В Тверь привезли знаменитый спектакль Романа Виктюка
10 октября в ДК «Пролетарка» показывали легендарный спектакль Романа Виктюка «Саломея». Он почти 20 лет в репертуаре, но продолжает успешно гастролировать, собирать залы и оставлять зрителей в легком шоке
СТРАННЫЕ ИГРЫ В ДОМЕ ОСКАРА УАЛЬДА
К Роману Виктюку, учитывая слухи о его нестандартной сексуальной ориентации, публика, особенно провинциальная, относится неоднозначно. В зале почти не было мужчин, и тетеньки интеллигентного вида, чтобы не стоять в очереди, без стеснения шли в туалет с буквой «М». Один знакомый бухгалтер, когда ему предложили пересесть с заднего ряда на первый, пошутил: «Неет! На другом бы спектакле пересел, а у Виктюка – не буду».
Но, что бы ни говорили, «Саломея» – исключительно целостный авторский спектакль со своей неповторимой эстетикой. И хотя он затрагивает такие табуированные темы, как гомосексуализм, это смотрится не пошло, а стильно и чувственно. И танец Саломеи в золотистых трусиках, и Оскар Уальд с пышным бантом на поясе, похожим на петушиный хвост, и веер Иродиады из красных «мечей» – здесь продумана каждая деталь, и все вкупе действует на зрителя ошеломляюще.
Страсть и красота – основные темы в творчестве Оскара Уальда. За свою страсть к нежному юноше Альфреду Дугласу (Бози), сыну английского лорда, Уальд поплатился судебным процессом и двумя годами тюремного заключения. Сцены из зала суда и отрывки из «Саломеи» переплетаются в спектакле.
Инсценировка «Саломеи» – это одновременно «странные игры» в доме Оскара Уальда с его знакомыми юношами, которые и заинтересовали английскую полицию. Здесь русская речь непроизвольно перетекает в английскую, в костюмах сочетаются полуобнаженные торс и пышные юбки, писатель Уальд изображает царя Ирода, а его любовник Бози – обольстительницу Саломею, потребовавшую за свой танец голову пророка Иоканаана на серебряном блюде.
Только действительно гениальный режиссер мог соединить эти спорные вещи так, чтобы они смотрелись органично, и соблюсти тонкую грань между хихиканием в кулак и душераздирающей страстью: «Ну почему твои губы одновременно созданы для песен и поцелуев?»
Одни из самых сильных моментов «Саломеи» – пластическая партитура актеров (Виктюк) и хореография (Алла Духова). И хотя спектакль уже не молод, но все актеры находятся в прекрасной физической форме, исключительно подтянутые и с кубиками пресса.
Самый эротичный из них – исполнитель главной роли Дмитрий Бозин – дал интервью еженедельнику «Караван+Я».
И хотя он так убедительно играл любовника Уальда, на поверку оказался прекрасным семьянином, отцом двух дочерей – но, полагаю, таким же экспрессивным и страстным, как и его Саломея.
МИСТИКА СПЕКТАКЛЯ: ДМИТРИЙ БОЗИН В РОЛИ БОЗИ
– Вашего героя зовут Бози. Случайна ли эта перекличка с вашей фамилией?
– Это одна из самых фантастических историй, связанных со спектаклем. Невероятная магия совпадения. В реальности человека звали лорд Альфред Дуглас, но Оскар Уальд называл его Бози. Никакого созвучия, заметьте, нет – почему такое прозвище? Мы смотрели в Лондоне спектакль, где звучало это имя. Роман Григорьевич ошалел, когда это услышал. И вот спустя примерно двадцать лет – спектакль «Саломея» уже шел вовсю – моя дочь наконец решилась его посмотреть. Вместе с сестрой она заходит в мой кабинет и начинает готовиться – читать книгу «Женщины в Библии». А потом дети зовут меня и сообщают: по одной из легенд, женщину, попросившую, чтобы пророку отрубили голову, звали Бозия…
– Поэтому вам сам бог велел…
– Без шансов. Это парадоксально. Бози, Бозия, Бозин… Моя славянская фамилия Бозин, кстати, вообще-то значит «Божий»… Я думаю, есть данность, которую надо исполнить. Этот символический момент во многих смыслах ключевой для нашего союза, для этого направления в театре.
– Играя женщину на сцене, вы лучше начинаете понимать женщин? Свою жену, дочерей?
– М-м-м… Женщину надо любить. Гениально сказал мой персонаж господин Анри «В Орфее и Эвридике»: «Я привел тебя к вратам смерти, ты пошел за мной на край света, не спросив моего имени. А теперь, стоя у ворот смерти, ты хочешь ПОНЯТЬ?» Ты последовал какому-то импульсу, а потом хочешь подключить мозг. Есть глыбы, которые никогда не осознать. И не надо этого делать.
– Как вам удается раскрепоститься в таком сложном спектакле?
– Кому – мне? Первый спектакль, который я играл, – это «Рогатка» с Маковецким. У Сережи так же нет никаких комплексов. Мы играли ОЧЕНЬ раскрепощенно. А второй мой спектакль – это Маркиз де Сад «Философия в будуаре». На меня это свалилось аж в 22 года.
– А как раскрепостить зрителей?
– Я прекрасно понимаю, с каким менталитетом имею дело. Я не пытаюсь ломать представления. Я даю человеку время. Он не должен понять это сегодня. Энергия, которую я открываю в персонаже, энергия, заложенная в самой истории, ой не сладкая! Столкнуться с ней в жизни, ощутить ее в себе – это кара. Никогда не было такого, чтобы все люди были чувственные. Наоборот, чувственность в мифологических сюжетах показывается как исключение. Медея – она чокнутая! Саломея – чокнутая! Древние греки не обращались к персонажам: «О великая чувственность!» Они говорили: «С ума сошла баба!» Саломея – это как раз «с ума сошла баба». Никому этого не пожелаю.
– Вы в прекрасной физической форме. Как много вы тренируетесь?
– Физики и на спектаклях хватает. В перерывах я устраиваю себе солдатский режим: бегаю по 8 км, езжу на велосипеде, занимаюсь на турнике.
– Это нужно вам для создания образов? Или вы просто так лучше себя чувствуете?
– Во-первых, этого требует кровь. Во-вторых, у меня очень красивая жена, и надо как-то соответствовать.
Любовь КУКУШКИНА