Забастовка дальнобойщиков в Твери завершилась страшным ДТП
19 ноября по всей России проходили протесты дальнобойщиков против новых поборов – сейчас они составляют полтора рубля за километр, со следующего года станут больше трех. Водители грузовиков хотели донести до властей, что система «Платон» («плата за тонну») сырая, ненадежная, она дает сбои и ставит тысячи семей на грань выживания. В Твери в пикете участвовали около 60 водителей со всей области. Во время собрания произошло страшное ДТП – водитель муковоза, не имеющий отношения к акции протеста, врезался прямо в толпу дальнобойщиков. Один погиб, трое пострадали. Сотрудник «Каравана» был очевидцем и сам едва не попал под колеса
НЕЛЬЗЯ БЫЛО ДАЖЕ ПРЕДСТАВИТЬ ТАКОЕ
19 ноября дальнобойщики из разных городов Тверской области решили провести пикет против введения тарифов на грузоперевозки. Машины остановились на обочине трассы М-10, на 166-м километре после заправки. Не прошло и 15 минут, как в толпу дальнобойщиков со встречки влетел МАЗ. Тяжелые травмы получили трое, один мужчина оказался под колесами.
– Ты что сделал? Ты ребят наших передавил! – с этими криками дальнобойщики задержали виновника ДТП, который сам ошалел от произошедшего и закрывал лицо трясущимися руками.
Видеозапись показала, что автомобиль Мичуринского мукомольного комбината занесло и он на всей скорости въехал в толпу пикетчиков, стоявших на обочине с другой стороны дороги. Жертв могло бы быть гораздо больше, если бы капитан полиции Олег Атылин вовремя не среагировал и не столкнул несколько человек в кювет. МАЗ врезался в грузовик одного из дальнобойщиков.
Через 15 минут прибыла скорая, но Сергей Белов из Лихославля скончался на месте. У него остались жена и двое детей. Дальнобойщики со всей России откликнулись на эту трагедию и разместили на сайте «АвтоТрансИнфо» реквизиты для помощи семье своего коллеги: «4276630012701317 – это номер карты Беловой Любови Аркадьевны. Девиз дальнобойщика – «Ты не один».
Трое пострадавших с травмами различной степени тяжести были доставлены в 4-ю городскую больницу. Желаем им скорейшего выздоровления. На их месте в тот день мог оказаться любой. Пикет освещали тверские журналисты, и они сами едва не попали под колеса.
– С небес нам с Макарычем, Игорем Стасюком и Димой Кочетковым сегодня привет передали, – пишет на своей странице «ВКонтакте» наш коллега Александр Гамбург, слава Богу успевший вовремя отскочить.
Мне, корреспонденту «Каравана», спас жизнь дальнобойщик Вадим Калмыков: он задержал меня разговором метрах в 15 от ДТП. Потом я поблагодарил Вадима Евгеньевича за это.
ПРОБЛЕМУ ПЫТАЮТСЯ ЗАМОЛЧАТЬ
– Делайте выводы. Не собрались бы вы здесь – не было бы ДТП. МАЗ просто улетел бы в кювет, и никто бы не пострадал, – сказал врио начальника ГИБДД по Тверской области Денис Черных в беседе с дальнобойщиками после происшествия.
Эту логику можно продолжить: «Не было бы введения тарифа – не было бы пикета, и трагедии не произошло бы».
Логика полицейского очень странная. Сотрудники ГИБДД были не только в курсе акции – еще до пикета они провели для дальнобойщиков что-то вроде инструктажа на заправке и посоветовали во время акции прижаться к обочине, чтобы не препятствовать движению.
– В других регионах голодовку объявляют, дороги перекрывают, а мы просто хотим привлечь внимание к нашей проблеме, не создавая лишних трудностей, – сказал участник мероприятия, и сотрудники ГИБДД отнеслись к этому с пониманием.
Так водители грузовиков получили добро и встали по рекомендации сотрудников ГИБДД. Тверские дальнобойщики по сравнению со своими коллегами из других регионов были очень лояльными: в Петрозаводске, например, дальнобойщики ходили бесконечно туда-сюда по пешеходному переходу, игнорируя замечания ДПС.
Как таковых организаторов у тверской акции не было – такие пикеты проводились по всей России, информация разлеталась по соцсетям и радио дальнобойщиков. Губернатор был уведомлен как о первой акции 11 ноября, так и второй 19 ноября, его даже пригласили прийти на встречу с водителями, но вместо себя он прислал ОМОН.
– Зачем ОМОН? Мы не хотим драться, мы хотим, чтобы нас услышали, – сказал на трассе дальнобойщик Вадим Калмыков.
Сразу после ДТП к дальнобойщикам приехала начальник Росавтодора по Тверской области и стала предлагать всем разойтись, чтобы потом собраться вместе в каком-нибудь зале и все обсудить…
Однако в то же время Росавтодор обратился в МВД с просьбой о «проверке организаторов подобных акций по всей стране, которые проводят несанкционированные митинги вблизи федеральных дорог, подвергая опасности жизни не только самих участников забастовок, но и простых автомобилистов. Подобные призывы и действия – это прямая угроза безопасности граждан, нельзя допустить гибели людей по чьей-то халатности».
– В Тверской области обстановка достаточно спокойная – в регионах, удаленных от Москвы, ситуация гораздо острее, – говорит участник собрания Павел Смольский. – Виновник трагедии в Твери – «Платон», мы собрались из-за него, чтобы донести свои проблемы до власти, до СМИ. Собрались спокойно, никаких политических партий, профсоюзов никто из нас не представлял, поэтому некстати говорить о каком-то лобби. Конечно, разбираться надо в том, что произошло, но почему нельзя было сделать это раньше?
В то время как соцсети пестрят постами на дальнобойную тематику, ни один государственный канал не осветил проблемы перевозчиков (к сожалению, для большинства россиян существует только то, что показывают по ТВ: Сирия, например, есть, а дальнобойщики – это вопрос). Водители обращались, например, к администраторам интернет-сообщества Первого канала, но их вносили в черный список за любой упоминание этой темы. В конце концов Первый канал не без издевки – «по многочисленным просьбам» – опубликовал лубочный сюжет «Профессия – дальнобойщик». Так реагировать на реальные проблемы людей, тем более после такой трагедии, – верх цинизма.
Только независимые СМИ, каких в России немного, могут позволить себе не притворяться слепыми.
СИСТЕМА «ПЛАТОН» СОВЕРШЕННО СЫРАЯ
На виновника ДТП завели уголовное дело. Водитель МАЗа, скорее всего, уснул за рулем – по информации ГИБДД, в машине был установлен тахометр, но шайба вставлена не была. В соцсетях высказывают версию, что это был провокатор, попытавшийся дискредитировать забастовку дальнобойщиков. Однако это вряд ли.
Нужно осмыслить это ДТП в контексте всего пикета. Судьба показала свою страшную гримасу: водители грузовиков вышли защитить свои права и пострадали от такого же, по сути, дальнобойщика.
– На трассе не хватает стоянок, у водителей нет возможности отдыхать. Нет развитой дорожной инфраструктуры. В то же время нас обложили со всех сторон – топливо дорожает, запчасти подорожали в два раза, тут еще тариф ввели – некоторым приходится экономить в том числе на запчастях. Я не исключаю, что авария могла произойти из-за неисправности, – рассказывает дальнобойщик Александр. – Я много ездил по Германии – тарифная система там действует давно, но ею, в отличие от нашей, удобно пользоваться. На любой заправке есть автомат – оплатил, и едешь дальше.
– Я пытался встроиться в новую систему, но она настолько неотработанная, что просто невозможно, – говорит водитель Максим Вячеславович. – Система сырая совершенно – нужно было ее обкатать и потом уже вводить. Сейчас многие дальнобойщики на простое – почему мы должны платить тройной налог? Кроме транспортного налога 40 тысяч рублей, я плачу еще с каждого литра топлива 7 рублей. Грузовик жрет до 40 литров на сотню, и получается, около 3 рублей за километр я и так отдаю.
– Сайт «Платона» постоянно глючит – свою машину и машину друга я регистрировал час. А потом еще нужно сходить в тверской офис и там очередь отстоять. В последний раз я стоял с 10 утра до 5 вечера, – сказал Вадим Калмыков. – А штраф за неоплаченный проезд – 40 тысяч рублей собственнику авто и 5 тысяч рублей водителю. За отклонение от маршрута то же самое. А если вдруг авария – и мне нужно уйти с А107 на А108? Тогда нужно связываться с центром, прокладывать новый маршрут, стоять незнамо сколько на обочине – а ведь не везде это можно. Новая система связывает нас по рукам и ногам. Космонавту и то легче в Космос улететь, чем мне по России поездить. В год я плачу транспортный налог около 40 тысяч рублей. А я ведь еще ИП, я налоги плачу, за счет таких, как я, держатся магазины автозапчастей…
– 25 октября отмечался День автомобилиста. Значит, такой вот подарок вам преподнесли?
– Это подарок всем россиянам на Новый год, – поправляет Вадим Калмыков. – Просто мы, дальнобойщики, первые это на себе почувствовали. Подумайте, что товары в торговые сети возим мы. Естественно, это ударит по вашему кошельку.
После всероссийской забастовки стало известно, что Минтранс вносит поправки в кодекс об административных правонарушениях: теперь водители не будут платить штраф за нарушения оплаты проезда – отвечать будут только владельцы. Но беда в том, что в случаях с ИП это одно и то же лицо. Также в Госдуму РФ поступило предложение ввести мораторий на систему «Платон» до 2018 года. Насколько это серьезно или это просто такой пиар-ход определенных политических сил, пока мы сказать не можем. Дальнобойщиков поддерживает специально разработанный сайт «Антиплатон», где сообщается, что в случае неудовлетворения их требований они готовы идти на Москву.
Дмитрий КОЧЕТКОВ