Последний год в Твери стихийно сносят ларьки. Так сити-менеджер Юрий Тимофеев борется с «нестационарными торговыми объектами». Владельцы киосков не знают, куда обращаться и куда бежать. Их помещения варварски демонтируют и вывозят без суда и следствия. В редакцию «Караван+Я» с ужасной историей обратился адвокат Геннадий Веселов, который пытается защитить права малого бизнеса.
– Существует основной закон – Конституция РФ, где прописано, что Российская Федерация – цивилизованное демократическое государство и что права человека – это высшая ценность, – поясняет Геннадий. – А значит, должно быть так: чиновник за гражданина, а не наоборот. И не важно, пахнет от гражданина французскими духами, тройным одеколоном или фекалиями, – чиновник должен действовать в его интересах, так как народ – носитель власти. В соответствии со статьей 19 Конституции, все равны перед законом и судом, в соответствии с положениями части 1 и 2 статьи 46, каждому гарантировано право на судебную защиту. По положениям части 3 статьи 35 никто не может быть лишен своего имущества, кроме как по решению суда.
В отношении нестационарных торговых объектов ни одного судебного решения не было принято. Как я полагаю, обходя законы и злоупотребляя служебным положением, глава администрации Твери Юрий Тимофеев издал 28 постановлений по демонтажу нестационарных объектов – ларьков и киосков. Он создал также комиссию по демонтажу, в которую входят в том числе и.о. начальника городского департамента благоустройства и потребительского рынка Венера Строкова и депутат гордумы Максим Жирков.
– Как, по вашим данным, проходил демонтаж ларьков?
– Я расскажу историю одного демонтажа. 14 августа начали сносить киоски под руководством Венеры Строковой, с участием 20-30 полицейских. Причем они работали и после 22:00, хотя по закону даже судебные приставы не могут совершать исполнительные действия после 22:00.
Около 22:45 автокран МАЗ загрузил два киоска в трейлер. При этом трейлер бортом задел человека, стоявшего на пешеходном переходе. Тот упал. На место приехали две «скорых».
Одна владелица ларька стояла и плакала, умоляя представителей власти, чтобы разрешили ей самой вывезти свой ларек. Но ей не разрешили.
– Следующая дикая акция прошла вечером 28 августа, – продолжает Геннадий Васильевич. – Приехала та же компания, присутствовали представители «Тверьгорэлектро», администрации Заволжского района. Одна женщина находилась в собственном ларьке «Астра». Она испугалась и не стала выходить. Тогда решили отогнуть дверь ларька… ломами. Дверь отогнули, заложили туда газеты, ветошь, промасленную в ГСМ, и подожгли, буквально «выкуривая» хозяйку из ларька. Понимаете: человек не выходит, а они с помощью ломов и кувалд снимают дверь с петель! Женщина, конечно, выходит. Строкова заявляет: «Она неадекватна, мы вызовем «скорую». Приезжает бригада (кстати, психиатрическую неотложку сейчас можно вызвать, только если человек опасен для общества). Женщину увезли.
Вообще, наша субъективная точка зрения такова: ларьки сносятся по просьбе ретейлеров. Мы же обратились уже во все возможные инстанции, подали заявления, но никто не реагирует. У всех свои экономические интересы – а до наших дела нет.
В качестве эксперимента мы решаем пойти в ТГД вместе с женщиной-хозяйкой ларька, которую увозили на «скорой».
Нас вполне спокойно принимают в отделе обращений. Сотрудница начинает медленно от руки регистрировать обращение на имя каждого депутата, не вникая в их суть. При этом заявляет, что с этими обращениями они «план на год выполнят». Все кажется милым и приятным, хоть и по-бюрократически долгим. Даже не верится, что кого-то могут сюда не пустить.
P.S. Хочется верить, что какая-то реакция на обращения владельцев ларьков все-таки последует. Хотя, скорее всего, бумаги просто разложат по ящичкам депутатов. А заглянут они туда или нет – это как повезет.
Екатерина СМИРНОВА