Дети не могут без любви

06.10.2015, 15:08

Как живет школа-интернат в Медном

Новый учебный год начался для всех детей – в том числе для тех, кто живет и учится «на особых условиях». Это воспитанники детдомов, школ-интернатов и прочих «казенных домов». Как общаться с такими детьми? Нужно ли укрупнять детдома? Полезны или вредны бесчисленные потоки благотворителей? Об этом «Каравану» рассказал директор Медновской школы-интерната Виталий СОЛДАТОВ

 

СПОРТ, КИНО И ПОЕЗДКИ

 

– Виталий, расскажите про историю вашей школы-интерната…

– Медновская школа-интернат создана в 1963 году как санаторная школа-интернат для обучения, воспитания и оздоровления детей, имеющих т.н. «малые» формы туберкулеза. Также мы принимаем детей, нуждающихся в длительном (несколько месяцев, более года) лечении, часто болеющих и потому пропускающих занятия в школе.

Наша школа – это уникальное учреждение, где бок о бок работает квалифицированный педагогический и медицинский персонал. Как и все, наши дети сдают ГИА, и мы выпускаем их с аттестатом об основном общем образовании. Одновременно в школе-интернате находятся 80-85 воспитанников, за год через нас проходят более 100 детей. Они поступают из разных районов Тверской области или из Твери по медицинским показаниям на определенный срок санаторного лечения. В конце года этот срок может быть продлен.

– Какие дети у вас учатся?

– Сейчас в основном это дети из малообеспеченных семей. Среди них много педагогически запущенных детей, которым никто не читал сказок, не играл с ними с игры, их никто не готовил к школе. Есть небольшое число опекаемых детей-сирот, есть несколько «трудных» подростков. Поэтому каждому педагогу есть над чем потрудиться – учителю, воспитателю, психологу, логопеду, руководителю игровой комнаты.

В школе-интернате 9 классов-комплектов, т.е. дети у нас с 7 до 16 лет. С 2014 года проживание детей организовано по типу воспитательных групп (раньше было по «казарменному типу»). Мы открыли 6 таких групп – 3 для мальчиков, 3 для девочек.

– Чем дети занимаются помимо уроков?

– Для детей работает роскошная сеть кружков и секций – 20 штук. И спорт, и изо, и хореография, и гитара, и бисероплетение, и радиотехника… Очень много сил тратят администрация и педагоги на то, чтобы дети выезжали за пределы школы-интерната, это путь к их успешной социализации.

По итогам своей кружковой деятельности наши дети ездят ОЧЕНЬ много, и расходы берет на себя учреждение. В прошлом году мы были в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Сочи, Тольятти и даже в Минске. Сейчас команда ребят отдыхает во Всероссийском детском центре «Орленок» под Туапсе. Мы туда ездим каждый август.

С 2006 года у нас действует своя система киновоспитания, по которой делается очень много, включая ежегодный всероссийский детско-юношеский кинофестиваль и научно-практическую конференцию «Актуальные проблемы кинопедагогики и медиаобразования» (fest.msshi.ru), собирающие до 100 участников. Каждый год мы выезжаем с самодеятельным концертом для женского стационара Тверского онкологического диспансера. Самое бурное развитие – у футбольного клуба, который объединяет не только наших воспитанников, но и выпускников и даже школьников соседних школ.

С 2003 года действует любопытный проект – стипендия для тех, кто учится стабильно положительно или кто улучшил свою успеваемость за истекшую четверть. У проекта своя хитрая документация, благодаря чему ребята учатся писать заявления и расписки, отчитываться за полученные деньги. Мы их учим выбирать, примерять и покупать товары в магазинах, планировать бюджет – они ничего этого не умеют.

Детям у нас нравится – многие даже не хотят уезжать. Мы их очень любим и даже скучаем, когда с ними расстаемся на летние каникулы.

 

САМОЕ СТРАШНОЕ – «ВОЗВРАЩАЕМЫЕ» ДЕТИ

 

– Сейчас в России сложилась тенденция к укрупнению детдомов. На ваш взгляд, это правильно?

– Число воспитанников в тверских детдомах за последние годы резко сократилось. Много детей были переданы в приемные семьи. Остались старшие дети, которых уже не возьмут в семью, увы. Самое страшное – это «возвращаемые» дети – те, которые ушли в семью, но вскоре по разным причинам были возвращены обратно в детдом.

Даже при нашем небольшом количестве детей-сирот было три случая устройства детей в приемные семьи. Мы регулярно с ними поддерживаем связь.

С одной стороны, устройство детей-сирот в приемные семьи – это хорошо. Ребенок должен жить в семье, иметь свое личное пространство, свои неприкосновенные вещи, родных людей… Все это благотворно влияет на искалеченную психику ребенка-сироты. Тогда как факторы детдома/школы-интерната могут усугублять нарушения психики – постоянная сменность воспитателей; контроль 24 часа в сутки; низкая эмоциональность среды и многое другое. Из-за всего этого развивается комплекс тяжелых деприваций ребенка-сироты, возникают нарушения психики, с которыми он не может справиться.

В семье все это можно сгладить. Но есть и обратная сторона, которая таит в себе опасность: некоторые семьи берут к себе детей-сирот (по 5 и более) ради выплат, а они немалые. Дети не получают должного внимания у таких «родителей» – те их попросту не любят… И тогда дети сбегают, их ловят и возвращают в детский дом…

Бывают и поистине образцовые детдома, где детей так любят и так устраивают их быт, что дети никуда не хотят уезжать – там они чувствуют любовь и защищенность.

Потом, с советского времени сохранялась умная традиция – устраивать ребенка в детдом максимально близко к его малой родине, к тому месту, где он родился и рос. При тенденции к укрупнению детских домов привязку к малой родине сохранить трудно.

 

ДЕНЬГИ НА РЕМОНТ ЛУЧШЕ ПЛАНШЕТА

– Какие условия, по-вашему, в идеале должны быть в детском доме? Сколько детей? Сколько педагогов?

– Детдом должен иметь немного воспитанников, постоянное и ограниченное число воспитателей, очень яркий эмоциональный фон (мероприятия, события, встречи, поездки). У детей нужно воспитывать чувство личного пространства, привязанность к каким-то личным вещам (фотографии, памятные вещи, подарки).

Воспитатели должны разбираться в психологии ребенка-сироты и соответственно планировать свою работу. Дети часто должны выезжать за пределы учреждения. Максимально часто их надо объединять с детьми, воспитывающимися в «примерных» семьях, дабы дети-сироты воспринимали образцы положительного поведения. Иначе сирота может вырасти на примерах и реакциях других сирот – а согласно исследованиям ученых, это не менее 15 нарушений эмоционально-волевой сферы / психики.

Воспитатели должны просто любить этих детей – тогда все будет хорошо (насколько может быть хорошо ребенку-сироте). Если дети доверяют свои тайны и секреты этому человеку, это дорогого стоит… А супер-евроремонты в детском доме совершенно необязательны. Не они коррегируют искалеченную психику, а нечто другое…

– Сегодня часто возникают проблемы с благотворительностью. Многие приезжают в детские дома, дарят детям всевозможные гаджеты, вот такая благотворительность нужна? И не вредна ли она детям?

– У детей, воспитывающихся в «казенных домах», волей-неволей развивается комплекс иждивенчества: несмотря ни на что, ты получишь все дневное меню в столовой. Если ребенок не хочет, нет механизмов заставить его делать уборку. Некоторые дети даже думали, что из чайника всегда течет сладкий чай… Представляете, ни разу в жизни не класть желаемое количество ложечек сахара в чай! А благотворители действительно часто приезжают и передают нам подарки, особенно в праздники. Перед Новым годом просто шквал! Если количество подарков на «душу населения» зашкаливает, то, разумеется, ребенок перестает их ценить.

В таких случаях могут иметь место и капризы типа «А мне это не надо, дайте вон лучше то», расшвыривание подарков, скорые поломки… Особенно портят в нравственном плане детей дорогие подарки. Причем меценаты и понятия не имеют, что их подарок может не «состыковаться» с воспитательной концепцией учреждения. Например, подарен планшет (игровая консоль РSР, смартфон), и ребенок «улетает» в него с головой, играет часами. А если есть Интернет, то дело вообще «швах»… А по федеральным санитарным нормативам за экраном электронной игрушки ребенок может проводить от 60 до 90 минут в НЕДЕЛЮ (в зависимости от возраста)!

Как воздух нам нужна сегодня другая благотворительность – в виде ремонтов, закупки различных инструментов, материалов и т.п. Вот таких бы благотворителей побольше, ибо на это денег постоянно не хватает.

– С другой стороны, иногда детдома отказываются от элементарных вещей, которые приносят люди, ссылаясь на то, что этого уже достаточно.

– Это верно. А что прикажете делать, если в детдоме мало воспитанников и недавно прошел поток благотворителей, и дети одарены одеждой, предметами гигиены, сладостями, игрушками… Когда дети обеспечены НОВОЙ одеждой, руководитель, конечно, откажется от очередной партии секонд-хенда. Когда библиотека забита книгами, он откажется от книг… Вот если бы эти благотворители переключились на закупку материалов для ремонта, на оплату услуг полиграфии и т.д. – вот тогда был бы другой разговор…

 

РЕБЯТА МОГУТ МНОГОГО ДОБИТЬСЯ

– Ведется ли у вас какая-то статистика судеб детей после школы-интерната?

– Ведется по возможности. Есть интересные судьбы, о которых можно рассказать. В качестве пост-интернатного сопровождения мы помогаем детям-сиротам и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Из недавних выпускников двое наших сирот (Максим и Наталья) отучились в колледжах Твери и с нашей помощью поступили в Московский государственный университет технологии и управления им. К.Г. Разумовского – юноша в Тверской филиал, а девушка в Москву. Учатся на втором и третьем курсах.

Еще один юноша-сирота и юноша в трудной жизненной ситуации (Максим и Виталий) поступили в Тверской технологический колледж, регулярно приезжают к нам. Юноша и девушка (Руслан и Виктория, оба в трудной жизненной ситуации) учатся на учителей физкультуры – так сильно повлиял на них наш тренер по футболу. Кстати, своеобразной скрепой для многих выпускников – как юношей, так и девушек – стал футбольный клуб, которым руководит педагог от Бога, молодой парень, энтузиаст Евгений Власишин. Ребята много тренируются и много ездят – Тверь, Москва, Питер, – везде занимая призовые места. Самые желанные гости – это выпускники, для которых футбольный клуб – это ДОМ, куда можно приехать в любое время. Тренировки Евгений проводит ежедневно, часто устраивает товарищеские матчи с приглашением местных и городских футболистов. Весело!

Были у нас два братика из Приднестровья, осиротевшие после незаконной миграции в Россию. Им грозила депортация в Молдавию, но волей судьбы, во время нашей поездки в гости в парусную флотилию «Каравелла» в Екатеринбург, случилось чудо… К старшему брату прониклась одна свердловская семья. Прошел трудный год, связанный с оформлением документов с обеих сторон. На зимние и летние каникулы братья уже выезжали к своим будущим приемным родителям. Через год они уехали туда навсегда… Об этой драматической истории – в нее постоянно вмешивалось молдавское посольство, жаждавшее переместить этих детей в молдавский детдом – подробно писали «Тверские ведомости». По сей день мы общаемся с этой семьей и с ребятами.

За всю более чем 50-летнюю историю школа-интернат выпустила множество ребят, которые многого в жизни добились. Они с нами тоже поддерживают связь.

Но есть и ребята, у которых не получилось устроить жизнь, которые не смогли возвысить свою искалеченную психику ребенка-сироты на жизнь во имя семьи, по законам общества…

– Помогаете ли как-то тем, кто оказался после интерната в трудной ситуации?

– Разумеется, таким детям мы помогаем в первую очередь – ведь для этого у нас все ресурсы: работники, которым можно дать поручение; служебная машина; попечительский совет (шефы), которые могут взять на себя определенные расходы.

Поддерживаем буквально на каждом шагу девушку-сироту, которую Бог наградил удивительными талантами – в том числе художественным. Много сил в Веру вложили наши педагоги, девочка поступила в художественный колледж им. Венецианова, учится на «отлично», мы помогали ей устраиваться работать в летнем лагере вожатой. С этого года Вера взяла на себя нашу видеостудию, поступила к нам на работу и мечтает вернуться к нам учителем…

Наши шефы предложили запустить для таких выпускников, как Вера, специальный проект поддержки. Сейчас уже готов проект положения…

Екатерина СМИРНОВА

23 0
Лента новостей
Прокрутить вверх