Нуриэль Рубини: «Коллапс возможен, но не обязателен»

10.11.2015, 13:50

Экономист, предсказавший кризис 2008 года, – о том, что ждет экономику мира и России сейчас

Аркадий Дворкович, вице-премьер Правительства РФ, представляет профессора Нуриэля Рубини

В Москве выступил известнейший американский экономист Нуриэль Рубини. Человека, занимающего четвертое место в списке ста великих мировых мыслителей, по версии журнала Foreign Policy, и одного из ста наиболее влиятельных людей мира, по оценке журнала Time, пригласили выступить с публичной лекцией в рамках форума «Открытые инновации» Российская экономическая школа и Фонд Егора Гайдара. Редакция журнала «Бизнес Территория» и еженедельника «Караван+Я» побывала на лекции мистера Рубини, и теперь мы знаем, что ждет экономику мира и России в ближайшие годы

 

МИСТЕР DOOM ВЫХОДИТ НА СЦЕНУ

 

Нуриэль Рубини прославился как человек, предсказавший кризис 2008 года, «мистер Doom» (Безнадега). Об этом напомнил вице-премьер правительства России Аркадий Дворкович, представивший Рубини собравшимся. Он рассказал, что несколько лет уговаривал Рубини приехать в Москву с лекциями, каждый год встречаясь с ним на мероприятиях вроде экономического форума в Давосе.

Зал ЦДХ, обычно полупустой даже во время самых крупных форумов и фестивалей, ломился от публики. Многим в это субботнее утро вместо сладких снов захотелось узнать прогнозы на экономическое будущее страны и мира.

Мы привыкли рассматривать мир в парадигме «Россия – пуп Земли». Лекции таких людей, как Нуриэль Рубини, позволяют почувствовать пульс мировой экономики, которая очень мало завязана на России, чей ВВП в мировых объемах крайне незначителен. Мировую экономику волнует прежде всего Китай – вторая экономика мира, стремящаяся стать первой. Ждет ли Китай «мягкая» или «жесткая» посадка? Выйдет ли Греция из Еврозоны? Вот вопросы, которые интересны экономистам уровня Рубини. Все отечественные потуги с антисанкциями и импортозамещением укладываются в один жесткий ответ: так, как было с 2003 по 2013 год в развивающихся экономиках (к которым, по мировой классификации, относится и Россия), больше не будет.

 

«ТАК, КАК БЫЛО, БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ»

 

Сегодня экономический рост замедлился во всем мире. Это связано с замедлением роста экономики Китая. По словам мистера Рубини, в Китае больше не будет роста 10-11% в год. Максимум – 5%. 2003–2013 годы были «золотым десятилетием» для развивающихся стран. Легко расти с нуля. Но сейчас произошло насыщение, идет выравнивание уровня жизни. И, кроме того, даже в Китае население стареет. Не говоря уж о Европе, Японии, России и т.д. Старение население – это снижение потребностей, замедление внутреннего спроса, снижение инвестиций, неприятие инноваций. А поскольку демографические процессы идут долго, Нуриэль Рубини прогнозирует рецессию на многие годы. Китаю не светит рост экономики больше 6% в год, Японии – максимум 4%, Европе – 2-3%, России – 1,5-2% в год (для сравнения: с 1998 по 2008 год экономика России росла темпами 8% годовых).

Проблем, по деликатному выражению Нуриэля Рубини, добавляет «неопределенность в политике». Сегодня у корпораций скопились огромные средства, но они опасаются тратить их на развитие именно из-за политических проблем.

Еще один парадокс: за последнее время появилось огромное количество инноваций, но они пока не привели к резкому росту производительности. Может быть, потому, что технологические инновации ориентированы на ограничение трудовых ресурсов, а что делать с освободившимися от производства людьми, еще не придумано.

Кстати, первой по этому пути решила на прошлой неделе пойти Финляндия, где было решено каждому финну, независимо от возраста – от младенца до глубокого старика – выплачивать дополнительно ко всем его доходам 800 евро в месяц.

Во всех странах назрела необходимость в структурных экономических реформах, и нигде их не предпринимают. В демократических странах политики откладывают реформы из-за выборов, в странах вроде Китая (Нуриэль Рубини тактично промолчал про Россию) – из-за бюрократии, которую вполне устраивает устоявшийся порядок вещей.

 

КИТАЙ – БУДЕТ ЛИ ПРИЗЕМЛЕНИЕ ЖЕСТКИМ?

 

Почему Греция беспокоит мировую экономику? Ее ВВП – 2% от ВВП Европы. Однако выход Греции из Еврозоны мог бы стать началом конца Еврозоны. Сразу бы возник вопрос: кто следующий? А решение Великобритании выйти из Евросоюза могло бы стать началом конца Евросоюза.

Однако Китай и будущее его экономики – проблема №1. «Жесткое приземление» Китая означает коллапс цен на товары, глобальную рецессию. Сейчас Нуриэль Рубини часто бывает в Китае, буквально в день лекции в ЦДХ он летел из Москвы в Пекин. По его мнению, риск такого «жесткого приземления» невысок, но есть. Рубини оценивает шанс такого развития событий в 25%. Сейчас рост экономики Китая снизился до 4% в год. По одним прогнозам, в следующие пару лет он будет стремиться к нулю (это очень плохо), по другим – будет колебаться около 5% (это Рубини назвал «средним приземлением»). По его прогнозам, коллапса в ценах на товары не будет. Также мистер Рубини не прогнозирует резкую девальвацию китайской валюты.

 

«НЕФТИ И ГАЗА ТЕПЕРЬ МНОГО, И ЭТО НАВСЕГДА»

 

Предыдущее «золотое десятилетие», на фоне суперроста Китая, подарило другим странам растущие цены на сельскохозяйственные товары и нефть. Некогда кормившая полмира Россия первым фактором не смогла воспользоваться, однако вторым пользовалась сполна. И многие развивающиеся экономики стран Азии, Африки и Латинской Америки эти попутные ветры поддержали, по образному выражению Нуриэля Рубини, как идущий на взлет самолет.

Но сегодня ситуация на рынке природных ресурсов изменилась. Во-первых, они не нужны больше в таком количестве Китаю. А во-вторых, появились новые технологии добычи нефти и газа на шельфе, сланцевые технологии. На серьезные места по добыче нефти выдвинулись африканские страны: Кения, Танзания, Уганда. «Нефти и газа теперь много, и это навсегда», – констатировал мистер Рубини. Энергетическая картина мира изменилась, спрос падает, предложение растет. То же касается меди – страны, такие как Чили, Перу, Казахстан, строившие свою экономику на ее экспорте, испытывают серьезные проблемы.

Еще одна важная тенденция. Федеральная резервная система США заканчивает политику «нулевой ставки», систему смягчения кредитной политики. Теперь доллары, которые лились в развивающиеся экономики, будут возвращаться обратно в Америку.

Есть страны, которые начали агрессивно проводить финансовые реформы: Мексика, Чехия, Словакия и т.д. Они оказались яркими пятнами на фоне общей депрессии, охватившей развивающиеся рынки. Но это исключение.

В годы роста экономики большое количество дешевых кредитных денег привело к искусственному экономическому буму, некоторые экономики стали наращивать дефицит. «Хрупкие экономики» Индии, Индонезии, Бразилии, Аргентины, ЮАР терпят большие проблемы.

 Дешевые кредитные средства позволяли снова отодвинуть назревшие структурные реформы. По примеру Китая многие страны решили, что государственный капитализм – лучшая модель экономики, и пошли по пути огосударствливания всего и вся. Это точно не способствовало повышению эффективности их экономик. Уход от рыночно-ориентированных реформ – еще одна причина замедления экономического роста.

На эти грабли, как мы знаем, наступила и Россия.

– В общем, наш самолет, – продолжил метафору Нуриэль Рубини, – попал в «идеальный шторм», ситуацию, возникшую путем такого сложения ряда неблагоприятных факторов, который усиливает их суммарный негативный эффект. Теперь все ветры – встречные.

 

ХРУПКАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ

 

В России сложилась, по словам Рубини, хрупкая экономическая ситуация. Совпали и падение цен на энергоносители и эффект от западных санкций и собственных антисанкций. Есть общий шок для экспортеров нефти, есть видное невооруженным взглядом старение населения. Все меньше активных людей, готовых рисковать в бизнесе. Не хватает инноваций, необходимо срочно провести структурные реформы, которые повысят эффективность частного рыночного сектора. Если с 1998 по 2008 год экономика России росла по 8% в год, то с 2011 по 2014-й, даже при цене на нефть 110 долларов за баррель, темпы роста снизились до 3%.

– За счет чего можно повысить экономический рост в стране, где снижается демография и уменьшается количество активных и энергичных людей? Необходимо повышать общественную производительность труда, стимулировать капиталовложения в инфраструктуру. Степень инвестиций в российскую экономику недопустимо низкая. Нужно повышать институциональную эффективность, нужны инновации, прежде всего из частного сектора, способные подтолкнуть этот рост, – считает Нуриэль Рубини.

Спасти Россию может только рост производительности в несырьевом секторе, ставка на образование, развитие человеческого капитала, новые технологии – медицинские, промышленные, финансовые, инновации, идущие из частного сектора.

Есть ряд мер, которые могло бы предпринять правительство России. Надо наконец сделать выбор в пользу структурных реформ, новое поколение должно активно участвовать в глобальной экономике – мировой торговле, инновационной деятельности. Мы попали в мир, где все конкурируют друг с другом. И надо бежать вместе со всем миром, чтобы не отстать безнадежно.

Завершил свою лекцию Нуриэль Рубини так:

– Экономические реформы не могут произойти одномоментно. Прежде всего важно верховенство права, нужны прозрачные законы ведения бизнеса. В таких странах, как Россия, государство всегда активно участвовало в экономике, контролируемой небольшой группой олигархов. Нужно поддерживать создание новых компаний, особенно в высокотехнологичном секторе, что и является залогом успеха. Инновации также можно использовать для привлечения иностранного капитала. Следует создать такую атмосферу, чтобы людям захотелось инвестировать на родине, а не вывозить капитал за границу. Необходимы правила обращения капитала, институты, благоприятствующие ведению дел внутри страны.

К сожалению, в ближайшее десятилетие будет наблюдаться спад цен на товары и сырье. Мне кажется, что России стоит сконцентрироваться на экономической диверсификации. Российский экспорт динамичен, но основан преимущественно на товарах с низкой добавочной стоимостью, он слишком трудоемкий. Нужно продавать товары с высокой добавочной стоимостью – технологии, инновации.

За последний год Россия сосредоточилась на политических аспектах и обороне, но экономические вопросы должны получить приоритет в новостной повестке. Это залог успеха.

Записала Мария ОРЛОВА

14 0
Лента новостей
Прокрутить вверх