Эффект Чайки

08.12.2015, 16:37

В транспортной сфере Тверской области процветают коррупция и семейственность?

Неделю назад в Тверь нагрянули журналисты телеканала «Россия-24» и активисты ОНФ. Они собирали материал по нецелевому использованию бюджетных средств, в частности, по закупке чиновниками запрещенных правительством люксовых иномарок, о сдаче их в аренду (по сути, самим себе) за государственный и региональный счет. Российские чиновники тратят на такую аренду более миллиарда рублей в год, и это лишь по нескольким регионам. Как вы догадались, Тверь попала в тройку «призеров» в номинации «самые большие траты на казенные авто». На машины для команды губернатора Шевелева расходуется около 120 миллионов рублей, при этом долг Тверской области исчисляется десятками миллиардов

 

ТРОЕ ИЗ ЛАРЦА, ОДИНАКОВЫХ С ЛИЦА

 

Андрей СуязовВячеслав СуязовПравда, сотрудникам государственного канала чуть было не отказали во встрече с губернатором… Лишь настойчивость репортера Артема Кола заставила Шевелева появиться и дать уклончивые ответы на вполне прямые вопросы. Но если губернатор хотя бы пытался играть дружелюбного хозяина и делал хорошую мину при плохой игре, то министр транспорта Тверской области Андрей Суязов держал ответ не как высокопоставленный чиновник, а скорее как дерзкий подросток.

Он фактически признался в многоходовочке по отмыву денег на казенных авто. Снова возникли вопросы о результатах 4-летней работы молодого министра транспорта и о его профессиональных качествах. А результаты так себе: тут и непонятная политика с междугородными пассажирскими перевозками, непрозрачные «блатные» конкурсы, давление на перевозчиков, недоплата ЕСПБ одним и переплата другим. На грани банкротства или уже обанкрочены ряд муниципальных пассажирских предприятий, продолжается хаос в городском пассажирском транспорте, в частности не решен вопрос с маршрутками, до конца не отлажена работа трамваев. Живы в памяти и чуть было неотмененные электрички.

Многие транспортники давно говорят о некомпетентности Андрея Суязова, мол, другого министра сразу бы убрали и без вопросов, вон как стремительно меняет рулевых тверское здравоохранение. Но что же держит Андрея Вячеславовича? Должностная живучесть чиновника, его неисчерпаемый иммунитет объясняется наличием сильных покровителей, главным из которых является его отец Вячеслав Суязов – председатель постоянного комитета по аграрной политике, природопользованию и собственности Заксобрания Тверской области. Именно он курирует вопросы транспорта и дорог, то есть направления, подконтрольные его сыну. Вячеслав Суязов обладал влиянием еще при губернаторе Зеленине, фактически состоял в его команде. А когда власть в регионе сменилась и началась кадровая чистка, опытный депутат ЗС сумел найти общий язык с Героем России Шевелевым. Таким образом, Вячеслав Суязов не только сохранил свой пост, но и возвысил любимых отпрысков. Андрей получил министерское кресло, а младший сын Артем стал топ-менеджером крупнейшего автотранспортного предприятия региона – «Тверьавтотранса».

 

НА АВТОВОКЗАЛЕ ОТМЫТО 250 МИЛЛИОНОВ?

 

В начале декабря в Интернете появился фильм-расследование Фонда борьбы с коррупцией про семью генпрокурора Юрия Чайки и легальное насилие под прикрытием прокурорских погон, про незаконный бизнес его сыновей, откаты, коррупцию, рейдерство, откровенный бандитизм. И все это действует не только в масштабах России.

Чайки раскинули свои крылья за ее пределы в виде особняков, сомнительных юридических контор и дорогущих гостиниц, с закрытыми вечеринками для российских чиновников, политиков и бизнесменов, многие из которых связаны с криминалом, либо сами являются преступниками. Эффект Чайки – макроэкономический, но и в регионах прослеживается подобная тенденция.

В Тверской области к похожей семейной схеме хозяйствования можно отнести деятельность Суязовых. В декабре 2013-го «Караван» писал об этом статью «Клановая экономика. Тверские трудовые династии XXI века: депутат, министр, директор». Напомним вкратце: сын-министр разрабатывает нормативные акты, в том числе противоречащие федеральным законам, папа-депутат принимает их на законодательном уровне, а младший сын-директор реализует их на практике. Можно предположить, что Суязовы действуют исключительно в личных интересах, вопросы развития транспорта их не слишком-то волнуют. Правда, сейчас серый кардинал ОАО «Тверьавтотранс» Артем Суязов ушел на дно, его нигде не слышно, но старший брат и папа продолжают лихорадить областной рынок транспортных услуг.

К слову, именно с «Тверьавтотранса» и началась шумиха о злоупотреблениях в тверском министерстве. Младший Суязов и его коллеги Сергей Иванов и Игорь Гусев, образно говоря, превратили тверской автовокзал в центр отмывания денег. Под прикрытием покупки служебных люксовых авто, многократного ремонта одних и тех же кабинетов, премий в сотни тысяч рублей, раздутых окладов эскорт-секретарей, ежедневной мойки автомобилей (чуть ли не по два раза на дню), а также странных манипуляций с запасными частями для автобусов менеджеры, как говорят, за год «отмыли» порядка 250 миллионов рублей.

Иванова и Гусева привлекли к ответственности, правда, суммы в обвинительных протоколах фигурировали совсем другие. Видимо, прокуратура подошла к этому делу поверхностно. В итоге Гусев и Иванов заплатили штрафы в несколько миллионов рублей и получили условные сроки, Артем Суязов и вовсе оказался с краю, он не значится ни в деле Гусева, ни в деле Иванова, этакая жертва, а-ля свидетель «Оборонсервиса». Но, даже не принимая во внимание нынешнее место работы Артема, можно говорить, что дорожная и транспортная отрасль региона сегодня по-прежнему сосредоточена в руках одной семьи.

Вячеслав Суязов лоббирует законы, выгодные сыновьему министерству и приближенным автотранспортным предприятиям. Именно он корень денежного дерева всего семейства. Если Вячеслав Суязов лишится своего высокого поста, ясно, что вслед за ним полетит и голова Андрея.

 

МИНИСТР «ПРЕССУЕТ» ПЕРЕВОЗЧИКОВ

 

Но пока, имея крепкую родственную крышу, министр транспорта чувствует себя более чем уверенно. Благодаря региональным законам, в частности статьям 50.1, 50.2 и 50.3 закона Тверской области от 14 июля 2003 г. №46-ЗО «Об административных правонарушениях» и специфическим конкурсам на маршруты, он фактически монополизировал рынок регулярных пассажирских перевозок. Можно свободно подавать документы на участие в конкурсе, но будь у тебя самые новые автобусы, самое честное имя и самая ликвидная компания – конкурс не выиграть и не получить договор на право перевозки пассажиров внутри Тверской области.

Некоторые транспортники нашли иной путь, по сути, создав новый вид услуги – чартерные перевозки, при этом их деятельность не противоречит ни федеральным законам, ни законам Тверской области. Но вместо конструктивного диалога и учета популярности новой услуги среди пассажиров Андрей Суязов как будто, пытается растоптать экспресс-перевозчиков, используя легальные способы преследования в виде ГИБДД, МВД, прокуратуры и УГАДН. Суязов организовал и арбитражное преследование новых рыночных игроков, но последние выигрывают судебные тяжбы.

Рьяное преследование министром экспресс-перевозчиков не приносит своих плодов. Казалось бы, патронажные минтрансу организации должны бы были развиваться, но этого не происходит. Перевозчики разоряются или находятся в глубоком кризисе, во многом из-за неэффективных руководителей, которых назначают через министерство. ОАО «Тверьавтотранс», ОАО «Торжокское ПАТП» – самые яркие примеры хищнической деятельности нанятых руководителей. Техника, купленная за бюджетный счет еще до пришествия Суязова, эксплуатировалась (и продолжает эксплуатироваться) крайне неэффективно.

Часть автобусов простаивает по нескольку лет, часть из них сломана, продана или сдана в металлолом. Но есть среди союзников минтранса предприятия и бизнесмены, не получающие бюджетных средств на технику и не тратящие деньги впустую. Тем не менее и они пребывают в кризисе – во многом из-за того, что Андрей Суязов загнал их в рамки и не позволяет регулировать расписание на собственных маршрутах и тем самым полноценно конкурировать с экспрессами. К тому же действующие тарифы на перевозку пассажиров в междугородных автобусах в размере 2,20 руб. за 1км пути и в пригородных автобусах в размере 2,10 руб. за км пути до 2014 года остаются заниженными.

 

ДВА БИЗНЕСМЕНА «БЛИЖЕ К ТЕЛУ»

 

По сути, Андрей Суязов должен был поддерживать патронажные организации на плаву и пытаться найти диалог с новыми игроками, т.е. регулировать рынок транспортных услуг цивилизованным способом, позволяя работать и тем и другим. И тем самым развивать маршрутную сеть региона. Но вместо этого часть населенных пунктов Тверской области осталась без транспортного сообщения. Под сокращение попали социально значимые маршруты, где выручка не столь велика, но они востребованы льготными категориями граждан.

С 1 октября 2015 года стоимость ЕСПБ для граждан выросла до 302 рублей, до министра Суязова льготный билет стоил в 5 раз меньше. А полная стоимость ЕСПБ (то, что получает перевозчик за перевозку одного льготного пассажира) не меняется с 2006 года и составляет 390 рублей для Твери. Получается, что министерство обирает граждан и недоплачивает перевозчикам? Но есть пассажирские предприятия, получающие по ЕСПБ излишки. Дело в том, что методика расчета транспортной работы за перевозку льготных пассажиров непрозрачна и может быть легко сфальсифицирована.

Непонятен и механизм выдачи денежных компенсаций за льготников. Минтранс считает распорядителем денежных средств минсоцзащиты населения Тверской области, а минсоцзащиты вроде и причастно к распоряжению деньгами, но убеждено, что суммы компенсаций за транспортную работу определяет ведомство Андрея Суязова. Тверской автотранспортный союз обратился в региональное правительство с предложением сделать методику прозрачнее, чтобы в расчетах участвовали не только предприниматели, но и рабочая группа, а также представители общественности. Но, похоже, что Минтранс региона не нуждается в «общественном оке» и приветствует злоупотребления со стороны части перевозчиков. ТАС уверен, что такие перевозчики, как ИП «Пыльнова И.В.» и ИП «Лейман К.Э.», приписывают транспортную работу и получают из бюджетной копилки больше заслуженного.

Показательно: контролирующие органы попытались проверить реальную транспортную работу ИП «Лейман К.Э.». Однако первичные документы, необходимые для проверки, либо внезапно сгорали, либо похищались неизвестными лицами. Но для министерства транспорта указанные обстоятельства не являются поводом для сомнений.

В отношении ИП Пыльновой и вовсе завели уголовное дело за завышение показателей по ЕСПБ. Документы, по которым перевозчица в период с 2010 по 2014 год незаконно получила порядка 40 миллионов рублей, подписывал лично Андрей Суязов. Министр не мог не знать этого. Видимо, бизнесменов, чьи денежные аппетиты с избытком удовлетворяются через министерство транспорта, связывает с Андреем Суязовым что-то особенное.

 

P.S. Не за горами выборы губернатора Тверской области. Очевидно, что клан Суязовых полностью зависит от дальнейшей судьбы Андрея Шевелева. И «не дай Бог» народ прозреет и выберет на трон кого-то другого, тогда министр Суязов, который вмиг превратиться в и.о., рискует не вернуть свой прежний статус и в итоге покинуть главное транспортное кресло региона, оставив крайне запущенное наследство. Ведь проблемы транспорта за время его правления так и не решились, а, наоборот, многократно умножились. 2016 год может стать годом положительных перемен для Тверской области, очень хочется, чтобы таким он стал и для тверского транспорта.

Федор СУМКИН

43 0
Лента новостей
Прокрутить вверх