Студенческий отряд из Сахарово побывал на строительстве «Восточного»
Недавно отряд Тверской сельхозакадемии «Альтаир» вернулся со стройки космодрома «Восточный» в Амурской области. Пока самая нашумевшая новость с «Восточного» – космические хищения почти на 6 миллиардов. А что еще мы знаем о стройке века, напоминающей современный БАМ и поднятие целины? «Караван+Я» поговорил с командиром студенческого отряда Алексеем Морозовым
«ВСЕ МЫ СТАЛИ БЕТОНЩИКАМИ»
– Наша академия попала в список из 40 вузов, студентам которых предложили поучаствовать в строительстве. Изначально нас собрали всех вместе и предложили поехать на строительство космодрома «Восточный», чтобы не было проблем с учебой, пообещали перевести на индивидуальное обучение, – рассказывает Алексей. – Сначала нам сказали, что мы поедем на строительство в Благовещенск – это ближе к нам, но далеко от центра космодрома. А за неделю до отъезда сообщили, что мы теперь трудовой отряд «Альтаир», сформированный для поездки на строительство. И отбываем мы в Углегорск – это самое сердце стройки.
– Как ты стал командиром отряда?
– Изначально им должен был быть староста моей группы, но он не смог поехать, так как ему больше 23 лет и его переезд стоил для академии намного дороже. Не знаю, какая связь между возрастом и стоимостью проезда, но почему-то цена намного выше. Мы подготовили справки, пообщались с психологом. И уже на собрании объявили, что командиром буду я. Первые мои слова на это: «Нет», – но парни поддержали, так я и стал командиром.
– На кого ты учишься?
– Я учусь на инженера-электрика на 4-м курсе. Интересно, что на момент поездки у меня не было трудовой книжки. Поэтому первая запись в моей трудовой – это работа на строительстве космодрома. Но так как у нас нет ни разрядов, ни специальностей, нас всех устроили бетонщиками третьего разряда.
– Когда вы отправились на космодром?
– Из Твери мы выехали 3 октября на экспресс-маршрутке в Домодедово. Потом уже летели до Екатеринбурга (напрямую не получилось из-за банкротства авиакомпании). В Екатеринбурге мы из-за задержки рейса просидели несколько часов, но посмотреть город не получилось. Потом мы уже добирались до Благовещенска, а затем до места стройки. Это оказалось не в Углегорске, а за 20 с лишним километров от него. Небольшой строительный городок с вагончиками и двумя магазинами.
Сначала снега не было, а буквально за пару дней навалило сугробы сантиметров 40. Ведь там межконтинентальный климат. Ветер ужасный – как ни идешь, всегда в лицо дует. Кстати, странно, но у нас даже акклиматизации не было. Буквально за день привыкли и к климату и к разнице во времени в 6 часов. А рабочие, кстати, подшучивали, мол, вам бы зимой приехать, когда здесь минус 40 градусов (смеется).
– Чем вы занимались на стройке?
– Нам сразу объяснили, какие нужны специалисты. В итоге нам, четверокурсникам, предложили работать с программами «Экселем» и «Автокадом», когда тебе приносят, например, план здания, а ты должен сделать его 3D-модель. Двое сразу ушли работать в этой области, еще одного отправили заполнять журналы. Еще двоим сказали, что они будут заполнять какие-то бумажки, а в итоге отправили в «подземелье», отделывать теплотрассу стекловатой, они, конечно, там замучились в первые дни.
Пятерых отправили на «Водозаборное сооружение №1», в том числе меня. Оттуда затем будет поступать вода на весь космодром. Этот водозабор уже подходил к сдаче, поэтому мы наводили там чистоту, убирали остатки строительных материалов рядом со зданием. Потом территория рядом выравнивалась.
Прораб интересно рассказывал, что здесь не будет работ над газоном, так как сейчас появился какой-то особый раствор, им поливаешь, и трава вырастает даже на заборе, не знаю, правда это или нет…
Когда на космодром «Восточный» приезжал Путин, у всех должен был быть выходной, но нас загнали заполнять журналы. Мы записывали в них разного рода информацию: какая работа сделана, в какие сроки, кто начальник и т.д. Многое приходилось подгонять, так как строительство не всегда идет гладко.
«МОЖЕТ, ВАМ ЕЩЕ ГИДРОКОСТЮМЫ ВЫДАТЬ?»
– Что было сложного в работе?
– Как командир я решал очень много вопросов. Когда ребятам не выдавали перчатки, инструменты или что-то еще, я разбирался. Например, как-то нужно было вымыть полы, вода холодная, ни перчаток, ни швабры, только тряпка. Подошел, мол, дайте хоть что-нибудь. А мне: «Может быть, им еще гидрокостюм выдать». Вообще, иногда работа там напоминала армию – прорабы пытались нас строить, приходилось отпираться.
– Как на «Восточном» устроен быт?
– Мы жили в вагончиках, но изнутри они отделаны комфортно – душ, туалет, стиральные машинки и т.д. Нам повезло: мы жили в лучших общежитиях, хотя они принадлежали не тому филиалу, к которому мы относились. Но туда селили всех студентов. Питались в столовой, нам выдавали талончики на еду – 70 рублей завтрак, 110 рублей обед и ужин – 80. Кому-то этих денег хватало – мне, например, нет, поэтому приходилось доплачивать. Только потом узнали, что можно было питаться за свой счет, а деньги потом бы плюсом к зарплате пришли.
Еще очереди в столовой огромные, студенческие очереди отдыхают. Иногда минут по 20-30 в очереди стояли. Было, конечно, два магазина с названиями планет и с космическими ценами. Например, лапша типа «Роллтон», которая у нас рублей 30 стоит, там 80. Обычный лимонад у нас 20-30, там 60. И так на все. У нас сигареты стоят рублей 80, парни там покупали за 120.
В 20 километрах есть военный городок, туда вход только по пропускам, но рабочие рассказывали, что добирались туда на попутках и лазили через дырки в заборе.
– Когда вы вернулись в Тверь?
– Вернулись 10 ноября. Обратно, кстати, мы уже ехали на поезде. Причем последней остановкой был почему-то Ярославль. По дороге очень интересно было наблюдать за погодой: тут снег лежит, а тут еще трава зеленая. Жалко, что Байкал мы проезжали ночью, поэтому не смогли его толком увидеть.
– Из-за переносов срока запуска первой ракеты с «Восточного» с декабря 2015-го на апрель 2016-го все иронизируют, что космодром и к этой дате не успеют построить. А как ты думаешь?
– Кто знает, стройка идет. Многие рабочие не без шутки рассуждают, что сроки придется переносить на сентябрь следующего года.
Екатерина СМИРНОВА