«Щелканова рать»: сегодняшние уроки

18.08.2015, 12:31

На прошлой неделе Тверь отметила очередную годовщину поворотного момента в истории России – день Щелканова разорения. Под таким названием вошло в историю антиордынское восстание тверичей, возмутившихся в конце лета 1327 года насилием и поборами ханского посла Чолхана (Щелкана, на русский манер). События XIV века очень важны для понимания современной России. Попробуем пояснить, чем именно.

 

ТВЕРСКОЙ РЫЦАРЬ – ПРЕДВЕСТНИК СВОБОДЫ

 

Михаил Ярославич, князь тверской и великий князь владимирский, в 1305 году первым стал носить титул «великий князь всея Руси». Однако в 1317 году хан Узбек передал великокняжеский стол московскому князю Юрию Даниловичу и послал ему в помощь для борьбы с Тверью войска. 22 декабря 1317 года Михаил Ярославич Тверской в битве у села Бортенево разбил объединенное войско татар и москвичей. После этого князь, вынужденный отправиться на суд к хану Узбеку, чтобы не допустить разорения Твери, был убит в Орде.

Куликовская битва состоялась 8 сентября 1380 года (лето 6888 от сотворения мира). Что же происходило между двумя этими датами?

 

ПРАВОСЛАВНОЕ ВОССТАНИЕ В ТВЕРИ

 

Тверское княжество, образованное в свое время Александром Невским, вынуждено было сдерживать с запада экспансию католических рыцарских орденов, а с востока – москвичей в союзе с ордынцами. Более века длилось противостояние Москвы с Тверью. Нравственное превосходство Твери проклятием висело над Москвой еще со времен, когда Юрий Московский оклеветал Михаила Ярославича Тверского.

15 сентября 1326 года в Орде был казнен тверской князь Дмитрий Грозные Очи, сын Михаила Тверского, убивший князя Юрия Московского за наговоры на отца. Ярлык на великое княжение, однако, все равно достался Твери, другому сыну Михаила Тверского – князю Александру Михайловичу.

Поначалу все складывалось благополучно, но в конце лета 1327 года в Тверь с большой свитой приехал двоюродный брат хана Узбека – ханский посол Щелкан. Он поселился в княжеском дворце, после чего «сотворил великое гонение на христиан: насилие, грабеж, избиение и поругание». Пошел даже слух, будто Щелкан собирался перебить русских князей и сам сесть на тверской престол, а русский народ обратить в ислам. Все ожидали, что это случится на праздник Успения.

Однако 15 августа спонтанно вспыхнуло восстание. Татары из свиты Щелкана пытались отнять лошадь у дьякона Дудко, и народ вступился за него. Потом мужики кинулись громить татар по всему городу. Щелкан со свитой хотел спрятаться в резиденции, но был сожжен заживо вместе с дворцом; были перебиты все ордынцы, находившиеся в Твери, включая купцов.

Хан Узбек немедленно организовал карательную экспедицию против Твери. К карательному войску москвичей присоединились еще силы Александра Васильевича Суздальского.

Тверской князь Александр Михайлович укрылся в свободном Пскове, а его братья Константин и Василий – в Ладоге. Тверь, Кашин, Торжок были разграблены, жители истреблены, другие отведены в неволю. Александра же было велено искать по всей русской земле.

 

НОВЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ И ПОТЕРЯ ТВЕРЬЮ ВЕЧЕВОГО КОЛОКОЛА

 

Около десяти лет прожил тверской князь Александр Михайлович в Пскове. В 1336 году он послал в Орду сына Федора, который вернулся с татарским послом. Хан простил Александра, и тот решил лично ехать к Узбеку. Узбек вернул Александру тверское княжение.

Однако вскоре московский князь Иван Калита опять очернил тверского князя перед ханом. Многие приближенные к Узбеку татары, в том числе и его жена, заступались за Александра. Тем не менее Узбек объявил, что тверской князь должен умереть. Его казнили вместе с Федором. Растерзанные тела их были привезены во Владимир, где их отпел митрополит Феогност, а затем погребены в Твери.

Иван Калита распространил свое влияние и на Тверское княжество. Тверитяне в знак своего повиновения отослали в Москву большой соборный колокол.

Несмотря на трагический исход, тверское восстание 1327 года имело долгосрочные последствия. Ханы Орды в дальнейшем отказались от попыток прямого управления русскими землями (в дальнейшем они собирали дань только через русских князей) и попыток исламизации русских княжеств. Это, собственно, и сделало возможным сохранение русского народа.

 

РУССКИЕ ПРОТИВ РУССКИХ

 

На самом деле на Куликовском поле столкнулись две русские армии. Это позже официальной пропаганде московских царей понадобилось скрыть правду – и был создан миф о борьбе Московской Руси с татаро-монгольским игом. Куликовская битва – это всего лишь эпизод борьбы западной Руси во главе с киевлянином Мамаем, захватившим власть в Золотой Орде, и московским князем Дмитрием, который, по существу, выполнял команды монгольского хана Синей орды Тохтамыша.

Даже современный школьный учебник как-то стыдливо недоговаривает, что уже в конце сентября, через две недели после Куликовской битвы, состоялась еще более грандиозная битва – между войсками киевлянина Мамая и монгольского хана Тохтамыша. В битву с монголами Мамай вынужден был вступить в одиночестве, без союзников. И в этой битве Мамай потерпел поражение. Бежал в Крым и там был убит.

 

ДИСПОЗИЦИЯ НАКАНУНЕ КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ

 

В правление хана Узбека (1312–1342) и его сына Джанибека (1342–1357) Золотая Орда достигла своего расцвета. Узбек провозгласил ислам государственной религией. Мятежи эмиров, не желавших принимать ислам, были жестоко подавлены. Казням подверглись и некоторые русские князья. Узбек построил город Сарай аль-Джедид («Новый дворец»), много внимания уделял развитию торговли. Торговые пути стали не только безопасными, но и благоустроенными. Орда вела оживленную торговлю со странами Западной Европы, Малой Азии, Египтом, Индией, Китаем. В степи от Дуная до Иртыша было порядка 150 золотоордынских городов – центров караванной торговли.

Колонии католических генуэзцев в Крыму и в устье Дона, на землях древнего Боспорского царства, использовались Ордой для торговли сукном, льном, оружием, украшениями, пряностями, мехами, кожей, медом, солью, зерном, лесом, рыбой, икрой, оливковым маслом и рабами.

По Дону, Волге и Днепру корабли торговцев могли попасть в Прибалтику и на Белое море. Главным перевалочным пунктом был Валдай, в пределах нынешней Тверской и Новгородской областей, где суда перетягивались из Волги в Даугаву, притоки Невы или Днепра.

Для Руси это было время собирания духовных сил. Преподобный Сергий Радонежский явился тем духовным основанием, на котором было создано современное российское общество. Сергий Радонежский имел контакты с монахами Афона. Их учение о Фаворском свете он воспринял практически первым на Руси. Горячим сторонником исихазма, учения о нетварном Фаворском свете, был митрополит Алексий Московский, учитель и покровитель преподобного Сергия. Он общался с византийским патриархом Филофеем Коккином, учеником Григория Паламы, основателя исихазма.

Фаворский свет стал частью официальной православной доктрины. Многие отшельники-исихасты после нескольких веков перерыва вновь стали селиться в верховьях Волги и Белоозерье.

В Синей Орде к тому времени крепко утвердился ислам, пришедший на смену иудаизму Хазарии и древним ведическим культам. Возглавлял Синюю Орду хан Тохтамыш, потомок Чингисхана. После Куликовской битвы Тохтамыш с помощью Тимура, правившего Средней Азией, овладел престолом Золотой Орды. По существу, москвичи помогали воцарению в Орде Тохтамыша, классического азиатского диктатора, которому противостоял Мамай, опиравшийся на европейские крымские республики.

Мамай происходил из древнего племени киятов. Некоторые исследователи утверждают, будто в булгарских летописях говорится, что Мамай из рода Кулябских ханов. А Кулябом татары называли Киев. Мамая на современный лад надо было бы называть украинцем.

Женат Мамай был на дочери ордынского хана Бердибека, со смертью которого пресеклась законная династия Батуидов. Со второй половины 1350-х годов Мамай – наместник Крыма и Северного Причерноморья. С 1357 года занимал должность беклярбека – одну из двух главных в администрации Золотой Орды. В его функции входили руководство армией, внешними делами и верховный суд.

Мамай стремился возвратить династию Батуидов на главный престол. Не будучи чингизидом, он сам не мог официально стать ханом, поэтому в августе 1361 года возвел на престол своего ставленника Абдуллу из рода Батуидов. Но другие претенденты на трон Золотой Орды не согласились признать его власть. С 1359 по 1370 год Мамаю пришлось с переменным успехом воевать с девятью ханами Золотой Орды.

Тем не менее Мамай поставил под свой контроль степь от Крыма до правого берега Волги. Временами ему удавалось овладевать столицей Золотой Орды. Ставка же самого Мамая находилась в низовьях Днепра в современной Украине. Во внешней политике он ориентировался на союз с европейскими государствами Генуей, Литвой, Венецией и рядом других.

В 1370 году умер хан Абдулла. Новым великим ханом Золотой Орды Мамай провозгласил восьмилетнего Мухаммеда-Булака, также из рода Батуидов, который оставался формальным ханом Мамаевой Орды вплоть до 1380 года. Он погиб в Куликовской битве. Гибель чингизида Мухаммеда-Булака стала причиной поражения Мамая и победы восточной коалиции.

 

ВОЕННАЯ ДИПЛОМАТИЯ

 

На первых порах своего правления Мамай оказывал поддержку Москве. В 1363 году между Мамаем и митрополитом Московским Алексием, фактическим правителем Московского княжества при малолетнем князе Дмитрии, был заключен договор об уменьшении дани, взимаемой с Московии. Есть даже версия, что перед этим Мамай способствовал освобождению митрополита Алексия из заточения в Литве, где тот находился в 1358-1359 годы.

В 1363 году Мамай выдал ярлык на княжение малолетнему московскому князю Дмитрию. Однако в 1370 году он отнял у Дмитрия великое княжение и передал его тверскому князю, который традиционно проводил прозападную политику. Впрочем, уже в 1371 году князь Дмитрий лично приехал в Мамаеву Орду и в итоге получил ярлык на великое княжение обратно из рук нового хана Мухаммада-Булака. Однако в 1374 году происходит окончательный разрыв между Москвой и Мамаевой Ордой и начинается «великое розмирье».

 

ЗАПАДНАЯ КОАЛИЦИЯ

 

Из сохранившихся немецких и тверских летописей мы узнаем о продолжении Куликовского сражения – появлении на поле брани союзного Мамаю русского войска Великого княжества Литовского, которое было в союзе с Тверью и Рязанью. Оно разгромило войска Дмитрия Донского. Тот отступил в Москву, а Мамай ушел на Днепр.

Средневековая Литва, возникшая в середине XIII века, занимала территорию от Балтийского до Черного моря. В нее входили и исконные русские земли на Валдае. В 1350 году великий князь литовский Ольгерд женился на дочери великого князя тверского Александра Михайловича – Иулиании. Двое из их сыновей – Ягайла и Свидригайло – стали великими русско-литовскими князьями, а Ягайла – еще и королем Польши, основателем европейской королевской династии Ягеллонов. Таким образом, все нынешние королевские фамилии Европы имеют происхождение из русской Твери.

Тверская княжна Ульяна была ревностной христианкой. Она основала первый женский православный монастырь, в Вильнюсе она построила каменные храмы. В год Куликовской битвы русской Литвой правил ее сын Ягайло. Несложно предположить, что русская христианка Ульяна играла решающую роль в дипломатии накануне и после Куликовского сражения. Она выросла среди великих русских рыцарей, князей Твери, первых поднявших знамя борьбы за освобождение от ордынского ига. Если бы все вышло, как было задумано, Русь бы стала свободной на 100 лет раньше.

 

НОВАЯ УГРОЗА С ВОСТОКА

 

Как мы уже писали, весной 1378 года хан Тохтамыш вторгся на Русь, контролируемую Мамаем. К апрелю 1380 года Тохтамыш сумел захватить весь юг Руси, включая город Азов. Под контролем Мамая оставались лишь его родные половецкие степи между Доном и Днепром, да еще Крым. Мамай отчаянно пытался собрать западную коалицию, но московский князь Дмитрий вышел из договора. Последствия для Руси были трагичными.

В этих условиях Мамай организовал масштабный поход в Московию, чтобы соединиться со своими союзниками: литовским войском, Тверью, другими западными христианскими княжествами. Его дипломаты объясняли северным князьям необходимость единения для того, чтобы противостоять Тохтамышу и предупредить разорение русских земель, земель северной и западной Европы.

 

ХРИСТИАНСКИЙ РАЗДОР

 

При этом всегда существовала и тайная борьба католических и православных дипломатов. При посредничестве православного митрополита Алексия и посланца константинопольского патриарха Киприана русские князья еще до прихода армии Тохтамыша составили коалицию и стали готовиться к войне с Мамаем, учитывая сильное влияние в его стане миссионеров-католиков. Основой коалиции, усилиями православных священников, должен был стать союз между Москвой, Тверью и Рязанью. Этот союз готовился долго.

Однако весь план коалиции оказался под угрозой после того, как в Твери появился беглый московский боярин свободолюбивых взглядов Вельяминов. Он поведал тверскому князю о двуличной политике Москвы. Вероятно, стали известны сведения о закулисных сепаратных переговорах москвичей с посланцами Тохтамыша.

Вельяминов отправился к Мамаю, после чего хан передал ярлык на Владимирский престол тверскому князю Михаилу Александровичу Тверскому, заподозрив москвичей в тайном союзе с Тохтамышем.

Узнав об этом, московский князь Дмитрий Московский сказал послу Мамая Ачихоже: «К ярлыку не еду, князя Михаила на княжение в землю владимирскую не пущу, а тебе, послу, путь чист». Это явилось переломным моментом в отношениях Москвы и Орды Мамая.

 

НОВАЯ ВОЙНА МОСКВЫ И ТВЕРИ

 

Михаил Александрович – сын великого князя тверского Александра Михайловича, в 1368 году утвердился в Твери. В этом же году войска московского князя Дмитрия осадили город. Михаил бежал в Литву. В 1369 году он вновь вернулся в Тверь, но на следующий год Дмитрий Донской вторично занял город, и Михаил опять оказался в Литве.

Летом 1372 года он с помощью литовских войск вернулся в Тверь. Но в этом же году московский князь Дмитрий заключает с Литвой Любутский мир. В 1375 году войска промосковских княжеств обрушились на Тверь. После месячной осады Михаил признал свое поражение и вынужден был присоединиться к московской коалиции. Боярина Вельяминова князь Дмитрий хитростью выманил из ставки Мамая на Русь, схватил и обезглавил.

В 1375 году Дмитрий наконец все же договорился с Тверью о взаимной военной поддержке: «А пойдут на нас татарове али на тобе, нам с тобою иде противу их; аще мы пойдем на татар, то тебе единою с нами поиде противу им». Тверь соглашается на союз с Москвой, учитывая, что ее лазутчики доносят: из глубин Евразии на Русь надвигается новая Орда.

 

МОСКВА ВЕДЕТ НЕРАЗУМНУЮ ПОЛИТИКУ, ПРОВОЦИРУЯ МАМАЯ

 

Угроза с Востока становится более опасной, чем угроза с католического Запада. Однако Москва ведет себя крайне неосмотрительно. Она провоцирует войну с Мамаем, который мог бы быть естественным союзником русских княжеств перед новым вторжением монголов. После подписания мира между Тверью и Москвой весной 1376 года русское войско во главе с Д.М. Боброком-Волынским вторглось на Среднюю Волгу.

В отместку перешедший на службу к Мамаю с левобережья Волги хан Синей Орды Арапша разорил Новосильское княжество, в 1377 году на реке Пьяна Мамай разгромил московско-суздальское войско, разорил Нижегородское и Рязанское княжества. В 1378 году хан Мамай все-таки решился на прямое столкновение с Дмитрием, но посланное им войско под командованием мурзы Бегича потерпело поражение на реке Воже. Мамаем в отместку было вновь разорено Рязанское княжество. Но уже в 1378-1380 годах Мамай потерял свои позиции на Нижней Волге под натиском огромного войска Тохтамыша, пришедшего из-за Урала.

 

ВОЙСКА ЗАНИМАЮТ ПОЗИЦИИ

 

Орда представляла собой сложный конгломерат племен и народностей. Потомки монголов, приведенные на Волгу Батыем, по-прежнему составляли ядро ее военной организации. При этом на левом берегу Волги – в Синей Орде – были строже исламские обычаи, общество было более ортодоксальным и консервативным. Эти места заселяли потомки булгар и хазар. На западном берегу Волги основным населением степей были половцы и славяне. Потомки восточных завоевателей сохранили военную власть над половцами, но приняли их культуру, постепенно растворившись в местном населении. К этому времени Орда Мамая в основном состояла из южнорусских народов – переродившихся иудеев хазар, православных булгар, половцев, алан, славян и пр. Наследниками этого мира являются современные народы юга России и Украины. Все это многообразие и составляло Орду Мамая.

Продолжение следует…

Геннадий КЛИМОВ

268 0
Лента новостей
Прокрутить вверх