Контроль за электричеством в домах будут осуществлять управляющие компании
С апреля 2016 года из платежных квитанций за электричество должна исчезнуть строчка «ОДН», согласно изменениям в Жилищном кодексе. Однако это не означает, что жители перестанут платить за общедомовые нужды – расходы, связанные с потреблением ресурса в местах общего пользования, будут включены в строку «ремонт и обслуживание дома». Проще говоря, ответственность за ОДН Жилищный кодекс возложил на управляющие компании. Директора УК считают, что им придется столкнуться с массой проблем, которые в итоге могут привести к банкротству. «ТверьАтомЭнергоСбыт» собрал своих коллег из управляющих компаний на совещании 20 октября, чтобы совместно найти выход из ситуации. «Караван» разбирался, в чем логика изменений в ЖК и возможен ли компромисс
НЕТ ДОГОВОРА – НЕТ ЛИЦЕНЗИИ
– 2016 год будет сложным, но я надеюсь, что мы войдем в него гладко, без скандалов. Для того сегодня и собрались, – обратился к присутствующим директор «ТверьАтомЭнергоСбыта» Рустам ШАЙМАРДАНОВ.
Споры между ресурсниками и управляющими компаниями из разряда вечных. «Кто заплатит за Васю?» – так называлась статья в «Караване» по материалам круглого стола, организованного редакцией год назад. Благодаря достигнутому консенсусу большинство домов в Твери стали платить за ресурс непосредственно поставщику. Этим оказались довольны и ресурсоснабжающие организации, самостоятельно контролирующие своевременную оплату, и управляющие компании, освободившиеся от ответственности за передачу чужих денег. Однако теперь федеральный закон обязывает УК собирать деньги за ОДН, чему они, естественно, совсем не рады.
– Нет договора УК с РСО – нет соблюдения лицензионных требований, – жестко обозначила требования закона Татьяна АТАЕВА, начальник Госжилинспекции Тверской области. – Для управляющих компаний электроэнергия – это ресурс, который они приобретают для общедомовых нужд и превращают его в услугу для жителей. Согласно требованию 124-го постановления правительства УК должны заключить договор на поставку ресурса – в данном случае с «ТверьАтомЭнергоСбытом». Сейчас не все управляющие компании имеют такие договоры. Госжилинспекция начинает осуществлять контрольные мероприятия – подчеркиваю – в рамках лицензионного договора. Со следующего года полностью меняется структура оплаты ОДН, и управляющие компании должны соблюдать стандарты управления. Весь кавардак, связанный с потерей на сетях, УК должны исправить, иначе это ударит по ним самим.
Госжилинспекция припугнула управляющие компании, а прокуратура Тверской области в свою очередь предупредила Госжилинспекцию:
– Мы поддерживаем позицию ГЖИ в части необходимости заключения договоров между УК и РСО и вступим в дело, если инспекция не справится. Что касается нюансов договора между УК и РСО, то вмешиваться в отношения хозяйствующих субъектов мы не имеем права, – сказал Краснослободцев, прокурор отдела по контролю за соблюдением федерального законодательства областной прокуратуры.
ВОРОВ НУЖНО ПОЙМАТЬ, А НОРМАТИВЫ ПОВЫСИТЬ
Рустам Шаймарданов объяснил, чем новая модель взаимоотношений УК и РСО будет отличаться от существующей.
Сейчас «ТверьАтомЭнергоСбыт» взимает с собственников многоквартирных домов плату как за индивидуальное потребление, так и за ОДН. При такой схеме РСО осуществляет расчет, доставку квитанций, контроль оплаты, а в случае необходимости подает на должников в суд и вводит ограничения.
Когда договор между РСО и УК будет заключен, «ТверьАтомЭнергоСбыт» начнет выставлять счет за общедомовые нужды управляющей компании. Поскольку ОДН – это разница между поставленной электроэнергией и суммарным индивидуальным потреблением, то потеря на сетях и хищения скажутся на росте общедомовых нужд. При этом существует норматив, выше которого управляющая компания не имеет права брать деньги с жильцов. По замыслу нового закона, это является дополнительным стимулом для УК проводить работу по устранению утечек и профилактике воровства. В конечном итоге от этого выиграют и жители.
В свою очередь «ТверьАтомЭнерго-Сбыт» готов выявлять неплательщиков по индивидуальным приборам учета и информировать управляющие компании о должниках. Кроме того, РСО предлагает УК заключить договор о вводе ограничений, который позволит управляющей компании воздействовать на маргиналов, не платящих никогда и ни за что.
Предложения Рустама Шаймарданова вызвали вопросы у представителей управляющих компаний.
– Вы говорите, ОДН – это поставленная энергия минус индивидуальное потребление. Однако жители могут подавать показания приборов учета несвоевременно или недобросовестно, и тогда электроэнергию, потребленную ими в квартирах, включат в счет за ОДН? Я так разорюсь, – сказал Корюн ЛАЗЯН, директор фирмы ООО «Энергия».
– Во-первых, если жители не подают своевременно показания приборов учета, то мы выставляем им среднее статистическое значение за полгода. А почему за полгода, это уже второй ответ на ваш вопрос. Раз в полгода управляющая компания должна проверять индивидуальные приборы учета – тогда вы можете сверить показания, и в конечном итоге сумма за ОДН выйдет такой, какой она и должна быть. Кроме того, обход можно делать чаще – в качестве пилотного проекта готовы предложить вам совместные рейды, – сказали специалисты «ТверьАтомЭнергоСбыта».
Другой больной вопрос – это нормативы за ОДН. В Тверской области они среди самых низких – 1,43 кВт c квадратного метра, в то время как в большинстве регионов в два раза больше. По словам руководителей управляющих компаний, РЭК не учла, что во многих домах старые энергозатратные лифты, освещение в подвалах и т.д. Руководство «ТверьАтомЭнергоСбыта» приняло решение вместе с управляющими компаниями подготовить обращение в РЭК с просьбой пересмотреть нормативы на ОДН.
– Мы понимаем, что от изменений в Жилищном кодексе никуда не денешься, и хотим найти точки соприкосновения с РСО, – от лица управляющих компаний сказал Корюн Лазян. – Думаю, нужно создать рабочую группу и рассмотреть варианты договора на ОДН.
«ТверьАтомЭнергоСбыт» поддержал конструктивное предложение, и на этой позитивной ноте совещание закончилось. Дальнейшее обсуждение новых требований ЖК будет проходить уже в рамках рабочей группы.
Дмитрий КОЧЕТКОВ