Гибель культуры в тверской глубинке (на примере Бежецка)
В Бежецке закрывают городскую библиотеку с 65-летней историей. Постановление о начале ликвидации учреждения вышло 9 октября, и к 14 декабря библиотека работает последний день. Так Бежецк подводит итоги Года литературы.
– Говорят, вопрос о нашем закрытии стоял еще в прошлом году, но тогда нас сумели отстоять, – рассказывает заведующая библиотекой Нина Лебедева. По голосу чувствуется, что женщина в глубоком отчаянии. – Библиотека обслуживала около 2200 читателей, и они очень расстроены. Многие ходили к нам на конкретных библиотекарей. Встретишь кого на улице – спрашивают: «Кто сегодня на абонементе?» Слава богу, что наши книги попали в хорошие руки – часть мы отдали в районную библиотеку имени Шишкова, часть – в Пестихинскую библиотеку, это наш филиал. Я очень рада, что хоть его не закрыли.
Действительно, остается утешать себя тем, что книги не пропали, как, например, в прошлом году в Красном Холме. Там решили «ускорить» переезд библиотеки и сожгли часть книг в кочегарке, чтобы не тратить время на транспортировку… Сейчас, кстати, в прежнем помещении краснохолмской библиотеки собираются открывать магазин. А что будет в Бежецке?
Кстати, городская библиотека занимала всего 60 квадратных метров, в ней работали 6 сотрудников – как пенсионеры, так и молодые. Сомневаемся, что министерство культуры предложит им новую работу.
Вообще, происходящее в Бежецке – это пример того, как уничтожается культура в русской провинции, когда-то подарившей стране множество талантов. Так, здесь родился писатель Вячеслав Шишков, автор романов «Емельян Пугачев», «Угрюм-река», а посвященный ему музей закрыт для посетителей вот уже несколько лет.
– В 2010 году было установлено, что музей Шишкова находится в аварийном состоянии, и в 2011-м его закрыли на ремонт, начались проектные работы, – рассказывает директор музея Марина Панфилова. – В 2012 году был завершен первый этап: отремонтировали фундамент, крышу, заменили кирпич на фасаде. А вот в 2013 году область прекратила выделять средства на проведение работ. До сих пор музей закрыт, и сколько это продлится, неизвестно, никто ничего не объясняет. Денег нет, и все. Весь фонд сейчас хранится в музее Василия Андреева – виртуоза-балалаечника, руководителя первого в истории России оркестра музыкальных инструментов. Оба музея не работают.
Ощущение, что все лучшее у нас позади, еще не самое страшное. Куда страшнее другое: оптимизация отнимет у нас и память о том, что когда-то у нас были Шишковы и Андреевы.
Экономия экономией, но и абсурд абсурдом. В этом году вся страна празднует Год литературы, а в Бежецке закрывают городскую библиотеку.
Олеся ГРИГОРЬЕВА