Туалетная бумага портит воздух

27.10.2015, 14:39

В селе под Тверью может случиться экологическая катастрофа?

В селе Ильинское Калининского района местные жители обвиняют ООО «Веста» и фабрику по производству туалетной бумаги в загрязнении окружающей среды. Интернет заполонили жуткие фотографии с белой склизкой субстанцией, опутавшей деревья и траву. Говорят, вода при соприкосновении с отходами производства приобретает цвет белой мути. Судя по фотографиям, эти отходы – смесь мокрой крашеной бумаги, скрепок, полиэтилена, пластика и прочих содержимых макулатуры

 

«НА УЛИЦЕ ШТИЛЬ – ДЫШАТЬ НЕЧЕМ»

 

Конечно, макулатура – это не нефтепродукт, и ситуация вокруг фабрики не тянет на масштаб бедствия Мексиканского залива. Но все же мокрая склизкая субстанция из бумаги не доставляет эстетического удовольствия и загрязняет окружающую среду как минимум своим присутствием на траве, кустах и деревьях. Кроме того, жителей Ильинского смущает дым, который в безветренную погоду обволакивает окрестности. Природа у этого дыма разная. С одной стороны, фабрика топится дровами, хотя рядом проложена газовая ветка. Однако, по словам жителей, дым идет не только с производственного цеха, но и с небольшого железного «кубика» с трубой – очевидно, там сжигают отходы от производства, а это бумага и пластик. Последний, скорее всего, и создает зловоние, тревожащее жителей.

Село Ильинское относится к Бурашевскому сельскому поселению, которое возглавляет Сергей Рожков.

– Люди писали письма и обращались еще весной, – рассказывает сотрудник администрации Ольга Евгеньевна. – Писали о едком дыме, стелящемся по земле. В мае или июне администрация Бурашевского сельского поселения выдала ООО «Веста» предписание на устранение дыма. Они это сделали, люди затихли, но буквально на прошлой неделе задымление снова появилось, и люди пришли с жалобами.

Местная жительница Любовь не привыкла жаловаться, но неприятный запах не нравится даже ей:

– Когда погода ветреная – ничего, но когда на улице штиль – дышать нечем.

 

«У НАС РАБОТАЮТ НЕ ГАСТАРБАЙТЕРЫ, А МИГРАНТЫ»

 

 «Караван» отправился на фабрику, и, как выяснилось, журналистов там ждали. Дым шел только из большой трубы, железный «кубик» простаивал. Вдалеке на территории фабрики лихо работал экскаватор, вороша серую грязную кучу. Встретивший меня менеджер Александр Малышев утверждает, что это действо – необходимый этап технологического процесса:

– Это бумажная масса с мусором, мы ее накапливаем, приезжает машина и ее забирает. Как все нормальные предприятия, мы сдаем отходы специализированным компаниям. Дальше этой территории ничего не попадает. Эти фотографии выгребной ямы, что появились в Интернете, сделаны на очень близком расстоянии. А запахи… Это сейчас жители «на газе», а раньше сами топили печи и не чувствовали запаха. Люди приврали, – заверяет менеджер. Но тут же роняет фразу:

– Сами понимаете, на любом предприятии есть накопления чего-то. Мы же не будем каждый раз вывозить 20 кубов на помойку, мы вывозим другие объемы.

– Говорят, большинство работников на бумажной фабрике – гастарбайтеры?

– Не гастарбайтеры, – поправляет меня Александр, – а трудовые мигранты. Они работают легально. Приоритет, конечно, за местными жителями. Фабрика сделана, чтобы им было удобно работать рядом с домом. Соотношение приезжих и местных 15% к 85%, – заверил менеджер.

Однако, по нашим наблюдениям, трудовых мигрантов на фабрике явно больше 15%. Сегодня вопрос с мигрантами в Ильинском не такой острый, но пару лет назад были случаи мелких стычек с местными жителями. Александр показывает цех. Там двое молодых азиатов ловко наматывают стрейч-пленку на огромный вал с бумагой.

– Для создания готовой продукции мы занимаемся переработкой макулатуры с полиграфкомбинатов, берем только лучшие сорта макулатуры, – комментирует Александр. – Макулатура размачивается водой, никакой химии.

Мы проходим с правой и левой стороны предприятия. Видны вспаханные огороды, но за восточную стену мы так и не попадаем. Спускаемся к ручью, он чист. Тем временем Александр Малышев рассказывает, как его рабочие несколько раз разбирали бобровые плотины и спасали деревню от затопления. Говорим и об экологии, о проверках. Перед этим визитом я общался с представителями минприроды – там сообщили, что предприятие числится в их реестрах, то есть его проверяют. Впрочем, любую проверку в нашей стране можно сделать формальностью. Да будет это сказано не в укор бумажной фабрике или министерству, просто это печальная особенность российской экономики.

Мне удалось пообщаться с бывшим рабочим фабрики – Николаем. Ему 17 лет, он живет в 4 километрах от фабрики в деревне Пестово. Этим летом устроился на ООО «Веста», но выдержал лишь 2 недели.

– Работа тяжелая, мы загружали горбыль для печей в трактор. В цехах в основном приезжие. Зарплату задерживают: обещают 15 тысяч, но платят в два раза меньше. Отходы выбрасывали прямо за забор.


 

Очевидно, что неоднозначная ситуация с бумажной фабрикой возникла не на голом месте: и жалобы в местную администрацию на дым, и эти шокирующие фотографии… Явно что-то было, и, похоже, руководство предприятия после постов в Интернете судорожно заметает следы. Между тем Ильинское фактически входит в Новозавидовский заповедник, а ручей, протекающей за бумажной фабрикой, впадает в Шошу.

Нельзя забывать также, что ООО «Веста» – это один из немногочисленных работодателей на селе. Закрывать фабрику ни в коем случае нельзя, для многих это единственный способ заработать хоть какие-то деньги. А вот подумать о дополнительных очистных сооружениях и систематическом вывозе мусора все же стоит. Равно как и подвести к предприятию газ – Александр Малышев сетовал на дороговизну газового проекта. Для малорентабельного бизнеса это весомые издержки. С таким вопросом в идеале должны помочь областные власти. Но сами понимаете – без сложной многоходовочки в виде письма президенту от мальчика из Редкина люди губернатора никому не помогут.

Павел КИРИЛЛОВ

36 0
Лента новостей
Прокрутить вверх