В Твери прошел абсурдистский спектакль про любовь и бред
24 ноября в Твери прошел экспериментальный спектакль под названием «любовь#война#бред». Литературная основа – пьеса Эжена Ионеско «Бред вдвоем», постановка и художественное решение – молодой актер драмтеатра Тарас КУЗЬМИН. Его партнершей стала Юлия БЕДАРЕВА, также актриса драма.
В Твери, страдающей от культурного голода, этот спектакль стал настоящей отдушиной. В крохотном зале Дома актера люди сидели на запасных стульях, на подоконниках, стояли прижавшись к батареям, но никто не уходил. Мой новый знакомый, коммуникабельный грек Александр Саваидис, нашел оригинальный выход:
– Я застолбил место у рояля на сцене. Периодически могу что-то наигрывать.
Нельзя было придумать более подходящий день для премьеры абсурдистского спектакля о войне и бреде, чем в прошлый вторник, когда турки сбили российский бомбардировщик над Сирией, а в Твери заблокировали движение из-за подозрительного предмета на мосту (им оказалась банка варенья). Поэтому не было ничего правдивее того бреда, который творился на сцене.
Спектакль задумывался еще в апреле, когда уже процветала международная напряженность, но серьезного предчувствия войны еще не было. А сейчас оно есть, со всеми вытекающими: памятками о терроризме, недвусмысленными угрозами политиков, муляжами бомб для проверки бдительности и сбитыми самолетами.
В тот день театр начинался не с вешалки (хотя раздевалка в Доме актера сильно напоминает бомбоубежище), а со стен в зрительном зале. Они готовили зрителей к восприятию спектакля: на распечатанных листочках формата А4 объяснялось, что такое «фантасмагория», «пастфатарианство» («поклонение макаронному монстру»), а также тактично сообщалось: мол, спектакль – это всего лишь авторская попытка осмыслить происходящее в мире, не судите строго.
На подоконниках лежали пачки старых газет. Сцена тоже вся была засыпана газетами, и декорациями служили газеты, и это главная метафора информационной войны.
Из кромешной тьмы, после звуков сирены и бормотания телевизора об угрозах терактов из-под кучи газет вылезают Тарас Кузьмин и Юлия Бедарева в костюмах из газет и дуршлагах на головах (см. «пастафтарианство»). Они играют не очень счастливую супружескую пару, которая забаррикадировалась от мира в комнате, в доме на границе противоборствующих сил. Вокруг то и дело раздаются звуки сирены, взрывов и беспорядочных телевизионных сообщений. Культовое стихотворение Бродского «Не выходи из комнаты», прочитанное вначале: «На улице, чай, не Франция…» – звучит до дрожи актуально.
Весь спектакль пронизан метафорами и склеен из кусочков (и даже это метафора, потому что современный человек – на редкость раздробленное существо, давно потерявшее свою природную цельность). Постановка многослойная: пока на сцене герои выясняют отношения и прячутся от взрывов, на экране из кусочков газет складываются отдельные фразы, последняя из которых: «Любовь не спасет мир». Портреты главных политиков современности разрезаны на кусочки – из них складываются новые герои: лоб Путина, челюсть Обамы, челка Меркель. Как ни крути, а мир делит все та же «золотая сотня».
Гранатой, внезапно обнаруженной в комнате, тоже становится газета, и ее кидают в зрительный зал.
Отдельное искусство – свет и звук: специально для спектакля тверская группа «Папа Джеймс» написала песню «Бомба», а светом заправлял актер тверского ТЮЗа Сергей Зюзин.
Когда война заканчивается, герои остаются в комнате: «ОНИ» все равно не оставят их в покое, будь то война или мир. ОНИ заставят идти маршем или придумают новую войну.
Острой политичности добавляет и голосование после спектакля – кидайте деньги в коробки за «жить или «не жить» проекту. Это тоже аллюзия на современные выборы: организатор все равно останется в выигрыше.
Впрочем, ради такого дела не жалко – все деньги пойдут на развитие «АртЕли Кузьмы Шампанского», проекта Тараса Кузьмина и его команды. И это здорово – что благодаря молодым и талантливым в Твери есть место эксперименту, творческому подвигу и политической рефлексии.
Любовь КУКУШКИНА