.
***
Я всегда иду своей дорогой. Вот шмель летает, я рад за него, а что он обо мне думает – его проблемы. Но я его не выгоняю – мы гармонично живем с ним в одном мире. Что надо для города, я сделаю сам. Общественные дороги по 300-500 метров к своим торговым комплексам каждый год ремонтирую. Там к своим фирмам ездят 40 бизнесменов, но денег никто не дает. Человек будет отдавать, если он будет наполнен. Вот я сейчас на том уровне развития, когда готов отдавать.
***
Я обеспеченный человек, мне есть что кушать, где спать и на чем ездить. Теперь надо пустить волну от себя – чтоб и другим людям было хорошо. Хочу, чтобы молодежь поступала на золотошвейное отделение в наше училище. Нередко бывает, что именно «Торжокские золотошвеи» дарят молодежи путевку в будущее. Недавно наша девушка-модель, лицо «Торжокских золотошвей», участвовала в проектах в Торжке и в Твери, ее пригласили на фотосессию в Японию. Я хочу, чтобы люди знали, что из Торжка можно выпорхнуть, вылететь куда-то высоко и сделать удачную карьеру.
***
Часто, видя мою деятельность, новоторы крутят пальцем у виска: зачем тебе все это? Да я просто хочу, чтобы вы чуть-чуть проснулись, стали жить более сознательно. И если я могу использовать инструменты – подиум, выставки, высокую моду – которые позитивно повлияют на жителей, я буду рад!
***
В «Доме пояса» вы узнали, какое важное символическое значение имел пояс на Руси. Так вот, наша задача сегодня – сделать так, чтоб было больше подпоясанных – надежных, культурных, нравственных людей – и меньше распоясанных.
Для меня эта тема основная: чтобы наши дети воспитывались не на Барби и покемонах, а на русских матрешках и ваньках-встаньках. Чтобы девушки были целомудренными, а юноши – настоящими мужчинами. Основа этого – русские народные традиции. Они должны быть не экзотикой, как сейчас, а стилем жизни каждого гражданина России.
Любовь КУКУШКИНА