Руководитель «Планеты.Ру» Федор Мурачковский – о маркетинге для инженеров и подкованной блохе
Сегодня многие тверские проекты собирают деньги при помощи краудфандинга («общенародного сбора»). «Конаковский хор мальчиков» набирает на свой первый диск, а молодые фермеры – на «космический домик» в экопоселении под Рамешками и т.д. В целом в России этот формат только набирает обороты, однако на самой популярной краудфандинговой платформе «Планета. Ру» уже собрано более 310 миллионов рублей на более чем 2500 проектов. Мы поговорили с руководителем «Планеты» Федором Мурачковским о том, как грамотно «упаковать» свой проект, чтобы собрать денег на его реализацию
ГЛАВНАЯ ОШИБКА – ОТСУТСТВИЕ СТРАТЕГИИ
– Федор, расскажите немного о своей платформе. Мы знаем, что она развивается очень быстрыми темпами.
– Мы начинали с творческих проектов – музыка, кино. Когда заняли прочные позиции в этих отраслях, переключились на другие сферы. В целом по всем программам у нас участвовали 2500 человек, собрано более 310 миллионов рублей, реализовано более 2500 проектов. Отдельно на «Планете» собираются деньги на благотворительные цели.
– Среди ваших клиентов есть те, кто собирает средства на внедрение неких научно-технических разработок?
– Пока это не очень большая доля. Многие инженеры, особенно молодые, смотрят в основном на Запад: там запускают свои крауд-проекты, пытаясь привлечь деньги.
Хотя на самом деле их аудитория находится в России, и неплохо было бы сначала попробовать свои силы на наших краудфандинговых платформах.
Сегодня общее число инженерных проектов – около 2% от всех заявок. Сюда входят, например, проекты по промышленному дизайну, протезированию, разработке программного обеспечения. Главная ошибка молодых инженеров, которые занимаются краудфандингом, – нехватка веры и стратегии. Большинство не знает, что делать, когда нужная сумма наберется. А когда нет четкого алгоритма действий, сложно убедить людей дать вам денег. Сейчас мы стараемся заполнить этот пробел и обучаем всех желающих основам краудфандинга.
– Как это происходит?
– С апреля 2015 года мы открыли «Школу краудфандинга». На сегодня обучение в ней прошли около 2000 учеников. Для первого набора занятия проводились в двух формах – онлайн-мастер-классы и очные занятия в Москве. С сентября текущего года мы запустили второй курс. На этот раз мы разделили программу на категории – социальное предпринимательство, бизнес, городские проекты и т.д. В каждом из направлений мы выбрали 10 лучших проектов, с авторами которых досконально проработали их идеи. Далее прошла защита проектов перед экспертами, а уже затем – запуск на крауд-платформе. «Планета» обладает мощным ресурсом: у нас подключены все возможные платежные системы, на сайте 500.00 посещений в день. Если мы видим, что автор вкладывается в проект, но ему не хватает базовых знаний – мы помогаем ему правильно презентовать свою идею. Кстати, образовательный блок для технологических разработок мы планируем запустить в начале 2016 года.
– В каких категориях программы могут принять участие молодые изобретатели?
– Они могут идти сразу по двум категориям – «технологии» и «молодежное предпринимательство». Главное, чему мы учим, – это грамотно презентовать свой проект и продвигать его в массы: использовать социальные сети, проводить акции, придумывать бонусы и т.д. Часто у молодых изобретателей красивая идея, а «упаковки» нет, хотя умение презентовать себя в современном мире – самое главное. Таким образом, сначала проект надо хорошо «упаковать», а потом идти с ним в люди, рассказывая о нем и вдохновляя других поучаствовать в его жизни. Краудфандинг в этом смысле дает очень много преимуществ – просто надо пробовать.
Дебютный диск конаковской хоровой школы
Школа мальчиков и юношей г. Конаково, которая является единственной школой такого профиля в Тверской области, открыла сбор средств на дебютный CD акапельной музыки «Шедевры русской и зарубежной музыки».
Запись диска будет проходить на мультимедийном комплексе Тверской академической филармонии. Для записи CD необходимо собрать 150 000 руб. до 22 февраля. Если за установленное время сумма набирается – спонсор получает одну из приобретенных акций (подробности в прикрепленной ссылке). Если нет, деньги возвращаются обратно всем спонсорам.
Вы можете поддержать хоровую школу здесь.
Подробнее о школе здесь.
«ВЕСЬ МИР ДЕРЖИТСЯ НА РУССКИХ ИДЕЯХ»
– Автор каждого проекта в краудфандинге обещает своим бейкерам («акционерам». – Прим. ред.) какой-то бонус за денежный перевод. Если проект музыкальный – диск с песнями, если сельскохозяйственный – баночку варенья. А что может пообещать своим помощникам ученый?
– Каждый проект индивидуален. Например, сейчас мы собираем на 3D-принтер для слепых. Каждый, кто поддержал проект финансово, может получить определенный набор полезной литературы, побывать в производственной лаборатории с экскурсией или даже получить сам принтер. Кстати, экскурсия в лабораторию – пример отлично работающей акции, ведь любая эмоция материальна. Например, если бонусом обещан билет на концерт, то проект двигается очень быстро. Другие примеры востребованных аудиторией акций – билеты на концерт, присутствие на репетиции, мастер-класс.
На следующий год у нас далеко идущие планы. Мы возьмемся за активное развитие научно-технического направления: у нас уже есть несколько технических вузов-партнеров.
– Вы ориентируетесь в основном на вузы?
– Да, это наша главная целевая аудитория, и мы хотим плотнее работать с ними. Важно, чтобы талантливым ребятам заранее, на этапе вступления во взрослую жизнь грамотно объяснили, что и как. Когда я выступаю на молодежных форумах и фестивалях, то всегда спрашиваю: «Кто знает, что такое краудфандинг?» Обычно лишь процентов 30 поднимает руку. И приходится всем подробно рассказывать. Но лично меня это радует – это дает возможность донести до ребят, что каждый человек сам кузнец своего счастья, и глупо рассчитывать на дядю. Они должны верить в собственные силы – уметь рассказать о своей идее, знать, как ее обработать. Этому мы и стараемся научить.
– А если краудфандинговый проект провалится – на первый раз, на второй?
– В любом случае это будет позитивный опыт. Если ты не набрал денег с первого раза, то задумайся, почему твое изобретение неинтересно людям и что можно исправить. Идеи ведь тоже должны соответствовать рыночной конъюнктуре. Здесь важно вовремя провести работу над ошибками. Вообще, краудфандинг – это своеобразный тест для изобретателя, лакмусовая бумажка его проекта. Со второго раза твоя усовершенствованная идея соберет уже больше денег, а с третьего раза ты найдешь инвесторов. В итоге выкристаллизуется интересный, нужный всем проект.
«Космический домик» под Тверью
«Караван+Я» уже на раз писал о молодых людях, которые уехали из города, чтобы создать свое поселение под Тверью («Страна великанов», номер 06 (985) от 18.02.2015). Сейчас к ним присоединилась еще одна группа переселенцев, которая собирается реализовать новый проект:
«Называется он «Космический домик». Это легко возводимая купольная конструкция для комфортного проживания трех человек. Особенность конструкции позволяет в короткие сроки создать автономное энергоэффективное жилище для круглогодичного использования. Отработав технологию, мы сможем возводить такие дома не только для нужд поселения, но и на заказ, что позволит привлекать средства для дальнейшего развития. В основе дома лежит деревянный каркас. Конструкция заранее запиливается по схеме, привозится на место и достаточно быстро монтируется. Сейчас мы собираем деньги на стройматериалы».
Но пока, повторюсь, техническая молодежь в этом плане довольно инертна. Они либо продвигаются на Западе, либо надеются на грант. Творчество, социальное предпринимательство, малый бизнес успешнее собирают деньги на свои проекты. Проще, конечно, собрать на новый альбом – там выхлоп быстрее. Инженерные проекты гораздо сложнее и дольше по созданию, они интересны в долгосрочной перспективе.
– Почему все-таки русские инженеры занимаются краудфандингом на Западе?
– Здесь разница менталитетов. На идеях русских людей держится весь мир. Только они у нас либо в единичном экземпляре (как подкованная блоха), либо работают на военно-промышленный комплекс. А людям на самом деле нужны просто интересные гаджеты, вещи, которые делают нашу жизнь приятнее и комфортнее. В России как-то не привыкли в это вкладываться. А на Западе другой менталитет и более высокий уровень жизни. Там это все культивируется, продвигается и оттого лучше работает. У нас же не авторы, ни бейкеры не верят друг в друга. Наша глобальная задача – привить западное понимание краудфандинга в России. Нужно взбодрить ребят, открыть им глаза, подучить их маркетингу и пиару. Ведь что делать молодому инженеру, у которого есть отличная идея? Кредит и грант получить довольно проблематично. Самый лучший выход – это краудфандинг. Одному, конечно, решить свои проблемы тяжело. А вместе мы можем сделать многое.
– Но все-таки у большинства ученых сугубо технический склад ума, им сложно понимать такие гуманитарные вещи, как пиар и маркетинг…
– Тогда надо найти себе продюсера или специалиста по связям с общественностью, который поможет с продвижением проекта. Конечно, не каждому дано красиво говорить и заниматься рекламой. Но в современном мире необходимо уметь делать такие вещи. Тогда ваш проект с гораздо большей вероятностью воплотится в жизнь.
Любовь КУКУШКИНА