В Твери прошел круглый стол по защите экологии
Почти половину Тверской области занимают леса. Естественно, находятся люди, которые делают на этом бизнес, причем не всегда законный. «Караван+Я» уже не раз публиковал материалы о незаконных вырубках, в том числе и якобы «санитарных». 22 октября активисты ОНФ обсудили актуальные для региона проблемы экологии и защиты леса
НА ПРОКУРОРА НАДЕЙСЯ, А САМ НЕ ПЛОШАЙ
До обсуждения эксперты ОНФ посетили Вышневолоцкий район, жители которого обнаружили незаконную вырубку. На выезде присутствовали и сотрудники районной администрации, лесничества, природоохранной прокуратуры. Оказалось, что лесорубы (видимо, имея доступ к кадастру), «хорошо» подгадали место для вырубки. Во-первых, оно расположено на границе районов, и чиновники сообщили, что вырубка вообще находится в Спировском районе, а на «черных лесорубов» уже заведены уголовные дела. Во-вторых, земли находятся в разной собственности. Следовательно, разбирательства во всем этом грозят огромной бюрократической волокитой.
Площадь леса вырублена огромная, дорога до него выстлана досками, но правоохранительные органы утверждают, что лесовозов никто не видел. Причина, наверно, банальная – рейды устраиваются раз в неделю по четвергам, и лесорубам несложно выстроить свой график, чтобы не попасться. ОНФ собирается продолжить распутывать клубок, однако (хоть на сайте Правительства области радужная статистика), по статистике правоохранительных органов Тверской области, крайне мало уголовных дел возбуждается по незаконным вырубкам. Активисты также надеются на природоохранную прокуратуру, которая довольно эффективно работает в этом направлении.
Круглый стол, вернувшись из поездки, открыл Владимир ГУТЕНЕВ, координатор Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса, депутат Госдумы:
– Наш проект создан для защиты леса. К нам поступает множество обращений от жителей по проблемам городских лесов, лесов на сельскохозяйственных землях, незаконных свалок и раскопкам карьеров, то есть недр земли. В Иркутской области, например, при нашем участии были раскрыты коррупционные схемы: 21 человек арестован, заведено 19 уголовных дел. Если говорить про Тверскую область, то здесь эксперты ОНФ предотвратили незаконную санитарную вырубку в Старицком районе. Сегодня мы приехали сюда из-за огромного числа обращений по нашей теме.
«НЕ МОЖЕТЕ ПОВЛИЯТЬ НА ЛЕСОРУБОВ – ВЫРОЙТЕ КАНАВУ!»
Пожалуй, самая глобальная проблема – это продажа государственных земель лесного фонда как земель сельхозназначения.
Павел КУЗИН, член рабочей группы ОНФ: Эта проблема остро стоит на территории всей Тверской области. Так, например, в Неклюдовском сельском поселении Кимрского района жители обнаружили незаконную вырубку. Началась проверка. Выяснилось, что земли одновременно находятся в частном владении и во владении Российской Федерации. В итоге дело затянулось. Так что проблема прежде всего в кадастровом учете.
Дмитрий ПЛЕХАНОВ, тверской межрайонный природоохранный прокурор: Аналогичный факт был в Рамешковском районе, когда земли одновременно принадлежали Лесфонду и сданы в аренду частникам. После нашего вмешательства рубку прекратили. Что касается Кимр, то дело там затянутое, но пока мы его выигрываем.
Михаил КОЗЛОВ, министр Лесного хозяйства Тверской области: Проблема еще и в том, что у нас не все земли отмежованы и поставлены на учет, а только около 50%.
Владимир ГУТЕНЕВ: А почему так происходит? Вот мы сегодня были в Вышнем Волочке, там такая чересполосица идет, просто идеальное место для вырубки.
Михаил КОЗЛОВ: На то, чтобы закончить межевание земель, нужны средства, которые должен выделить федеральный бюджет. Кроме того, этим занимается Росреестр, у нас нет полномочий. Защищать земли от лесорубов также мы не можем – этим должны заниматься правоохранительные органы.
Владимир ГУТЕНЕВ: Даже если вы не можете повлиять на лесорубов, выройте вы канаву на дороге, чтобы они просто не смогли вывозить этот лес! Это же ваши территории!– возражает Гутенев.
Валерий БАРЫШНИКОВ, заместитель министра Лесного хозяйства Тверской области: У меня есть предложение. Нужно систематизировать разделение лесных земель, чтобы сотрудники Росреестра видели, где находятся спорные земли. Кроме того, на законодательном уровне отказывать в оформлении документов на такие земли. А также хотелось бы, чтобы у частников, которым принадлежат сельскохозяйственные земли с лесопосадками, была возможность заниматься этим лесом, ухаживать за ним.
Другая проблема, которую рассмотрели активисты, – незаконные назначения санитарных рубок.
Владимир КУЗНЕЦОВ, сопредседатель регионального отделения Общероссийского народного фронта: В Старицком районе лесопатолог вынес заключение, что лес болен, и его нужно вырубить. Эксперт, которого привлек ОНФ, опроверг предыдущее заключение. Но после этого министерство лесного хозяйства провело свою экспертизу, по ее данным оказалось, что нужна выборочная санитарная рубка, а не сплошная, как было назначено изначально. В итоге делом занялся Следственный комитет, но не нашел основания для возбуждения уголовного дела.
Михаил КОЗЛОВ: Вообще, работа лесопатолога всегда спорна. Он решает – рубить или не рубить. С одной стороны, все кричат о санитарных вырубках, а с другой – люди жалуются на нашу работу, так как видят в лесах сухие деревья.
Владимир ГУТЕНЕВ: Лесопатолог как врач – по количеству здоровых пациентов мы можем судить о его профессионализме. Поэтому решения о вырубке леса должны быть максимально взвешенными.
На этом обсуждение закончилось. А пока представителям ОНФ предстоит еще разобраться с незаконной вырубкой в Вышнем Волочке.
Записала Екатерина СМИРНОВА