Три розы на шпагате
Как в кризис перестраивается цветочный бизнес Тверской области
В последнее время активно идут разговоры, что под «аккуратные санкции» России могут попасть цветы – в первую очередь, из Голландии. Еще в июне министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев сообщил, что в ответ на продление западных санкций России также продлевает запреты и может расширить их за счет кондитерских изделий и цветов. А уже в конце июля глава Россельхознадзора Сергей Данкверт сообщил, что голландские цветы могут запретить «из-за угрожающих экономике карантинных организмов». В самой Голландии возможные санкции связали с трибуналом по «Боингу». Так или иначе российский цветочный рынок сейчас находится на краю пропасти. Если запретят импорт цветов, что от него останется? «Караван+Я» поговорил с директором цветочного салона «Золотой лепесток» Оксаной САРКИСЯН
ДОХЛАЯ АЛЬСТРОМЕРИЯ, МАЛЕНЬКАЯ ГОЛОВКА
– Экономический кризис, конечно, отражается и на нашем бизнесе, – делится Оксана. – Наш салон закупается на оптовых базах Твери и Москвы, а они приобретают материал на открытых аукционах в Голландии. Там можно найти все: от легендарных голландских тюльпанов до колумбийской зелени «салал», без которой сегодня не обходится ни одна композиция. Пока цветы не попали под санкции. Однако растут таможенные пошлины и, как следствие, закупочные цены. Конечно, мировые поставщики из Голландии, Эквадора, Колумбии пытаются войти в наше положение и снижают цену, но этого все равно недостаточно.
– А смогут ли отечественные производители полностью возместить потери при возможном введении санкций? Где у нас находятся теплицы по выращиванию цветов?
– Если будут введены санкции на цветочную продукцию, мы не сможем существовать. Производство в больших объемах есть только в Московской области и Санкт-Петербурге, что составляет всего 10% от цветочного рынка. Поэтому производители не смогут «покрыть» спрос. Хотя лично мне нравится питерская продукция. Если взять мой любимый сорт роз «Талия» (кремово-персиковые), то при должном уходе – ежедневная смена воды и свежий срез – они стоят до двух недель. Также у нас стали выращивать неплохую герберу и кустовую хризантему сорта «Зембла». А вот альстромерия местного производства настолько дохлая, что стоит всего пару дней..
Конечно, ценник российских производителей ниже заграничного, но мы уступаем в ассортименте (розы поставляют всего порядка 8-10 сортов) и в объеме цветочной головки. Если импортная роза – это большой бокал, который при раскрытии увеличивается в размере еще в 1,5-2 раза, то у питерского собрата бокал очень маленький. Нашим селекционерами и генетикам нужно еще долго работать над материалом, чтобы вернуть потерянное сотню лет назад масштабное цветочное производство.
МАГАЗИНЫ ОТКРЫВАЮТ К 8 МАРТА
– Первый отечественный цветовод – Генрих Эйлерс, поставщик двора его императорского величества, выращивал обалденно пахнущие цикламены, – продолжает Оксана. – Сейчас в Москве пытаются возрождать подобные сорта, но им еще очень долго работать над селекцией. Они очень красивые, но совершенно нестойкие: через несколько дней просто загибаются.
Понемногу вливается в цветочный бизнес Армения. Они начали поставлять розу, гвоздику, альстромерию. Но опять же страдает качество цветов. Отмечу, что некоторые сорта в России просто запрещено выращивать. Так, в Голландии известный мировой брэнд «Дэвид Остин» запатентовал свою пионовидную розу и запретил производить ее в России. Также у нас абсолютно не производят зелень для букетов, которая дает объем и всегда служит украшением композиции.
Зелень привозят из Эквадора, Колумбии, Израиля. При этом в магазине должны быть минимум три стандартных вида: салал, папоротник, монстера. Нам также никуда не деться без полюбившихся россиянам гипсофилы и аспарагуса.
– А что вы можете сказать по поводу тверского цветочного рынка?
– Под самой Тверью нынче тоже не осталось «цветочных» площадей. МУП «Зеленстрой» практически закрыт, да и качество цветов оставляет желать лучшего. При этом поражаешься, с какой быстротой открываются и закрываются цветочные магазины. Люди думают, что здесь клондайк: только открыл – и сразу посыпалось. Как правило, стараются открыться к 8 Марта, думая, что можно мгновенно заработать. Но, увы, прошел период 1990-х – начало 2000-х, когда в цветочном бизнесе были бешеные накрутки. Сегодня народ стал более избирательным, а его вкусы – более изысканными. Наконец-то прошла дикая популярность «посадить три розы на шпагат»: из трех роз большой вертолет и куча упаковки. Если клиент платит деньги, он хочет получить не только эстетическое удовлетворение, но и качество цветов.
– А насколько увеличились цены и как изменились объемы продаж?
– Когда был скачок доллара в декабре 2014 года, цены на цветы взлетели чуть ли не в два раза. Сейчас стоимость увеличилась примерно на 20-30%. Но повторюсь, что поставщики входят в наше положение и (часто в убыток себе) сдерживают цену. Все понимают, что цены растут, а зарплаты у людей остаются на прежнем уровне. При этом у нас очень рискованный сектор: цветы – скоропортящийся продукт. Он не принадлежит длительному хранению, их нельзя законсервировать. Купил – не продал – списал – выкинул…
Средний чек покупки уменьшился. Если раньше букеты брали от 1500-2000 рублей, сейчас – 1000-1500. Сократились заказы на сложные букеты и композиции. Чаще стали брать просто 3-5 роз. Клиент старается минимизировать расходы. Но даже в кризис мужчины не перестают баловать своих любимых дам, и это приятно.
…С ужасом начинаешь думать: если прекратятся поставки, что мы будем делать?! Ладно, это повседневные букеты, а выставки-презентации, показы, которые не обходятся без многочисленных роз и орхидей… Прежде чем вводить подобные ограничения, нужно подготовить собственную базу и отрегулировать производство! У нас даже весь посадочный материал (те же самые луковичные: тюльпаны, крокусы, гиацинт) поставляют из-за границы: Голландии, Польши, Дании. При этом все технологии по системе орошения, регулировке температуры и влажности в теплицах также заимствованы из Голландии. Говорят, в этом году в Тверской сельхозакадемии был бешеный конкурс на агрономов. Люди пошли туда с надеждой, что все «аграрные» направления будут хорошо финансироваться государством и достойно оплачиваться. Мы шутили, что в этом году недобор на клиническую психологию… Прежде чем рубить с плеча, нужно провести реальное, а не теоретическое импортозамещение!
Хочется верить, что правительство РФ объективно оценивает ситуацию и понимает, что мы не сможем возместить импортные поставки в случае их запрета. Одной розой, тюльпанами и парочкой простеньких цветов мы не восполним тот объем, к которому за эти годы привыкли потребители.
Цветочная империя
В 1860 году в Российскую империю по приглашению Николая Юсупова приехал немецкий (в то время саксонский) садовник Генрих Фридрих Эйлерс.
В расположенном на берегу Мойки Юсуповском дворце, а точнее, в саду неподалеку, Эйлерс проработал 10 лет. За следующий десяток он построил 18 теплиц и оранжерей. Ассортимент и количество растений постепенно увеличивались и достигло значительных масштабов. Так, из привезенных с Кубы семян было выращено и подготовлено к продаже 60000 пальм.
Некоторые цифры (количество штук в год): 25000 роз в горшках, 3500 азалий, 2800 камелий, 2500 разнообразных папоротников, 2500 тубероз, 2500 цикламенов, 1500 махровых примул, 1000 олеандров, многочисленные пальмы, драцены, цитрусовые, фуксии, ирисы, гвоздики, незабудки, лакфиоль, бувардия.
За годы умелого руководства Герман Эйлерс сделал свою фирму одним из самых доходных и крупных коммерческих садовых заведений Северной Пальмиры. Благодаря качеству выращенных цветов и богатству композиций его фирма к началу XX века получила статус поставщика двора его императорского величества. Сам же Герман стал почетным гражданином и купцом второй гильдии. Фирма Эйлерса представляла империю в миниатюре. Над созданием уникальных сортов здесь трудились тысячи людей.
К сожалению, сегодня многие секреты Эйлерса забыты. С началом Первой мировой войны дела фирмы пошли на спад: людям стало не до цветов…
ТАМОЖНЯ ДЛЯ ЦВЕТКА
Ситуацию прокомментировал руководитель пресс-службы оптовой компании по продаже цветов «Флорист.ру», Талия АХМЕТОВА:
– Цены на цветы формируются с учетом трех факторов. Во-первых, это цена валюты, так как 90% цветов в России привозятся из-за рубежа. Казалось бы, в такой ситуации российский производитель не должен поднимать цены, однако даже отечественные цветы растут из-за того, что почти весь посадочный материал – голландский. Также наши цветоводы используют нидерландские технологии и приглашенных специалистов, которым платят зарплату в долларах и евро.
Второе – это сезонный спрос. Чем больше спрос населения на цветы (1 сентября, 14 февраля, 8 марта), тем выше закупочная цена цветка.
Третий фактор – это новые фито-санитарные нормы прохождения цветов через границу Российской Федерации. Долгая «растаможка» (до трех дней!), порча цветка во время досмотра или его ожидания – все это импортеры вынуждены закладывать в цену товара в качестве издержек.
Все эти факторы влияют на розничную цену. Причем в закупке многие цветы могут дорожать в 2-3 раза, а магазины настолько цены поднять не могут. Значит, они вынуждены будут закрывать эту разницу собственной прибылью, что губительно для бизнеса.
Что касается российского цветоводческого бизнеса, то покрыть даже большую часть всего спроса как в количественном, так и в ассортиментном плане отечественный поставщик просто не в силах. В России сейчас напрочь отсутствует собственная база разработки цветочных культур. Цветочные теплицы занимают только 1,5% от всех теплиц страны, а строить новые – удовольствие недешевое (около 2-3 млн евро за 1 га).
Вкладываться в цветочное производство для многих кажется опасным. Ведь, когда санкции снимут, на рынок снова приедет западный цветок, гораздо более качественный и дешевый по себестоимости. Кроме того, если все-таки будет введен окончательный запрет на ввоз голландского цветка, то цены на розы из Эквадора, Колумбии, Кении и других стран, несомненно, поднимутся. Когда уйдет один из крупнейших игроков на рынке, конкуренция перестанет сдерживать цены.
Анастасия РОМАНОВА