В Иркутской области после второго тура выборов губернатора победил кандидат от КПРФ Сергей Левченко. За него проголосовало около 56% избирателей. Действующий губернатор-единоросс набрал 41%. При этом явка жителей составила 37%. Значит ли это, что мы возвращаемся в «совок» с очередями и дефицитом, разломанными скамейками и поездками «на картошку»? Комментирует Геннадий Климов, главный редактор журнала «Умное производство»
ГОСУДАРСТВО СРАЩИВАЕТСЯ С МАФИЕЙ
– Мы уже привыкли, что после 1 сентября 2004 года, – когда террористы в Беслане захватили школу, – везде побеждает партия «Единая Россия». Именно после Беслана Владимир Путин объявил о начале строительства вертикали власти.
Это было необходимо на фоне стремления ряда лидеров национальных республик к сепаратизму и террористической активности на Кавказе. Путин сделал единственно возможный шаг. Наступившая стабильность, как потом стало ясно, привела к экономическому росту и улучшению качества жизни значительных слоев населения.
Но, как всегда, возникли перегибы на местах. Вместо вертикали власти мы во многих регионах получили систему местных князьков-губернаторов, которые стали формировать вокруг себя, по сути, ОПГ, а «властную ренту» превращали в миллиардные счета в офшорах. Все это мы увидели после недавних разоблачений губернаторов Сахалина и Коми.
Эти же местные князьки полностью взяли под контроль выборы. Протоколы на избирательных участках банально фальсифицировали. В некоторых районах Тверской области мы видим, как выборы из года в год тотально фабрикуются. Все об этом знают. Но почему-то ни региональные партийные руководители, ни прокуратура, ни ФСБ на это не обращают внимание. Это первый признак того, что в регионе государственный аппарат сращивается с мафией.
Такая система крайне опасна для государства. Она блокирует все кадровые лифты, не дает возможности здоровым силам законно прийти к власти (любого уровня) и как-то влиять на ситуацию. Это и создает условия для различных «оранжевых революций». Дело усугублялось тем, что в результате перегибов «строительства вертикали» была разрушена сама система местного самоуправления. Граждане перестали влиять даже на ситуацию в своем районе или селе. В муниципалитетах повсеместно были отменены прямые выборы мэров. Ни одна власть не может быть талантливее народной инициативы, ее ограничение – это путь к застою. Экономическое и культурное развитие возможно только в условиях развитых институтов МСУ.
Кажется, в Кремле это поняли. Первый заместитель руководителя Администрации президента РФ Вячеслав Володин неоднократно говорил, что конкурентность выборов будет нарастать и что использование административного ресурса недопустимо. Некоторые губернаторы и прокуроры пока не хотят выполнять указания Кремля. Но это пока. Ситуация в Иркутске – тому подтверждение. Политическая борьба будет нарастать на региональном уровне. По сути, Кремль уже начал поиск преемника, и ищет он его вне ближнего круга президента Путина.
«КИСЕЛЕВЩИНА» – ОПАСНАЯ ШТУКА
Другое дело, что в Кремле, на мой взгляд, обеспокоены убедительной победой коммуниста. Там явно нет тех, кто хотел бы вернуться в советское прошлое. Одно дело – пропаганда для обывателей, которую Кремль организует через центральные каналы телевидения, а другое – реальная политика. В России социально-экономический строй не менялся и экономическая элита, возникшая за последние тридцать лет, уходить не собирается. Требуется лишь ее обновление, пропуск в нее новых талантливых лиц, желательно ориентированных на национальные интересы.
Возможно, после победы коммунистов произойдет осознание того, что вся эта «киселевщина» на центральных каналах телевидения – опасная штука. Мы уже видим, как наиболее агрессивные маргинальные слои населения взяли на вооружение идеологемы самого мракобесного сталинизма. Уже официально звучат призывы к погромам по социальному и национальному признаку. Маргиналы не любят работать, не способны создавать, но они жаждут делить чужое и убивать инакомыслящих. И их очень много. Никогда они голосовать за партию «Единая Россия» не будут, какие бы иллюзии ни питали кремлевские политтехнологи по этому поводу. А вот головную боль для ФСБ в будущем они создадут.
Поэтому очень важно, как будет трансформироваться сама КПРФ. Три десятилетия Геннадию Зюганову удавалось сохранять равновесие: по сути, он проводил в парламенте политику респектабельной социал-демократической европейской партии, при этом для народных масс оставаясь маргинальным коммунистом. Это и обеспечивало успех на выборах. Совковые штампы живучи в народном сознании, а кремлевская пропаганда их вовсе не разрушает, а последние годы, наоборот, только усиливает. Это делает нацию неконкурентоспособной на культурном и экономическом поприще, но, похоже, в этом никто пока не отдает себе отчета.
Мы видим, как в Европе коммунистические партии участвуют в политической борьбе и даже побеждают на разных уровнях. И никто из этого не делает трагедии. Но там другое общество. Над западными людьми никто не делал экспериментов, их не вырывали из контекста мировой христианской культуры. А наши люди не только испытали репрессии и понесли невиданные жертвы в гражданской и мировых войнах – они уже сто лет живут в ситуации идеологической обработки их сознания.
Понимая эту опасность в Украине, где живут такие же постсоветские люди, там запретили коммунистическую идеологию – понятно, что для России такой путь неприемлем. Но мы должны найти способ трансформации коммунистической идеологии в умеренную социал-демократию. Только она может эффективно противостоять идеологии экстремистского либерализма. Любые формы крайних идеологий экстремистского толка – как левых, так и правых – опасны для общества.
Это единственный путь мирного и устойчивого развития нашей страны. Это путь, в котором мы сбережем жизни наших граждан и обеспечим опережающее культурное и экономическое развитие. Иначе мы исчезнем как народ.
Поэтому я поздравляю с заслуженной победой кандидата от КПРФ Сергей Левченко. Но всем надо думать, в какую сторону движется Россия. Время пришло.
Геннадий КЛИМОВ