Актер и режиссер Тверского драмтеатра Александр Сафронов в открытом письме к министру культуры РФ рассказал об «управленческом вакууме в театре». «Караван» публикует этот текст
министру культуры РФ
Мединскому В.Р.
ОБРАЩЕНИЕ
Уважаемый Владимир Ростиславович,
я, Александр Александрович Сафронов, актер и режиссер Тверского академического театра драмы, в котором работаю 45-й сезон. В этом театре тринадцать лет прослужил мой отец, заслуженный артист России, режиссер Александр Семенович Сафронов.
Владимир Ростиславович, Вы, конечно, понимаете, что мне не безразлична судьба театра, с которым связана вся моя творческая жизнь и на афише которого фамилия «Сафронов» значится вот уже 58-й год.
К сожалению, Тверской драматический театр переживает нелегкие времена. В нем образовался некий «вакуум управленческой власти».
В семье художественного руководителя, народной артистки России Веры Андреевны Ефремовой, произошла трагедия – скончался ее муж, народный артист России, ведущий актер Тверского драматического театра Александр Александрович Чуйков, вместе с которым Вера Андреевна полвека шла по жизни. Вполне понятно, что горе ее подкосило, на какое-то время отняв моральные и физические силы, необходимые для полномасштабного управления сложным театральным организмом.
Директор Марк Евгеньевич Соколов работает только второй сезон и, естественно, еще не полностью вошел в курс театрального дела и разобрался в специфике нашего театра.
Возникший «управленческий вакуум» пытается заполнить главный бухгалтер театра Раиса Ивановна Жук. Бесспорно профессиональный экономист, она стремится к функциям, далеко выходящим за рамки ее полномочий. Человек, не имеющий специального театрального образования и весьма спорного художественного вкуса, берет на себя смелость выбирать творческое направление Тверского академического театра. Р.И. Жук считает себя вправе определять репертуарную политику театра, решать кадровые вопросы и вмешиваться во все сферы театральной жизни вообще – вплоть до того, как актерам играть, а режиссерам ставить спектакли.
Вот конкретные примеры. Р.И. Жук упорно продвигает идею закрыть Малую сцену, ибо та не приносит ощутимой выручки. Главный бухгалтер не желает и не может понять, что доход театра измеряется не деньгами, а влиянием на умы и души людей.
Ссылаясь на режим экономии, Р.И. Жук отказывает в приеме временного сотрудника вместо помощника режиссера, ушедшего в декретный отпуск. Дескать, и двух помрежей за глаза хватит. Хотя часто три спектакля идут одновременно – на Большой и Малой сценах и на выезде. Бухгалтер не понимает, что своими действиями подрывает нормальный производственный процесс.
И последний случай. В сложной финансовой ситуации театру требуется «кассовая» комедия. Я предложил руководству известную пьесу английского драматурга Майкла Фрейна «Шум за сценой» (Noises Off). Двадцать четыре года назад я уже ставил этот спектакль, и он имел оглушительный успех. Пьесы М. Фрейна, хорошего качества и вкуса, популярны во всем мире. Художественный руководитель и директор согласились со мной и дали добро на постановку. Но бухгалтер Р.И. Жук категорически против и отказывается выделять деньги. Мотивировка: ей не нравится пьеса; на ее взгляд, это полная глупость. Лживое голословное утверждение: прежний спектакль не делал сборов. Указание: ищите другую пьесу, мы прочтем и подумаем. По-моему, комментарии излишни.
Я полагаю, Владимир Ростиславович, было бы резонно направить министерскую комиссию в наш театр. В обращении всего не перескажешь, а сложившаяся тревожная ситуация требует скорейшего разрешения. Для этого необходимо вмешательство компетентных театральных работников.
Благодарю за внимание к моему письму.
Всего самого доброго,
А.А. САФРОНОВ.
3 ноября 2015 г.