Теорема о хорошем поведении

01.09.2015, 13:13

С 1 сентября тверские школьники изучают основы нравственности, культуры и правила поведения в обществе

Новый курс – «Основы нравственности, культуры и правила поведения в обществе» – вводится в тверской школе № 4 с 1 сентября. Пока занятия будут доступны для 5-11 классов, а в следующем году, возможно, и для начальных. Опыт школы № 4 может послужить примером для других учебных заведений региона. О том, что будет представлять из себя новый предмет, мы поговорили с директором школы Ириной ТЮРЯКОВОЙ и педагогом-психологом Викторией ХАЙРУЛИНОЙ.

 

ЗАНЯТИЯ НЕ В ТЯГОСТЬ, А В РАДОСТЬ

 

– Когда нам предложили в рамках внеурочной деятельности ввести предмет «Основы нравственности, культуры и правила поведения в обществе», у нас не было никаких сомнений, – рассказывает директор школы Ирина ТЮРЯКОВА. – Данный курс – это пилотный проект, инициированный депутатом Законодательного собрания Тверской области Максимом Лариным. Его убеждение, что для будущего страны нужно в первую очередь вкладываться в воспитание молодежи, поддержали родители, учителя и Министерство образования Тверской области. Очень важно, чтобы дети в школах получали хорошее воспитание и усваивали морально-нравственные ценности, которые делают человека человеком. Мы проводим много познавательных и культурных мероприятий: круглые столы, конференции, экскурсии, – и уверены: если с детьми заниматься, то это даст свои плоды. Курс «Основы нравственности, культуры и правила поведения в обществе» очень близок нашей школе.

– Газета «Караван» проводила опрос среди родителей, как они относятся к такому проекту. Большинство активно поддерживали инициативу, но звучали и опасения: не будет ли это дополнительной нагрузкой для и так нагруженных детей?

– Именно для того, чтобы занятия были детям не в тягость, а в радость, разработкой программы занималась наш психолог Виктория Хайрулина. Именно психолог знает, что интересно ребенку в том или ином возрасте, к чему он прислушается и что в данный период может вызвать у него отторжение… «Основы нравственности, культуры и правила поведения в обществе» – это тонкий и деликатный предмет. Поэтому занятия будут не похожи на формальные уроки, где дети должны сидеть 45 минут от звонка до звонка, отвечать у доски выученные дома правила, писать контрольные…

Наоборот, наша задача – создать неформальную обстановку, в которой ребенку будет интересно и комфортно. Я думаю, что, например, пятиклассники и шестиклассники даже не будут осознавать конечную цель урока. Для детей это будет игрой. Но во время нее они смогут усваивать нравственные нормы и модели поведения, практически не задумываясь об этом. Если ребенок, прибегая домой, будет взахлеб рассказывать: «А вот на уроке мы делали это и это…» – я думаю, на 50% мы своей цели достигли.

Ученики старшего возраста найдут свой интерес в этих занятиях. Там уже будет сделан акцент на профессиональном и личностном самоопределении. Знаете, мы разработали программу развития на ближайшие пять лет – в ней мы ставим своей целью создать Школу успеха, выпускники которой являются гармоничными личностями и знают, кем они хотят быть, чем заниматься. Я думаю, что новый предмет сыграет большую роль в достижении этой цели.

– В школе принято ставить оценки за успеваемость по тому или иному предмету. Можно ли поставить ребенку оценку по предмету «Основы нравственности, культуры и правила поведения в обществе»?

– Нет, никаких оценок мы ставить не будем. Дети будут заниматься творческой проектной работой, с которой они смогут выступить на научно-практических конференциях. А вообще, самый главный для нас результат – это чтобы дети были воспитанными, добрыми, честными и счастливыми. Я уверена, что у нас все получится.

 

НАДО УВАЖАТЬ МНЕНИЕ КАЖДОГО

Можно ли научить ребенка правилам поведения, как правилам умножения, и нравственности – как, например, закону всемирного тяготения? Об этом рассказала психолог-педагог Виктория ХАЙРУЛИНА:

– В основе курса лежит книга доцента ТвГУ Валентина Кодина «Этика поведения человека». Однако вы правы – чтобы стать нравственным человеком, недостаточно просто знать определение нравственности. Я не исключаю, что есть дети, которые прочитают книгу и сделают для себя выводы, поймут необходимость самосовершенствования. Но все-таки каждому человеку, особенно ребенку, необходима помощь со стороны, и такой сложный материал лучше всего преподносить в интерактивной форме.

На занятиях мы будем организовывать круглые столы, ролевые игры, мозговые штурмы. На уроках будут демонстрироваться фильмы, дающие пищу для размышлений. Вместо скучных домашних заданий ребятам будут предложены проектные работы. Кроме того, Максим Ларин подарил нам замечательный стенд, соответствующий тематике предмета.

– Как добиться того, чтобы нравственные проблемы были не просто отвлеченными понятиями для учеников, а тем, что они могут ощущать как свой личный опыт?

– Один из способов – это беседы, обсуждения. Мы будем моделировать различные ситуации (в соответствии с возрастом учащихся), и каждый сможет высказаться, как, по его мнению, правильнее поступить. Главное при этом – уважительное отношение к мнению каждого. В процессе обсуждения ученики смогут сделать для себя выводы, что нравственно, а что нет, и насколько они сами, например, толерантны, добры и так далее. Это очень важно для личностного самоопределения.

Макет стенда для проведения уроков «Основы нравственности», подготовленный дизайнерами холдинга «Афанасий»

– Насколько, на ваш взгляд, молодежь готова к обсуждению таких серьезных тем?

– На самом деле современные ребята очень умные, они активно обсуждают в соцсетях такие темы, как любовь, брак, семейные отношения…

– И наверняка решать эти вопросы безопаснее все-таки на уроках и вместе со своими реальными товарищами, а не в виртуальном пространстве…

– Безусловно. Мы будем брать на обсуждение именно те темы, которые волнуют самих школьников. В неформальной обстановке можно будет высказывать свое мнение, не стесняясь. Программа такого предмета, как «Основы нравственности, культуры и правила поведения в обществе», построена на интерактиве, она живая. Соответственно, она будет меняться в соответствии с запросами как самих учеников, так и родителей. В середине года мы проведем анкетирование и выясним, насколько родители довольны предметом и какие, возможно, вопросы они хотели бы дополнительно рассмотреть.

Дмитрий КОЧЕТКОВ

26 0
Лента новостей
Прокрутить вверх