ПОЧЕМУ ПУТИН ЗАЧАСТИЛ В ТВЕРСКУЮ ОБЛАСТЬ?
В выходные я ехала по Бежецкому шоссе. Уже в Калининском районе на трассе начали появляться геометрически правильные выемки, да так часто, что езда превратилась в слалом на колёсах. Разумеется, никаких предупреждающих знаков нигде установлено не было. Видимо, кто-то больно умный посчитал, что при соблюдении скоростного режима, попав колесом в такую ямку, полёт машины ограничится всего лишь кюветом
А в понедельник Тверь снова встречала премьер-министра Владимира Путина. Пикантность визита заключалась в том, что именно тверской регион, прославившийся уже на всю Россию своими безобразно-отвратительными дорогами, был выбран для совещания по вопросу о повышении эффективности строительства и эксплуатации автомобильных дорог в Российской Федерации. С большим боссом приехали заместитель председателя правительства РФ Сергей Иванов, вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, министр транспорта Игорь Левитин, министр природных ресурсов Юрий Трутнев, представители профильных министерств и ведомств.
Кремлевская пресс-служба просветила о чём, собственно, пойдёт речь:
— В ходе совещания планируется предметно обсудить текущее состояние дорожного хозяйства, проблемы и перспективы развития дорожно-транспортной инфраструктуры, ход реализации соответствующих федеральных целевых программ, вопросы обеспечения отрасли дорожно-строительной техникой российского производства.
По данным (внимание!) правительства, сейчас автомобильный транспорт в России обеспечивает более 82% общего объёма всех наземных грузоперевозок. При этом автотранспортная отрасль быстрее, чем другие виды транспорта, восстанавливается после мирового кризиса: в 2010 г. рост её грузооборота превысил 10%. Как отмечают в правительстве, федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)» реализована с опережением сроков, завершён ряд крупнейших строек, в том числе автомобильная дорога «Амур» Чита — Хабаровск, Кольцевая автомобильная дорога в Петербурге, обходы городов Сочи, Новосибирск, Красноярск, Иркутск.
В рамках новой ФЦП «Развитие транспортной системы России» в 2011- 2013 гг. планируется обеспечить строительство олимпийских объектов в Сочи и его окрестностях, завершить реконструкцию подъезда к Краснодару от автомагистрали М-4 «Дон», реконструировать участки автомобильной дороги М-29 «Кавказ» на территории Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Ставропольского края, построить и реконструировать участки автомобильной дороги «Байкал» от Челябинска до Читы, увеличить протяжённости линий искусственного электроосвещения на автодорогах федерального значения.
Спрашивается, а при чём тут Тверь, где помимо грандиозного проекта по строительству федеральной скоростной трассы Москва — Санкт-Петербург есть ещё несколько сот дорог столь безобразного состояния, что до супермагистралей по ним будет просто не доехать?
В правительстве считают перспективным направлением в дорожном хозяйстве внедрение «контрактов жизненного цикла», когда подрядчик несёт ответственность не только за строительство, но и за последующее состояние дороги в период эксплуатации.
На это хочется сказать – наконец-то. До сих пор никто ни за что не отвечал, выигрывал конкурс (ох уж эти конкурсы, построенные по принципу: наплевать на качество, главное — меньшее количество денег), вкорячивал асфальт в лужи и отправлялся на очередной «хлебный» объект. С этого года соответствующие тверские органы уже и штрафы миллионные таким «ваятелям» выставили и кое-кого переделывать всё заставили.
Второе диво, которое случилось в Твери, – городские дороги начали ремонтировать ночью. Говорят, это распоряжение главы администрации города Василия Толоко — чтоб никому не мешать. Лишь бы они там в темноте ночной всё как надо сделали. А то мы в следующий раз Путину (благо он к нам зачастил) пожалуемся.
Второй пункт визита премьера — ОАО «Тверской экскаватор». Многие, когда это слышали, изумлялись: «А что, экскаваторный завод ещё работает?» Начались шутки: мол, за несколько оставшихся дней до высокого гостя он не только заработает, но и выставит новенькую блестящую продукцию. И ведь на самом деле образцы современной дорожно-строительной и специальной техники были представлены гостям. А попутно рассказано, что сегодня предприятие занимает 70% российского рынка в сегменте колёсных экскаваторов.
А мне вспомнилась истерия некоторых злопыхателей, когда губернатор Дмитрий Зеленин подписывал договор с «Хитачи». Сколько крику-то было: «Вместо того чтобы свой завод поднимать, мы японцев развиваем!» Начнём с того, что Тверской экскаваторный завод «свой» — только территориально, он давно уже принадлежит группе «ГАЗ», которой, в свою очередь, владеет олигарх Дерипаска. Во-вторых, что там за воротами производится — мы и не знали. А вот японский завод – это явные и ощутимые инвестиции. И, наконец, если у нас производится столько образцов специальной техники, то почему её нет на наших дорогах?
При этом, как показал визит премьера, планов на Тверском экскаваторном – громадьё.
В присутствии Путина было подписано соглашение о создании совместных предприятий по выпуску дорожно-строительных машин и комплектующих для них между «Группой ГАЗ» и концерном «Тереке» (США), а также между ОАО «Русские машины» и германской компанией «Фритцмайер». В соответствии с ним между ОАО «Группа «ГАЗ» и компанией «Тереке» планируется до 2014 г. локализовать в России более 20 моделей строительно-дорожной техники «Тереке». Ежегодный объём производства совместного предприятия запланирован в объёме 2000 единиц на начальном этапе — с перспективой увеличения до 5000 единиц. Эту технику планируется реализовывать на рынке России, а также в третьих странах.
Запуск производства полного цикла, включая сварку, окраску, сборку, состоится в Твери в 2012 г. Ожидается, что ежегодный объём производства составит около 20 000 кабин. Объём инвестиций превысит $50 млн.
Очень хочется надеяться, что Владимир Путин снова приехал в Тверскую область не потому, что это почти родное для любого российского руководителя Завидово, а потому, что наш регион (несмотря на всё ещё отвратительные дороги) перспективный и областная власть у нас вменяемая и работоспособная. Понятное дело, что везли премьера по чистым улицам со свеженанесённой «зеброй» и даже местами помытыми трамвайными путями. А может, если он так и будет ездить, чистить, убирать, ремонтировать войдёт уже в привычку?
Марина ГАВРИШЕНКО