Customise Consent Preferences

We use cookies to help you navigate efficiently and perform certain functions. You will find detailed information about all cookies under each consent category below.

The cookies that are categorised as "Necessary" are stored on your browser as they are essential for enabling the basic functionalities of the site. ... 

Always Active

Necessary cookies are required to enable the basic features of this site, such as providing secure log-in or adjusting your consent preferences. These cookies do not store any personally identifiable data.

No cookies to display.

Functional cookies help perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collecting feedback, and other third-party features.

No cookies to display.

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics such as the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

No cookies to display.

Performance cookies are used to understand and analyse the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.

No cookies to display.

Advertisement cookies are used to provide visitors with customised advertisements based on the pages you visited previously and to analyse the effectiveness of the ad campaigns.

No cookies to display.

«Не надо рассчитывать на дядю»

17.11.2015, 13:56

Руководитель «Планеты.Ру» Федор Мурачковский – о маркетинге для инженеров и подкованной блохе

 

Сегодня многие тверские проекты собирают деньги при помощи краудфандинга («общенародного сбора»). «Конаковский хор мальчиков» набирает на свой первый диск, а молодые фермеры – на «космический домик» в экопоселении под Рамешками и т.д. В целом в России этот формат только набирает обороты, однако на самой популярной краудфандинговой платформе «Планета. Ру» уже собрано более 310 миллионов рублей на более чем 2500 проектов. Мы поговорили с руководителем «Планеты» Федором Мурачковским о том, как грамотно «упаковать» свой проект, чтобы собрать денег на его реализацию

 

ГЛАВНАЯ ОШИБКА – ОТСУТСТВИЕ СТРАТЕГИИ

 

– Федор, расскажите немного о своей платформе. Мы знаем, что она развивается очень быстрыми темпами.

– Мы начинали с творческих проектов – музыка, кино. Когда заняли прочные позиции в этих отраслях, переключились на другие сферы. В целом по всем программам у нас участвовали 2500 человек, собрано более 310 миллионов рублей, реализовано более 2500 проектов. Отдельно на «Планете» собираются деньги на благотворительные цели.

– Среди ваших клиентов есть те, кто собирает средства на внедрение неких научно-технических разработок?

– Пока это не очень большая доля. Многие инженеры, особенно молодые, смотрят в основном на Запад: там запускают свои крауд-проекты, пытаясь привлечь деньги.

Хотя на самом деле их аудитория находится в России, и неплохо было бы сначала попробовать свои силы на наших краудфандинговых платформах.

Сегодня общее число инженерных проектов – около 2% от всех заявок. Сюда входят, например, проекты по промышленному дизайну, протезированию, разработке программного обеспечения. Главная ошибка молодых инженеров, которые занимаются краудфандингом, – нехватка веры и стратегии. Большинство не знает, что делать, когда нужная сумма наберется. А когда нет четкого алгоритма действий, сложно убедить людей дать вам денег. Сейчас мы стараемся заполнить этот пробел и обучаем всех желающих основам краудфандинга.

– Как это происходит?

– С апреля 2015 года мы открыли «Школу краудфандинга». На сегодня обучение в ней прошли около 2000 учеников. Для первого набора занятия проводились в двух формах – онлайн-мастер-классы и очные занятия в Москве. С сентября текущего года мы запустили второй курс. На этот раз мы разделили программу на категории – социальное предпринимательство, бизнес, городские проекты и т.д. В каждом из направлений мы выбрали 10 лучших проектов, с авторами которых досконально проработали их идеи. Далее прошла защита проектов перед экспертами, а уже затем – запуск на крауд-платформе. «Планета» обладает мощным ресурсом: у нас подключены все возможные платежные системы, на сайте 500.00 посещений в день. Если мы видим, что автор вкладывается в проект, но ему не хватает базовых знаний – мы помогаем ему правильно презентовать свою идею. Кстати, образовательный блок для технологических разработок мы планируем запустить в начале 2016 года.

– В каких категориях программы могут принять участие молодые изобретатели?

– Они могут идти сразу по двум категориям – «технологии» и «молодежное предпринимательство». Главное, чему мы учим, – это грамотно презентовать свой проект и продвигать его в массы: использовать социальные сети, проводить акции, придумывать бонусы и т.д. Часто у молодых изобретателей красивая идея, а «упаковки» нет, хотя умение презентовать себя в современном мире – самое главное. Таким образом, сначала проект надо хорошо «упаковать», а потом идти с ним в люди, рассказывая о нем и вдохновляя других поучаствовать в его жизни. Краудфандинг в этом смысле дает очень много преимуществ – просто надо пробовать.

 



Дебютный диск конаковской хоровой школы

Школа мальчиков и юношей г. Конаково, которая является единственной школой такого профиля в Тверской области, открыла сбор средств на дебютный CD акапельной музыки «Шедевры русской и зарубежной музыки».

Запись диска будет проходить на мультимедийном комплексе Тверской академической филармонии. Для записи CD необходимо собрать 150 000 руб. до 22 февраля. Если за установленное время сумма набирается – спонсор получает одну из приобретенных акций (подробности в прикрепленной ссылке). Если нет, деньги возвращаются обратно всем спонсорам.

Вы можете поддержать хоровую школу здесь.

Подробнее о школе здесь.



 

 

«ВЕСЬ МИР ДЕРЖИТСЯ НА РУССКИХ ИДЕЯХ»

 

– Автор каждого проекта в краудфандинге обещает своим бейкерам («акционерам». – Прим. ред.) какой-то бонус за денежный перевод. Если проект музыкальный – диск с песнями, если сельскохозяйственный – баночку варенья. А что может пообещать своим помощникам ученый?

– Каждый проект индивидуален. Например, сейчас мы собираем на 3D-принтер для слепых. Каждый, кто поддержал проект финансово, может получить определенный набор полезной литературы, побывать в производственной лаборатории с экскурсией или даже получить сам принтер. Кстати, экскурсия в лабораторию – пример отлично работающей акции, ведь любая эмоция материальна. Например, если бонусом обещан билет на концерт, то проект двигается очень быстро. Другие примеры востребованных аудиторией акций – билеты на концерт, присутствие на репетиции, мастер-класс.

На следующий год у нас далеко идущие планы. Мы возьмемся за активное развитие научно-технического направления: у нас уже есть несколько технических вузов-партнеров.

– Вы ориентируетесь в основном на вузы?

– Да, это наша главная целевая аудитория, и мы хотим плотнее работать с ними. Важно, чтобы талантливым ребятам заранее, на этапе вступления во взрослую жизнь грамотно объяснили, что и как. Когда я выступаю на молодежных форумах и фестивалях, то всегда спрашиваю: «Кто знает, что такое краудфандинг?» Обычно лишь процентов 30 поднимает руку. И приходится всем подробно рассказывать. Но лично меня это радует – это дает возможность донести до ребят, что каждый человек сам кузнец своего счастья, и глупо рассчитывать на дядю. Они должны верить в собственные силы – уметь рассказать о своей идее, знать, как ее обработать. Этому мы и стараемся научить.

– А если краудфандинговый проект провалится – на первый раз, на второй?

– В любом случае это будет позитивный опыт. Если ты не набрал денег с первого раза, то задумайся, почему твое изобретение неинтересно людям и что можно исправить. Идеи ведь тоже должны соответствовать рыночной конъюнктуре. Здесь важно вовремя провести работу над ошибками. Вообще, краудфандинг – это своеобразный тест для изобретателя, лакмусовая бумажка его проекта. Со второго раза твоя усовершенствованная идея соберет уже больше денег, а с третьего раза ты найдешь инвесторов. В итоге выкристаллизуется интересный, нужный всем проект.

 



«Космический домик» под Тверью

 «Караван+Я» уже на раз писал о молодых людях, которые уехали из города, чтобы создать свое поселение под Тверью («Страна великанов», номер 06 (985) от 18.02.2015). Сейчас к ним присоединилась еще одна группа переселенцев, которая собирается реализовать новый проект:

«Называется он «Космический домик». Это легко возводимая купольная конструкция для комфортного проживания трех человек. Особенность конструкции позволяет в короткие сроки создать автономное энергоэффективное жилище для круглогодичного использования. Отработав технологию, мы сможем возводить такие дома не только для нужд поселения, но и на заказ, что позволит привлекать средства для дальнейшего развития. В основе дома лежит деревянный каркас. Конструкция заранее запиливается по схеме, привозится на место и достаточно быстро монтируется. Сейчас мы собираем деньги на стройматериалы».



 

 

Но пока, повторюсь, техническая молодежь в этом плане довольно инертна. Они либо продвигаются на Западе, либо надеются на грант. Творчество, социальное предпринимательство, малый бизнес успешнее собирают деньги на свои проекты. Проще, конечно, собрать на новый альбом – там выхлоп быстрее. Инженерные проекты гораздо сложнее и дольше по созданию, они интересны в долгосрочной перспективе.

– Почему все-таки русские инженеры занимаются краудфандингом на Западе?

– Здесь разница менталитетов. На идеях русских людей держится весь мир. Только они у нас либо в единичном экземпляре (как подкованная блоха), либо работают на военно-промышленный комплекс. А людям на самом деле нужны просто интересные гаджеты, вещи, которые делают нашу жизнь приятнее и комфортнее. В России как-то не привыкли в это вкладываться. А на Западе другой менталитет и более высокий уровень жизни. Там это все культивируется, продвигается и оттого лучше работает. У нас же не авторы, ни бейкеры не верят друг в друга. Наша глобальная задача – привить западное понимание краудфандинга в России. Нужно взбодрить ребят, открыть им глаза, подучить их маркетингу и пиару. Ведь что делать молодому инженеру, у которого есть отличная идея? Кредит и грант получить довольно проблематично. Самый лучший выход – это краудфандинг. Одному, конечно, решить свои проблемы тяжело. А вместе мы можем сделать многое.

– Но все-таки у большинства ученых сугубо технический склад ума, им сложно понимать такие гуманитарные вещи, как пиар и маркетинг…

– Тогда надо найти себе продюсера или специалиста по связям с общественностью, который поможет с продвижением проекта. Конечно, не каждому дано красиво говорить и заниматься рекламой. Но в современном мире необходимо уметь делать такие вещи. Тогда ваш проект с гораздо большей вероятностью воплотится в жизнь.

Любовь КУКУШКИНА

32 0
Лента новостей