Зима… Именно в эти дни многие родители, летом отдававшие ребенка в сад, понимают: так больше жить нельзя. Потому что чадо никак не желает преодолевать период акклиматизации и все время болеет. Неделя в саду, две — дома, и снова, и опять… Знакомая ситуация?
Об адаптации детей к детсаду рассказывает педиатр Геннадий Георгиевич Качурин, заведующий детским отделением ржевской ЦРБ.
— Вообще раньше считалось, что оптимальным возрастом для того, чтобы отдать ребенка в сад, является период до шести месяцев – или после двух с половиной-трех лет. То время, в которое малышей отдают в садики сейчас, – обычно это возраст после года – возраст не самый лучший.
Выходит, что совсем крошечные малыши оказываются более стойкими в противоборстве с таким неожиданным взрослым миром! Почему? Геннадий Георгиевич отвечает: дело в первую очередь в особенностях психического развития ребенка. Полтора года – переломный период в становлении маленькой личности. В этот период он только начинает познавать мир. Поэтому большинство ребятишек плохо привыкают к садовским условиям. В это время малыш еще слишком сильно привязан к матери и очень болезненно реагирует на ее отсутствие, а равным образом и на появление чужих людей. Именно поэтому лучше всего в яслях адаптируются "неблагополучные" детки, то есть те, кому не слишком хорошо живется дома.
Протестуют дети против отлучения от мамы одним способом — реагируя на неожиданную смену обстановки частыми простудами и другими болезнями, капризами и плохим настроением, снижением интереса к окружающему миру. Такое пассивное сопротивление далеко не пустяк, оно очень негативно отражается на дальнейшем эмоциональном, интеллектуальном и физическом развитии малыша. Страх перед незнакомыми взрослыми с полутора лет только начинает теряться. А интерес к другим детям просыпается в малышах лишь к трем годам. В этот период мир для них уже не замыкается на одной лишь мамочке, они психологически готовы к увеличению количества людей вокруг себя. При этом сначала они тянутся к товарищам постарше себя, потом начинают интересоваться теми, кто помладше, и только в последнюю очередь обращают внимание на своих сверстников.
— Значит, малыш не будет болеть, если отправится в сад в свой срок?
— Нет, при вступлении в любой коллектив обязательно пройдет определенный период так называемой острой адаптации. И это не только особенности психологического восприятия, но и физиологическая реакция на чужую микрофлору. При болезнях маленький организм накапливает информацию об их возбудителях и учится с ними бороться. Это естественное и закономерное состояние. Прибавьте к этому особенности его иммунитета. У малыша иммунная система еще незрелая, она начинает формироваться по взрослому типу только к 6-7 годам.
Степень адаптации малыша к детскому саду различается по степеням: она может быть легкой, средней и тяжелой.
Облегчить адаптацию можно, прибегнув к следующим советам врача:
— Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.
— Поначалу оставлять его в саду лишь на несколько часов, самой оставаться с ним и принимать участие в играх малышей.
— Не обсуждать при малыше проблемы, связанные с детским садом. Наоборот, рассказать ему, что сад – замечательное место, куда с удовольствием ходили и родители, и все знакомые ребятишки.
— Приятельница рассказала, что педиатр прописал ее ребенку курс иммуностимулирующих препаратов перед тем, как направить малыша в сад. Насколько это рациональный выход? Ведь многие говорят, что иммуностимуляторы вредны.
— Во-первых, нет такого понятия как иммуностимуляторы. Обычно стимулировать иммунитет призваны такие препараты, как, скажем, «Иммунал». Но это лишь название. Это препарат эхинацеи, который всего лишь оказывает общее укрепляющее и тонизирующее действие – подобное женьшеню, элеуторококу. Он не оказывает никакого влияния на иммунную систему, большого эффекта от него ждать не стоит. А медикаменты типа «Имудона» относятся не к иммуностимуляторам, а к иммуномодуляторам. Они могут модифицировать иммунитет. Но нельзя вторгаться в эту область без особых знаний, показаний и по наитию – просто потому что ребенок пошел в сад.
— Мы готовы давать ребенку препараты, но часто забываем об элементарных вещах, например, таких, как закаливание. Или это малоэффективная практика?
— Напротив, очень эффективная. И что самое главное — ее может позволить себе каждый. Начинать его можно с года и даже раньше. Например, окатывание холодной водой из-под крана (температура 8-10 градусов). Оно начинается со стоп и постепенно с течением времени доходит до обливания всего тела от шеи до пят (без головы). Главное — не держать малыша в холодной ванне и быстро вытереть ножки. Такое закаливание дает стойкость к охлаждению, тренировку сосудов, желез внутренней секреции, мощную антистрессовую подготовку. Ему уже не страшен сквозняк, промоченные ноги. Но подобные процедуры должны проводиться в веселом и позитивном антураже, ежедневно — без праздников и выходных, желательно в первой половине дня, можно вместе с родителями.
Конечно, самый важный залог здоровья – чтобы в садиках не было больных детей. К сожалению, наш уровень и стиль жизни диктуют совершенно иные условия. Если в советское время больного малыша просто не принимали в сад, чтобы он не распространял инфекцию на других, то теперь так нельзя. Слишком низкие социальные гарантии у современного общества. Работодатель найдет множество поводов, чтобы оставить «за бортом» маму, которая постоянно сидит с малышом на больничном. Поэтому в сады ведут едва окрепших ребятишек, которые не только получают осложнения сами, но и заражают других. Потому что, как говорят специалисты, за неделю он выздороветь не может. Иммунитет восстанавливается только через две-три недели. И в сад после болезни идет не здоровый, а лишь выздоравливающий ребенок…
— А наполняемость групп играет роль?
— Разумеется: чем она больше, тем выше риск заболеть. Поэтому в больших городах и делают при садах так называемые адаптационные группы, куда берут 5-7 человек, причем малыши ходят вместе с родителями. К сожалению, у нас при дефиците мест в садах такое вряд ли возможно. Однако стоит отметить такие сады, как 14-й, 18-й. Там небольшие группы, оттуда поступает к нам сравнительно немного детей. А вот в крупных садах с большой наполняемостью групп – 30-м, 29-м – дети болеют чаще. Хорошо бы открыть побольше маленьких садиков с семейной, уютной атмосферой…
Виолетта КОСЫХ