Националисты требуют забыть репрессированных и закрыть мемориал в Медном
В этом году исполняется 15 лет мемориалу в Медном, посвященному памяти более 5000 советских граждан, репрессированных на территории Калининской области, и более 6000 польских военнопленных, уничтоженных НКВД в апреле-мае 1940 года. 2 сентября по традиции состоится День памяти и скорби, который, возможно, посетит польская делегация. А 3 сентября в Медное планируют прибыть польские байкеры в рамках XV Катынского мотопробега. Однако в прошлом году памятные мероприятия пытались сорвать активисты Национально-освободительного движения. В этом году, учитывая две крупные даты – 15-летие мемориала и 75-летие трагедии – провокации тем более неизбежны
Мемориальный комплекс «Медное» учрежден Министерством культуры РФ и отражает официальную позицию государства по вопросу польских военнослужащих, расстрелянных по приказу Сталина в Катыни, Калинине и под Харьковом. Президент Владимир Путин неоднократно приносил извинения польской стороне за преступление советского руководства.
В материале «Память не расстрелять» (№10 от 18.03.2015) в интервью с Еленой Образцовой, заместителем директора мемориала, мы подробно описывали эту чудовищную историю: раздел Польши Гитлером и Сталиным в 1939 году, вторжение СССР в восточную часть государства и пленение польских военнослужащих, концентрация наиболее невосприимчивых к советской идеологии в трех лагерях – Козельском (Катынь), Старобельском (Харьков), Осташковском (Нилова пустынь). А 5 марта 1940 года Сталин подписал решение Политбюро ЦК ВКП(б) о применении высшей меры наказания к «неискоренимым врагам советской власти». Около 22 тысяч человек были расстреляны в течение нескольких месяцев – четко и оперативно.
Главу Калининского НКВД Д.С. Токарева, контролировавшего выполнение сталинского приказа, в 1990 году допросила Генпрокуратура. В протоколе детально описано, как пленных вывозили ночью из Осташковского лагеря в Калинин, как их расстреливали и свозили трупы в Медное, где находились НКВД-шные дачи.
В медновском мемориале можно ознакомиться с копиями документов, подтверждающих факт расстрела польских военнослужащих – от решения Политбюро 1940 года о ликвидации пленных за подписью Сталина до записки председателя КГБ А. Шелепина 1959 года Никите Хрущеву, где прямо говорится о расстреле в 1940-м «пленных интернированных офицеров, жандармов, полицейских, помещиков и т.п. лиц бывшей буржуазной Польши».
НОД: «РАССТРЕЛЫ БЫЛИ ЗАКОННЫМИ»
Несколько недель назад в Интернете появилась петиция «Закрыть фальшивый мемориал в Медном». Написана она тверским представителем НОДа, озвучившим требование «закрыть мемориалы до выяснения всех обстоятельств дела, провести расследование совместно с польской и немецкой стороной и по результатам вынесенного судебного решения привести памятники в соответствие с историческими реалиями».
– Доколе народ-победитель будет каяться в том, чего не было? – восклицает автор петиции.
С координатором НОДа по Тверской области Максимом КОРМУШКИНЫМ у нас состоялся такой телефонный разговор:
– Вокруг расстрелянных поляков много споров, и мы настаиваем на том, чтобы они были разрешены судом. Вина СССР в гибели поляков до сих пор не доказана. Наоборот, на Нюрнбергском процессе говорилось о совершении Катынского преступления фашистами, – сказал Максим.
– А то, что в Калининской области расстреляно более 5000 русских, вы не отрицаете?
– Люди приходят в мемориал и вешают на деревья портреты родственников. Но это не означает, что они там похоронены. Просто это условное место памяти погибших. Так что сколько там лежит людей, неизвестно, и имена их не установлены.
– Сейчас актуальна апология сталинского режима: «ничего, что были убиты миллионы, – зато страна была крепкая». По вашему мнению, цель оправдывает средства?
– Откуда вы взяли миллионы убитых? Всего было репрессировано 600-700 тысяч.
– То есть 700 тысяч невинно казненных – это нормально?
– 700 тысяч репрессированных, а не убитых. Сколько убитых, не могу сказать. Вы лучше посмотрите на Америку – в этом году полицейские убили около 600 человек, тюрьмы переполнены…
– Меня интересует моя страна – мне не важно, что в Америке.
– СССР, в отличие от обамовской Америки, был правовым государством, людей казнили согласно приговору. Все было по закону.
– Поэта Гумилева и многих других расстреляли по закону?
– Я не знаю, был ли Гумилев шпионом.
– То есть вы допускаете, что он мог быть шпионом?
– Я этого не знаю.
– В Интернете гуляет запись, как представители НОДа во время выступления польской делегации кричат: «Говорите по-русски! Говорите по-русски!»
– Это был я, это я кричал. Поляки выступали без переводчика.
– Вам не кажется, что вы нарушали общественный порядок?
– Общественный порядок нарушали поляки – согласно законодательству на общественных собраниях они должны говорить по-русски или с переводчиком.
– Ваше поведение сильно смахивало на провокацию.
– Может, и смахивало, но провокацией было поведение поляков. Откуда я знаю, о чем они говорят? Может, пропангадируют гомосексуализм?
– Вы планируете какую-то акцию в этом году? Ведь исполняется 15 лет мемориалу.
– Сейчас не могу сказать, что мы что-то планируем, но на мероприятиях в сентябре я буду точно, другие активисты тоже хотят приехать.
В четвертом издании базы данных «Жертвы политического террора в СССР» утверждается, что только в течение двух лет (1937–1938) по политическим обвинениям арестовали более 1 миллиона 700 тысяч человек и расстреляли не менее 725 тысяч из них.
«В СССР расстреливали согласно приговору, то есть по закону, следовательно, СССР был правовым государством», – это, конечно, шедевр абсурда, но представитель НОДа не видит ничего странного в своих словах. Я уже не говорю о выверте насчет Николая Гумилева, который, кстати, крепко связан с тверским краем – под Бежецком у него было родовое имение Слепнево. Поэта расстреляли в 1921-м.
В Твери улицу Александра Ульянова (к сожалению, безуспешно) пытались переименовать в улицу Мандельштама – Осип Эмильевич отбывал в Калинине ссылку. Гениальный поэт умер в 1937-м в заключении. Нельзя было оставлять в живых автора эпиграммы на Сталина:
Как подкову кует за указом указ:
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь,
кому в глаз.
Что ни казнь у него – то малина.
И широкая грудь осетина.
В разговоре с координатором НОДа пришлось столкнуться с такими атавизмами, что возникло ощущение, будто я попал минимум на 50 лет назад. А это действительно может произойти с нашей страной, если мы будем переписывать историю и не признаем своих ошибок.
Петицию между тем подписали больше 2500 человек. Учитывая раскинутость отделений НОДа по всей России и корпоративную солидарность, понятно, кто подписывал.
«ПРИЗНАТЬ СВОЮ ВИНУ СЧИТАЕТСЯ УНИЗИТЕЛЬНЫМ»
Попытка исказить прошлое нашей страны, чем занимается так называемое Национально-освободительное движение, – это проявление слабости и отсутствие ответственности за свою страну и ее прошлое, считает Игорь КОРПУСОВ, преподаватель ТвГУ:
– Я давно занимаюсь этой темой. Существует большое количество материалов и документов, доказывающих, что польские военнопленные были расстреляны советским НКВД. Это официальная позиция российского государства, которая совсем недавно была подтверждена в государственной концепции по увековечиванию жертв политических репрессий. Работа мемориала «Медное» упомянута в концепции как часть реализации государственной политики в этой области. Что касается общественных активистов, которые пытаются это оспорить, можно отметить их некомпетентность и политическую ангажированность.
– Как самый весомый, они выставляют аргумент, что якобы Нюрнбергский процесс обвинил фашистов в Катынском преступлении…
– В приговоре Нюрнбергского процесса нет ни слова про Катынь. Представители СССР хотели включить это преступление в обвинительное заключение на фашистов, но суд счел, что для этого нет достаточных доказательств.
– Под Ржевом сделали ребрендинг музея Сталина, к памятнику тирану носят цветы. В то же время усиливаются ревизионистские тенденции, направленные на уничтожение памяти о невинно убитых простых людях… Как это взаимосвязано и что говорит о состоянии общества?
– Увы, это часть общего тренда. Главным образом это связано с тем, что за последние 20 лет российское общество, к сожалению, не нашло основания, фундамента для дальнейшей жизни. Мы как общество так и не обрели положительной альтернативы советскому образу жизни. Отчасти отсюда стремление обелить прошлое и забыть свои ошибки. Такие процессы также связаны с разрушением традиционной русской культуры. В нашей традиции было нормальным признавать свои ошибки. Сейчас считается, что попросить прощения – это унизительно, а признавать свои преступления – непатриотично. Это симптомы культурного одичания и гражданской безответственности.
«МЫ НАДЕЕМСЯ НА ПОМОЩЬ ПОЛИЦИИ»
Замдиректора мемориала Елена ОБРАЗЦОВА устала от скандалов, которые устраивают безграмотные и горластые активисты:
– Стремление к жареным фактам и политика – вот что движет теми, кто хочет пересмотреть официальную версию Катынской трагедии. Эти люди ссылаются на некоего депутата Илюхина, который заявил: «Один человек мне сказал, будто кто-то подделывал документы, относящиеся к вопросу о расстрелянных поляках…» – это звучит явно неубедительно, но именно на таких аргументах строится позиция ревизионистов.
– Каких ученых вы считаете наиболее авторитетными?
– Много научных трудов Катынской трагедии посвятили Н.С. Лебедева, В.С.Парсаданова. То, на что ссылаются ревизионисты, – это публицистика, а не история. Даже интеллектуал Анатолий Вассерман не авторитет в этом вопросе – если он выучил энциклопедию, это вовсе не значит, что он разобрался в проблеме.
– Как будет проходить День памяти и скорби 2 сентября?
– Начало мероприятия в 12.00. На русском и польском кладбищах состоится церковная панихида. На захоронениях расстрелянных возложат венки. Посетители в этот день смогут ознакомиться с историко-архивной выставкой «Заложники национальности», посвященной политическим репрессиям в отношении советских граждан польской национальности в Калининской области в 1930-х годах.
– Будет ли на мероприятии полиция, чтобы предотвратить провокации?
– Мы оповестили полицию и надеемся на их поддержку. Вообще, в последнее время часто приходится контактировать с правоохранительными органами из-за провокационных действий НОДа. Так, недавно я целый день провела в прокуратуре – на меня лежит заявление, будто я в мемориале демонстрирую фальшивые документы. А в прошлом году координатор НОДа Максим Кормушкин пожаловался, что во время его попытки сорвать День памяти и скорби у него отобрали таблички. Это, а не свое поведение по отношению к памяти погибших он называет «актом вандализма».
ГОРОДСКАЯ ДУМА ВЕДЕТСЯ НА ПРОВОКАЦИЮ
Пока верстался номер, в понедельник вечером стало известно об организуемом во вторник просмотре фильма «Мифы Медного», который должен пройти в Тверской городской думе… Почему мероприятия, призванные «разоблачить мифы Медного» (как пишет в своем анонсе официальная газета ЗакСобрания Тверской области «Тверские ведомости») и идущие вразрез с государственной политикой, проводятся в стенах государственного учреждения?
Напомним, 15 августа премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал Концепцию государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий. В документе декларируется, что Россия не может в полной мере стать правовым государством и занять ведущую роль в мировом сообществе, не увековечив память многих миллионов, пострадавших от сталинского террора.
Тверская городская дума не в первый раз дискредитирует себя связью с маргинальными движениями. Так, 17 апреля вместе с представителями НОДа был проведен круглый стол, нацеленный на «развенчание мифа о Катынской трагедии». Однако на дискуссию не позвали сотрудников мемориала.
Председателем круглого стола был мэр Александр Корзин – во вступительном слове он произносил модные фразы «о пятой колонне» и происках Запада. Эти расхожие выражения чиновники используют в любой непонятной ситуации, просто чтобы «что-то сказать». Как выяснилось позже, так оно и было. Мэр Корзин был даже не в курсе того, о чем собирались говорить участники и кто здесь собрался. Его попросила побыть на круглом столе редакция муниципальной газеты «Вся Тверь», где собрались беспринципные журналисты с сомнительной репутацией. Корзин попал под дурное влияние, однако это не освобождает его от ответственности.
– Собираясь на круглый стол, мы были уверены, что речь пойдет об установке памятника красноармейцам, – подтверждает руководитель отдела общественных связей Тверской городской думы Владислав БЕЛОРУСОВ. – Я не мог прогнозировать, куда повернется дискуссия. В том, что на обсуждение не пригласили сотрудников мемориала, – это явная недоработка организаторов. Что касается расстрела польских военнопленных – это трагедия, и ее признание полезно для нашего национального самосознания. Официальный взгляд на этот вопрос известен, его поддерживает Владимир Путин. Я видел выступления НОДа на митингах – это ребята эпатажные, ретивые. Впредь моим коллегам нужно быть осмотрительнее.
Этот разговор с Владиславом Белорусовым состоялся еще до объявления о презентации в Тверской городской думе фильма «Мифы Медного». Видимо, работа над ошибками все-таки не была проведена.
Между тем сотрудники медновского мемориала разослали администрации Твери и области приглашения на День памяти и скорби, который пройдет 2 сентября. Остались ли честные, думающие люди среди чиновников или они все повелись на провокацию?
Дмитрий КОЧЕТКОВ