Бежецку подложили свинью

25.08.2015, 12:57

Свинское отношение

Свинокомплекс работает еще не в полную силу...

Почему жители Бежецкого района недовольны свинокомплексом «Коралл»

 

Свиноводческий комплекс «Коралл» – крупнейший инвестиционный проект Тверской области. Его лоббирует знаменитый уроженец Бежецка – Алексей Смирнов, бывший вице-президент ОАО «Лукойл». Почти 8 миллиардов вложений, в планах 270000 свиней и 32 тонны мяса в год, 34 новеньких корпуса между деревнями Викторово и Алексеевское. А с другой стороны – загрязненная речка Вирица, подохшая рыба, запах дерьма на много километров, недовольство местных жителей. Они считают, что на «Коралле» фактически не работает система очистных, что грозит экологической катастрофой. «Караван+Я» пообщался с жителями соседних с «Кораллом» деревень

 

«В РЕЧКЕ ПЛАВАЛИ НАВОЗ И ШЕРСТЬ»

...а от дерьма уже некуда деваться. Фото от 05.04.2015

– Раньше мы из этой речки воду пили – там ключи бьют. Сюда щука из Мологи на нерест поднималась! – жители говорят все одновременно, и в этом нестройном хоре звучат отчаяние и обида. – А сейчас там лягушки дохлые плавают, воняет – не подойти!

Мы присутствуем на настоящем сельском вече. Сюда пришли люди, из-за нового комплекса теряющие самое ценное, что есть в деревне, – природу и экологическую чистоту. Они уже обращались к местным властям – главе администрации Александру Горбаневу, главе Шишковского сельского поселения Олегу Дубасову, но не были услышаны. Принесли письмо в местную газету – там извинились и не напечатали. Сейчас они готовят обращение к президенту Путину и очень на него надеются: «Вы не знаете, на какой адрес посылать?»

Свинокомплекс «Коралл» под Бежецком заложили в 2011 году. К 2016-му обещают запустить весь производственный цикл (свиноводческое, убойное отделение, переработка, комбикормовый цех). Сейчас проект работает на 50%. Его открытие предваряла небольшая, но мощная пиар-кампания – публичная поддержка губернатора Шевелева, куча пресс-релизов и два больших репортажа по бежецкому ТВ.

В них улыбчивый гендиректор «Коралла» Александр Пак несколько раз повторяет:

– На «Коралле» соблюдаются все экологические стандарты. Будет действовать полный комплекс утилизации отходов, в первую очередь навоза. Строятся огромные лагуны – изолированные пруды-накопители, где навоз будет отстаиваться. Когда навоз перепреет, его внесут в поля, которые мы здесь разработаем.

Возможно, сначала все планировалось именно так красиво, как говорил на камеру Александр Пак. Но в итоге получилось как всегда: свинокомплекс заработал в апреле 2014-го, а первую лагуну (одну из обещанных девяти!) запустили только через год.

Свинарники расположены в 300 метрах от реки Вирицы. Осенью по речке потекла серая пена. В ней заплавали навоз, шерсть и фекалии. Весной, перед нерестом, вода уже была испорчена – сейчас вся рыба в Вирице передохла. Воду из реки перестала пить даже скотина. К слову, маленькая Вирица впадает в Мологу, а Молога – в Волгу. И вся дрянь, которая сливается в речку, растекается по территории Тверской области. Кстати, как говорят рыбаки, в верхнем течении Мологи тоже почти исчезла рыба.

Жители подняли шум – написали во все инстанции: Рыбнадзор, Министерство природных ресурсов, Природоохранную прокуратуру.

Природоохранный прокурор Дмитрий Плеханов предписал главе района Горбаневу дать ответ по Вирице через месяц, но так его и не получил. Минприроды два месяца отказывалось проверять речку – у них якобы не работала лаборатория. И только Рыбнадзор в мае 2015-го подтвердил, что с декабря по апрель был несанкционированный аварийный выброс из «Коралла» в Вирицу. Тогда и Минприроды пришлось это признать. В начале августа в СМИ прошла новость: «…Выяснилось, что предприятие нарушало природоохранное законодательство при обращении с отходами производства и водоохранное законодательство. В отношении ООО «Коралл» возбуждены административные производства, рассчитан причиненный окружающей среде ущерб, выданы предписания об устранении нарушений».

Сейчас навоз в реке не плавает. Но, по словам жителей, вода пахнет то хлоркой, то дерьмом и периодически покрывается серой пленкой – получается, что слив идет, хотя и в меньшем количестве.

По свидетельствам очевидцев, в комплексе до сих пор работает только одна лагуна, и она не справляется с объемом нечистот, которые вытекают через край и сливаются в реку. Когда откроются остальные лагуны – неизвестно.

Бежечане – из тех, что работают на «Коралле», – знают об экологической опасности и делятся в соцсетях:

– Приходила комиссия, и в ее инспекцию вообще было запрещено открывать слив на фермах! Поэтому нарушений не найдено. Я даже склонен думать, что инвесторы не совсем в курсе происходящего. А когда нет проверки, все отходы из ям скачиваются в ближний лесок с уклоном в сторону речки.

Еще весной местные активисты сделали сайт, куда выложили фото грязной Вирицы и дохлой рыбы. Местные власти сказали, что это ерунда и фотошоп. Через три недели сайт кто-то удалил.

 

«ВАМ НЕЛЬЗЯ ДЕРЖАТЬ ПОРОСЯТ»

 

Еще одна проблема, которая пришла на эти земли вместе с «Кораллом» – отвратительный запах. При юго-западном ветре он разносится на многие километры вокруг.

– Вчера вышла в огород полоть – не могу, глаза режет от запаха, – говорит Валентина Медведева. – Не знаю, как описать: мочевина, силос… общественный туалет, короче.

Местные рыбаки сообщают, что жутко воняет и вверх по Мологе, в радиусе примерно двух километров.

Санитарная зона вокруг «Коралла» – 50 метров. Жителей деревни Алексеевское, которые в нее попали (деревня стоит прямо напротив корпусов «Коралла»), предприятие предложило расселить – оформило бежецкую прописку, выдало по 100000 рублей на брата. Многие деревенские обрадовались и уехали, в Алексеевском осталась пара дачников.

– А мы, получается, не люди, мы должны это нюхать! – возмущаются жители деревни Княжиха. Руководство «Коралла» утешает их слабо:

– У вас же раньше были поросята – вы должны привыкнуть к такому запаху.

«Раньше были» – потому что сейчас никто из жителей окрестных деревень не держит поросят. На то есть две причины.

Первая – африканская чума свиней, о которой до сих пор неясно, был это смертоносный вирус или ловкий механизм уничтожения свиней в ЛПХ с целью поддержки крупных мясных холдингов. Местные жители уверены, что второе. На этот счет есть целая конспирологическая теория.

– Своими глазами видела: пролетел геликоптер, что-то распылял над лесом. На следующий день в лесу нашли двух мертвых кабанов. Объявили чуму, всех свиней в округе вырезали.

– У меня было больше 30 свиней, – говорит депутат Шишковского сельского поселения Николай Филиппов. – Всех сожгли, ни копейки не заплатили. Чуму подтвердили за два дня. А речку нашу не могли три месяца проверить… Спецодежду, маски, сапоги выдали один раз – ее надо было утилизировать сразу после сжигания, так что все равно не хватило. Гружу свинью на телегу, с нее все течет… Такая вот санитария. Условие изъятия – постановление губернатора, кстати, им не подписанное. Сожгли просто так, от своей башки.

Через две недели после массового сжигания свиней в Алексеевское завезли технику. Сняли карантин, начали строить первый свинарник комплекса «Коралл». Говорят, сначала его хотели разместить деревне Ести, где у Алексея Смирнова охотничья заимка, это 25 километров от Княжихи. Но в итоге облюбовали именно эти места – близко к Бежецку, рядом железная дорога. То, что зона вокруг активно заселена – этот фактор мало учитывали. «Они нас за быдло считают», – уверены жители. Хотя еще 10 километров отсюда – и ни одного населенного пункта, заброшенные земли, где можно развивать производство, не портя жизнь окружающим.

Но вернемся к свиньям. Вторая причина, почему их не держат местные, – запрет самого «Коралла» из-за угрозы заражения своих поросят. Якобы в радиусе 20 километров от комплекса не должно быть ни одного поросенка. Кто придумал этот радиус, как поросенок на заднем дворе может заразить своего собрата за семью шлагбаумами – неизвестно.

– В прошлом году по домам ходили сотрудники администрации и «Коралла», требовали показать им наших свиней, – вспоминает Николай Филиппов. – По новому постановлению губернатора (которое тоже не подписано, как я знаю) нам можно держать поросят в отдельном помещении, кормить из отдельной посуды, ставить на учет в ветлечебнице и (!) резать на отдельной, специально оборудованной убойной площадке. Жителям проще плюнуть на все, чем соблюдать эти правила.

– Да испокон веку в деревнях держали поросят, и все нормально было! – возмущаются люди. – А сейчас запреты придумали! Наверно, хотят, чтобы мы их мясо покупали. Мало того, что запахами травят, так еще и едой травить будут!

Жители очень скептически оценивают продукцию свинокомплекса:

– Говорят, свиньи у них растут быстро, как на дрожжах. Там такие колобки! Скорее всего, их кормят химией – горстка на сутки, и он моментально жиреет. За 5 месяцев вырастает до 120-150 килограмм. А дома надо его месяцев 8 кормить.

 

ТА ЖЕ ДРЯНЬ, ЧТО И В МОСКВЕ

На речке Вирице настоящая экологическая катастрофа: рыба подохла, скотина воду не пьет, жители этой водой не пользуются

В Бежецкий район «Коралл» заходил с пафосом: обещали жителям инфраструктуру, газ, дороги, освещение, школу. Бабушкам обещали привезти дров. Многое из этого не сбылось, но жителям ничего и не надо: лишь бы воздух не портили и речки не засоряли. Почистить реку, если это еще возможно, – сейчас она фактически мертвая.

– Я сюда переехала из Москвы, – говорит Елена Матвеенкова. – Ребенка сюда перевезла. Влюбилась в эти красивые места, хотела жить ближе к природе. И я должна ту же дрянь нюхать, что и в Москве?

А главное – жители хотят, чтобы руководители «Коралла» их услышали и признали свои ошибки.

– Пак обещал с нами встретиться, но так и не дошел, – говорит Николай Филиппов. – «Коралл» долго отнекивался от истории с выбросами, но когда вышло постановление Минприроды, признались – да, был грешок.

По уму на таких крупных агрокомплексах сначала делают очистные – а потом уже остальное. Тогда не будет вреда людям и природе. Но, говорят, когда сдавали комплекс, сильно спешили, и строительство лагун пришлось отложить. По слухам, очень торопил председатель совета директоров ООО «Коралл» Алексей Смирнов. Получается, что и на жителей, и на экологию плевать, когда пахнет большими деньгами. Уже после того, как в бежецкую администрацию пришло уведомление, что «Коралл» наносил вред природе, глава района Горбанев на Дне района признал Алексея Смирнова «Человеком года», а Александра Пака – коммерсантом года.



P.S. Мы попросили власти муниципалитета и «Коралла» прокомментировать ситуацию.

Глава Бежецкого района Александр Горбанев сказал: «Это не в моей компетенции, этим должны заниматься проверяющие органы. По результатам проверок, на «Коралле» все в порядке. Очистные работают в полном объеме».

Глава Шишковского сельского поселения Олег Дубасов сбивчиво объяснил: «Комплекс вводится поэтапно. Наращивается поголовье свиней, запускаются очистные. Я не эксперт, но, по моим понятиям, на данное количество свиней лагуны хватает – это же не маленькая ванна, а глубокая яма размером с футбольное поле. На ней специальное покрытие, которое не пропускает отходы в почву. Я не знают, почему отходы стекали в реку – может, был порыв трубы. Я выезжал на место, видел загрязненную Вирицу – мне это трудно прокомментировать. Это было по весне. Директор обещал, что этого больше не повторится».

Руководство свинокомплекса «Коралл», несмотря на многочисленные обращения, промолчало.

В целом ситуация напоминает нам экологическую катастрофу на реке Осуге в Кувшиновском районе в прошлом году. Там жители так же стенали, а руководство фабрики было как бы ни при чем, несмотря на очевидность произошедшего. И все же вина фабрики была доказана – правда, виновного недавно амнистировали.

В деревнях рядом со свинокомплексом стоит жуткая вонь. Губернатору Шевелеву, равно как и главе района Горбаневу, чтобы не заметить этого, приходится не только закрывать глаза на экологические нарушения, но и затыкать нос. Как бы при таком подходе: «Ничего не вижу, ничего не слышу», – не оказаться по уши в дерьме.

Любовь КУКУШКИНА

170 0
Лента новостей
Прокрутить вверх